Published Date: 01.07.2023

Воспитательный и дидактический потенциал детской фортепианной музыки С. С. Прокофьева в музыкальном образовании детей в Китае

Annotation

Тема статьи связана с актуальной проблемой развития музыкально-образовательной деятельности в современном Китае, решению которой препятствуют несколько выделенных автором статьи факторов (педагогический, родительский и социальный). Одним из путей решения данной проблемы является повышение интереса детей к изучению музыки посредством обогащения педагогами учебного репертуара фортепианными произведениями известных композиторов для детей и о детях. К таким наиболее известным во всем мире композиторам относится С. С. Прокофьев. Особого внимания заслуживает цикл его фортепианных пьес «Детская музыка», написанный в 1935 году в СССР в целях пополнения учебного репертуара детских музыкальных школ. Пьесы, вошедшие в этот цикл, имеют программные названия и объединены общей сюжетной линией, описывающей события одного дня из жизни ребенка. Автор статьи раскрывает воспитательный и дидактический потенциал этих пьес, предлагает включать их в раздел «Cлушание музыки» на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая, а также в учебный репертуар детей, обучающихся игре на фортепиано в условиях дополнительного музыкального образования. В этом поможет изучение китайскими педагогами-музыкантами российского опыта.



Library

1. Музыка : 1–8 классы: программы общеобразовательных учреждений / под научным руководством Д. Б. Кабалевского. — 4-е изд. — Москва : Просвещение, 2007. — 224 с.
2. Ян Хуа. Сюжеты для детей в музыке Прокофьева [Электронный ресурс] / Ян Хуа // Журнал Гуансийского педагогического университета (издание по философии и социальным наукам). — 2013. — № 6. — C. 120–123. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/</a> detail/detail.asp
3. Чэнь Ин. Поликультурный компонент общего музыкального образования в аспекте сравнительной педагогики России и Китая / Инь Чэнь, М. С. Осеннева // Музыкальное искусство и образование. — 2022. — № 4. — С. 148–163.
4. Чжоу Хан. Реформа и практическая стратегия современного музыкального образования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / Чжоу Хан // Высшее образование в Китае. — 2019. — № 8. — C. 56–57. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?</a>
5. Чжан Чао. Идеи и образы в детских альбомах для фортепиано русских композиторов / Чжан Чао // Вестник музыкальной науки. — 2022. — № 4. — С. 120–128.
6. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. — Москва : Просвещение, 1984. — 176 с.
7. Тарновская Т. К. Русский авторский фортепианный альбом для детей (от Чайковского к Прокофьеву) / Т. К. Тарновская // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 231–233.
8. Сергеева Г. П. Музыка. 1–4 классы : рабочие программы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — Москва : Просвещение, 2017. — 63 с.
9. Ни На. Почему вы учитесь? Зачем вы учитесь? — Размышления о текущем воспитании детей, вызванные «фортепианной лихорадкой» [Электронный ресурс] / Ни На // Музыкальный инструмент. — 2013. — № 6. — C. 48–50. — URL: <a href="https://kns." target="_blank">https://kns.</a> cnki.net/kcms/detail/detai
10. Бакланова Т. И. Музыка : 1–4 классы : рабочая программа / Т. И. Бакланова. — Москва : Дрофа ; Астрель, 2017. — 268 с.
11. Козырева Е. В. Формирование мотивации учения / Е. В. Козырева // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — № 2. — С. 141–145.
12. Кис С. В. Особенности начального периода обучения игре на фортепиано / С. В. Кис // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2007. — Т. 13. — С. 52–56.
13. Ермаков А. А. Отражение мира детства в произведениях С. С. Прокофьева (на примере цикла для ф-но «Детская музыка» ОР. 65) / А. А. Ермаков // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. — 2022. — № 28. — С. 80–87.
14. Гутман Д. Прокофьев / Д. Гутман. — Лондон : Академия пресс, 1988. — 208 с. Перевод Тань Ливен. — Пекин : Народное издательство Цзянсу, 2012.
15. Гольдфайн Л. А. Некоторые вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. А. Гольдфайн // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 2. — С. 133–136.
16. Вэй Мэн. Фортепианное образование детей с точки зрения современного феномена «фортепианной лихорадки» [Электронный ресурс] / Вэй Мэн // Музыкальное время и пространство. — 2015. — № 20. — С. 143. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbco" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbco</a>
17. Ван Ся. Исследование проблем и контрмер китайской «фортепианной лихорадки» [Электронный ресурс] / Ван Ся // Большая сцена. — 2015. — № 6. — C. 190–191. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2</a> 015&filename=DWUT20

Other articles