Published Date: 01.07.2023

Особенности развития компетенции в аудировании у студентов языкового вуза при профессионально направленном обучении иностранному языку

Annotation

В статье рассматривается аудирование как объект перцептивно-смысловой деятельности обучающихся при формировании иноязычной межкультурной компетенции. Автор анализирует восприятие иноязычной речи как многоуровневую иерархическую структуру мыслительной деятельности. Метакогнититивный подход рассматривается в качестве основы образовательной деятельности. Автор анализирует современные подходы к восприятию аудитивной информации, в частности «сверху вниз» и «снизу вверх». В статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются студенты языкового вуза в процессе обучения аудированию при профессионально направленном обучении иностранному языку. Значительное внимание уделяется описанию этапов обучения аудированию и упражнений на соответствующем этапе. Автор приходит к выводу, что при обучении аудированию студентов языкового вуза необходимо соблюдать поэтапность, обязательно использовать в качестве отдельных этапов анализ и самоанализ, а на последнем этапе включать в работу коммуникативные задания и проблемные ситуации как одно из эффективных средств обучения исследуемого процесса.



Library

1. Степанова С. Н. Психологическая характеристика понимания студентами речевого сообщения в условиях зрительной и слуховой рецепции (на материале иностранного языка) / С. Н. Степанова. — Москва, 2007.
2. Rumelhart D. E. Parallel distributed processing: Explorations in the microstructure of cognition. Vol. I. / D. E. Rumelhart, J. L. McClelland and the PDP research group. — Cambridge, MA : MIT Press, 1986.
3. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. — Strasbourg, 1996.
4. Hu G. Cognitive Mechanisms Underlying Second Language Listening с omprehension : Dissertation Doctor of Philosophy [Electronic resource] / Hu G. — Georgia, 2009. — URL: <a href="http://scholarworks.gsu.edu/" target="_blank">http://scholarworks.gsu.edu/</a> alesl_diss/11(date of the application: 07.07.2023).
5. Flowerdew J. Academic Listening / J. Flowerdew. — Cambridge University Press, 1994.
6. Field J. Listening in the Language Classroom / J. Field. — Cambridge University Press, 2008. — 366 p.
7. Anderson J. R. ACT. A simple theory of complex cognition / J. R. Anderson // American Psychologist. 1996. — Vol. 51, No. 4. — P. 355–365.
8. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. — Москва : Филология, 2008. — 196 с.
9. Шоджаи М. Коммуникативное обучение как ведущий подход современной методики обучения иностранным языкам / М. Шоджаи // Преподаватель XXI века. — 2012. — № 3, ч. 1. — С. 206–211.
10. Татаринова М. Н. К вопросу о компонентном составе содержания современного иноязычного образования / М. Н. Татаринова // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 4. — С. 2–9.
11. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова. — 5-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 336 с.
12. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — Москва : Просвещение, 2002. — 239 с.
13. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — Москва : Просвещение, 1991. — 287 с.
14. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компетентностный состав / Л. Ф. Низаева // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 933–935.
15. Морозов Д. Л. Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи: на материале немецкого языка, уровень профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Л. Морозов. —
16. Малинина И. А. Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию/ И.А.Малинина// Молодой ученый. — 2012. — №11. — С.446–448.
17. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. — СанктПетербург : Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», Cambridge Universsity Press, 2001. — 224 с.
18. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 5. — С. 20–22.
19. Гаспарян Е. Б. Английский язык. Развитие навыков аудирования и ведения дискуссии. Уровни А2-В1 / Advance Your Listening and Debating Skills / Е. Б. Гаспарян, О. О. Чертовских. — Москва : МГИМО (У) МИД России, 2023. — 40 с.
20. Гальскова Н. Д. Обучение аудированию / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез // Теория обучения иностранным языкам. — 7-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013. — 336 с.

Other articles