Published Date: 01.07.2023

Региональные особенности профессиональной направленности студентов-педагогов

Annotation

Статья посвящена изучению региональных особенностей профессионально-педагогической направленности студентов-педагогов. Отмечается важность рассмотрения макросоциального контекста становления профессиональной направленности студентов-педагогов. Приводятся результаты эмпирического исследования уровня профессиональной направленности и ее мотивационного и ценностного компонентов у студентов-педагогов трех регионов: Приднестровья, муниципия Кишинев и муниципального образования «Орехово-Зуевский городской округ». Показано, что студенты-педагоги, обучающиеся в различных регионах, имеют различный уровень профессиональной направленности (у кишиневских студентов ниже, чем у орехово-зуевских и приднестровских), причем мотивационный и ценностный компоненты направленности также различаются: профессиональная направленность студентов-педагогов из Приднестровья, региона с неопределенным политическим статусом, характеризуется преобладанием внешней мотивации и более выраженными индивидуалистическими тенденциями (по сравнению со студентами культурно близких регионов).



Library

1. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е. М. Никиреев. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 192 с.
2. OECD/UNICEF (2021), Education in Eastern Europe and Central Asia: Findings from PISA, PISA, OECD Publishing, Paris [Electronic resource]. — URL: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1787/ebeeb179-en (date of the application: 25.06.2023).
3. Hofstede G. Cultures and organizations. Software of the mind / G. Hofstede, G. J. Hofstede. — Berkshire : McGrawHill, 2005. — 273 с.
4. Gorodnichenko Y. Understanding the Individualism-Collectivism Cleavage and its Effects: Lessons from Cultural [Electronic resource] / Y. Gorodnichenko, G. Roland. — URL: <a href="https://eml.berkeley.edu/~groland/pubs/IEA%20papervf.pdf" target="_blank">https://eml.berkeley.edu/~groland/pubs/IEA%20papervf.pdf</a> (date of the application
5. Чуркина Н. И. Педагогическое образование как социокультурный феномен: структура, функции, миссия в обществе / Н. И. Чуркина // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 341. — С. 103–107.
6. Фрумин И. Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу / И. Д. Фрумин. — Москва : ЦИОП, 2002. — 168 с.
7. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 1. — С. 43–70.
8. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — Москва : Академия, 1998. — 288 с.
9. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2002. — 576 с.
10. Особенности ценностных и мотивационных ориентаций будущих педагогов в условиях социальной неопределенности / В. Ю. Могилевская, Н. Н. Ковальчук, Д. В. Солдатов, Т. В. Тимохина // Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — № 3 (48). — С. 34
11. Андреева Е. А. Профессионально-педагогическая направленность личности бакалавров педагогического образования / Е. А. Андреева // Современное образование: векторы развития в Год науки и технологий : сб. статей по материалам научно-практической конференц
12. Могилевская В. Ю. Ценностные ориентации студентов в регионе с неопределенным правовым статусом / В. Ю. Могилевская // Педагогическое образование: история становления и векторы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию от
13. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. — 376 с.
14. Межевич Н.М.Определение категории «регион» в современном научном дискурсе / Н. М. Межевич // Псковский регионологический журнал. — 2006. — № 2. — С. 5–22.
15. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : МГФ «Знание», 1996. — 473 с.
16. Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология : учебник для высших учебных заведений / Н. М. Лебедева — Москва : МАКС Пресс, 2011. — 423 с.
17. Кучеревская М. О. Использование методов активного обучения в формировании профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов дополнительного образования / М. О. Кучеревская, Б. А. Дейч // Сибирский педагогический журнал. — 2020. — № 4. —
18. Кузьмина Н. В. Структура педагогических способностей / Н. В. Кузьмина // Педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие / сост. Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. — С. 365–369.
19. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2004. — Т. 9, № 2. — С. 82–86.
20. Бехоева А. А. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей / А. А. Бехоева // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 2 (18). — С. 108–114. — DOI: 10.11621/npj.2015.0211

Other articles