Published Date: 01.07.2023

Regional Specifics of Student-teachers’ Professional Orientation

Annotation

The article deals with the regional specifics of student teachers’ professional pedagogical orientation. The importance of considering macrosocial context of the formation of student teachers’ professional orientation is noted. The results of empirical research of the professional orientation level, its motivational and value components among student-teachers of three regions: Pridnestrovie, Kishinev municipality and Orekhovo-Zuevo municipality are presented. It is argued that student-teachers in various regions differ in the professional orientation level (it is lower among Chisinau students in comparison to those from Pridnestrovie and Orekhovo-Zuevo), whereas motivational and value components also vary: the professional orientation of student-teachers from Pridnestrovie, a region with undefined political status, is characterized by predominance of external motivation and more pronounced individualistic tendencies (in comparison to students from culturally similar regions).




Library

1. 10. Могилевская В. Ю. Ценностные ориентации студентов в регионе с неопределенным правовым статусом / В. Ю. Могилевская // Педагогическое образование: история становления и векторы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию от
2. Mogilevskaya V. Yu. Tsennostnye orientatsii studentov v regione s neopredelennym pravovym statusom / V. Yu. Mogilevskaya // Pedagogicheskoe obrazovanie: istoriya stanovleniya i vektory razvitiya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi
3. 11. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е. М. Никиреев. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 192 с.
4. Nikireev E. M. Napravlennost’ lichnosti i metody ee issledovaniya / E. M. Nikireev. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh : MODEK, 2004. — 192 s.
5. 12. Особенности ценностных и мотивационных ориентаций будущих педагогов в условиях социальной неопределенности / В. Ю. Могилевская, Н. Н. Ковальчук, Д. В. Солдатов, Т. В. Тимохина // Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — № 3 (48). — С. 34
6. Osobennosti tsennostnykh i motivatsionnykh orientatsii budushchikh pedagogov v usloviyakh sotsial’noi neopredelennosti / V. Yu. Mogilevskaya, N. N. Koval’chuk, D. V. Soldatov, T. V. Timokhina // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2018. — №
7. 13. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2002. — 576 с.
8. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. — Moskva : Akademiya, 2002. — 576 s.
9. 14. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — Москва : Академия, 1998. — 288 с.
10. Talyzina N. F. Pedagogicheskaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenii / N. F. Talyzina. — Moskva : Akademiya, 1998. — 288 s.
11. 15. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 1. — С. 43–70.
12. Utochnennaya teoriya bazovykh individual’nykh tsennostei: primenenie v Rossii / Sh. Shvarts, T. P. Butenko, D. S. Sedova, A. S. Lipatova // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. — 2012. — T. 9, № 1. — S. 43–70.
13. 16. Фрумин И. Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу / И. Д. Фрумин. — Москва : ЦИОП, 2002. — 168 с.
14. Frumin I. D. Obrazovatel’naya politika: praktika analiza. Putevoditel’ po kursu / I. D. Frumin. — Moskva : TsIOP, 2002. — 168 s.
15. 17. Чуркина Н. И. Педагогическое образование как социокультурный феномен: структура, функции, миссия в обществе / Н. И. Чуркина // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 341. — С. 103–107.
16. Churkina N.I. Pedagogicheskoe obrazovanie kak sotsiokul’turnyi fenomen: struktura, funktsii, missiya v obshchestve / N. I. Churkina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2010. — № 341. — S. 103–107.
17. 18. Gorodnichenko Y. Understanding the Individualism-Collectivism Cleavage and its Effects: Lessons from Cultural [Electronic resource] / Y. Gorodnichenko, G. Roland. — URL: <a href="https://eml.berkeley.edu/~groland/pubs/IEA%20papervf.pdf" target="_blank">https://eml.berkeley.edu/~groland/pubs/IEA%20papervf.pdf</a> (date of the application
18. 19. Hofstede G. Cultures and organizations. Software of the mind / G. Hofstede, G. J. Hofstede. — Berkshire : McGrawHill, 2005. — 273 с.
19. 20. OECD/UNICEF (2021), Education in Eastern Europe and Central Asia: Findings from PISA, PISA, OECD Publishing, Paris [Electronic resource]. — URL: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1787/ebeeb179-en (date of the application: 25.06.2023).
20. 1. Андреева Е. А. Профессионально-педагогическая направленность личности бакалавров педагогического образования / Е. А. Андреева // Современное образование: векторы развития в Год науки и технологий : сб. статей по материалам научно-практической конференц
21. Andreeva E. A. Professional’no-pedagogicheskaya napravlennost’ lichnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya / E. A. Andreeva // Sovremennoe obrazovanie: vektory razvitiya v God nauki i tekhnologii : sb. statei po materialam nauchno-prakticheskoi kon
22. 2. Бехоева А. А. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей / А. А. Бехоева // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 2 (18). — С. 108–114. — DOI: 10.11621/npj.2015.0211
23. Bekhoeva A. A. Vzaimosvyaz’ professional’no-pedagogicheskoi napravlennosti i akademicheskoi uspevaemosti budushchikh uchitelei / A. A. Bekhoeva // Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal. — 2015. — №2 (18). — S. 108–114. — DOI: 10.11621/npj.2015.0211
24. 3. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2004. — Т. 9, № 2. — С. 82–86.
25. Dubovitskaya T. D. Diagnostika urovnya professional’noi napravlennosti studentov / T. D. Dubovitskaya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2004. — T. 9, № 2. — S. 82–86.
26. 4. Кузьмина Н. В. Структура педагогических способностей / Н. В. Кузьмина // Педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие / сост. Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. — С. 365–369.
27. Kuz’mina N. V. Struktura pedagogicheskikh sposobnostei / N. V. Kuz’mina // Pedagogicheskaya psikhologiya : khrestomatiya : ucheb. posobie / sost. B. B. Aismontas. — Moskva : Moskovskii gorodskoi psikhologo-pedagogicheskii universitet, 2004. — S. 365–369.
28. 5. Кучеревская М. О. Использование методов активного обучения в формировании профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов дополнительного образования / М. О. Кучеревская, Б. А. Дейч // Сибирский педагогический журнал. — 2020. — № 4. —
29. Kucherevskaya M. O. Ispol’zovanie metodov aktivnogo obucheniya v formirovanii professional’no-pedagogicheskoi napravlennosti u budushchikh pedagogov dopolnitel’nogo obrazovaniya / M. O. Kucherevskaya, B. A. Deich // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. — 20
30. 6. Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология : учебник для высших учебных заведений / Н. М. Лебедева — Москва : МАКС Пресс, 2011. — 423 с.
31. Lebedeva N. M. Etnicheskaya i kross-kul’turnaya psikhologiya : uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedenii / N. M. Lebedeva — Moskva : MAKS Press, 2011. — 423 s.
32. 7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : МГФ «Знание», 1996. — 473 с.
33. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva : MGF «Znanie», 1996. — 473 s.
34. 8. Межевич Н.М.Определение категории «регион» в современном научном дискурсе / Н. М. Межевич // Псковский регионологический журнал. — 2006. — № 2. — С. 5–22.
35. Mezhevich N. M. Opredelenie kategorii «region» v sovremennom nauchnom diskurse / N. M. Mezhevich // Pskovskii regionologicheskii zhurnal. — 2006. — № 2. — S. 5–22.
36. 9. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. — 376 с.
37. Mitina L. M. Psikhologiya lichnostno-professional’nogo razvitiya sub'ektov obrazovaniya / L. M. Mitina. — Moskva ; Sankt-Peterburg : Nestor-Istoriya, 2014. — 376 s.

Other articles