Published Date: 27.08.2022

О параллельных процессах в мышлении при решении задач

Annotation

Решение задач обычно понимается как последовательный процесс, когда одна мысль является предпосылкой для последующей. Однако значительная часть психических процессов являются параллельными. Исходя из современных представлений, что процесс мышления может происходить в сети из сходных, но не одинаковых элементов, функционирующих параллельно, мы предположили, что параллельные процессы происходят и при решении задач. Чтобы это проверить, использовалась специальная анкета, а также задания на мышление. Положительные корреляции между данными по анкете и результатами заданий могут означать наличие параллельных процессов. Было получено восемь значимых коэффициентов корреляции из десяти возможных. Впервые показано, что параллельные процессы происходят при решении задач.



Library

1. Hester R. L. Effect of age on forward and backward span tasks / R. L. Hester, G. J. Kinsella, B. E. N. Ong // J. of the International Neuropsychological Society : JINS. — 2004. — Vol. 10, № 4. — P. 475–481.
2. Weisberg R. W. Toward an integrated theory of insight in problem solving / R. W. Weisberg // Thinking and Reasoning. — 2015. — Vol. 21, № 1. — P. 5–39.
3. Unsworth N. On the division of short-term and working memory: an examination of simple and complex span and their relation to higher order abilities / N. Unsworth, R. W. Engle // Psychological bulletin. — 2007. — Vol. 133, № 6. — P. 1038–1066.
4. Toplak M. E. Assessing miserly information processing : An expansion of the Cognitive Reflection Test / M. E. Toplak, R. F. West, K. E. Stanovich // Thinking and Reasoning. — 2014. — Vol. 20, № 2. — P. 147–168.
5. Thomas M. S. Connectionist models of cognition [Electronic resource] / M. S. Thomas, J.L.McClelland. — 2008. — Mode of access: <a href="https://www.researchgate.net/publication/253387878_" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/253387878_</a> Connectionist_models_of_cognition (date of the application: 17.08.2022).
6. The structure of the cerebral cortex across adult life: age-related patterns of surface area, thickness, and gyrification / L. J. Hogstrom [et al.] // Cerebral cortex. — 2013. — Vol. 23, № 11. — P. 2521–2530.
7. Sun R. Incubation, insight, and creative problem solving: a unified theory and a connectionist model / R. Sun // Psychological Review. — 2010. — Vol. 117, № 3. — P. 994–1024.
8. Stoianov I. P. A connectionist model of simple mental arithmetic / I. P. Stoianov, M. Zorzi, C. Umilta. — Routledge, 2019. — P. 313–318.
9. Oberauer K. An interference model of visual working memory / K. Oberauer, H. Y. Lin // Psychological review. — 2017. — Vol. 124, № 1. — P. 21–59.
10. Nadel L. Update on memory systems and processes / L. Nadel, O. Hardt // Neuropsychopharmacology. — 2011. — Vol. 36, № 1. — P. 251–273.
11. Modeling working memory : An interference model of complex span / K. Oberauer [et al.] // Psychonomic bulletin and review. — 2012. — Vol. 19, № 5. — P. 779–819.
12. Ku K. Y. Metacognitive strategies that enhance critical thinking / K. Y. Ku, I. T. Ho // Metacognition and learning. — 2010. — Vol. 5, № 3. — P. 251–267.
13. Kaufman J. C. Contemporary theories of intelligence / J. C. Kaufman, S. B. Kaufman, J. A. Plucker // The Oxford handbook of cognitive psychology / ed. by D. Reisberg. — Oxford, 2013. — P. 811–822.
14. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк ; пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. — М. : Мир, 1972.
15. GrÉGoire J. Effect of age on forward and backward digit spans / J. GrÉGoire, M. Van Der Linden // Aging, neuropsychology, and cognition. — 1997. — Vol. 4, № 2. — P. 140–149.
16. Frey A. Perceptual span, visual span, and visual attention span : Three potential ways to quantify limits on visual processing during reading / A. Frey, M. L. Bosse // Visual Cognition. — 2018. — Vol. 26, № 6. — P. 412–429.
17. French R. M. The computational modeling of analogy-making / R. M. French // Trends in cognitive Sciences. — 2002. — Vol. 6, № 5. — P. 200–205.
18. Frederick S. Cognitive reflection and decision making / S. Frederick // J. of Economic perspectives. — 2005. — Vol. 19, № 4. — P. 25–42.
19. Deary I. J. Reaction time, age, and cognitive ability : Longitudinal findings from age 16 to 63 years in representative population samples / I. J. Deary, G. Der // Aging, Neuropsychology, and Сognition. — 2005. — Vol. 12, № 2. — P. 187–215.
20. Cowan N. What are the differences between long-term, short-term, and working memory? / N. Cowan // Progress in brain research. — 2008. — Vol. 169. — P. 323–338.
21. Conway A. R. Working memory and intelligence : An overview / A. R. Conway, B. N. Macnamara, P. M. E. de Abreu // Working Memory : Connected intelligence / ed. by T. P. Alloway, R. G. Alloway. — N. Y., 2013. — P. 13–36.
22. Contemporary theories of intelligence [Electronic resource] / S. Hélie [et al.] // The Oxford handbook of cognitive psychology / ed. by D. Reisberg. — Oxford, 2013. — P. 811–822. — Mode of access : <a href="https://www.semanticscholar.org/paper/The-Oxford-Handbook" target="_blank">https://www.semanticscholar.org/paper/The-Oxford-Handbook</a>
23. Cognitive network science : A review of research on cognition through the lens of network representations, processes, and dynamics / C. S. Siew [et al.] // Complexity. — 2019. — Vol. 2019. — P. 1–24.
24. Age-related changes in the thickness of cortical zones in humans / S. M. McGinnis [et al.] // Brain topography. — 2011. — Vol. 24. — P. 279. — <a href="https://doi.org/10.1007/s10548-011-0198-6" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10548-011-0198-6</a>
25. Aben B. About the distinction between working memory and short-term memory / B. Aben, S. Stapert, A. Blokland // Frontiers in psychology. — 2012. — Vol. 3. — P. 301. — doi: 10.3389/ fpsyg.2012.00301
26. Родина О. Н. Апробация русскоязычных версий теста когнитивной рефлексии / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вопр. психологии. — 2019. — № 4. — С. 155–162.

Other articles