Published Date: 01.07.2023

Educational and Didactic Potential of S. S. Prokofiev’s Children’s Piano Music in the Musical Education of Children in China

Annotation

The topic of the article is related to the actual problem of the development of musical and educational activities in modern China, the solution of which is hindered by several factors identified by the author of the article (pedagogical, parental and social). One of the ways to solve this problem is to increase the interest of children in the study of music by enriching the educational repertoire by teachers with piano works by famous composers for children and about children. S. S. Prokofiev is one of such famous composers around the world. Particularly noteworthy is the cycle of his piano pieces “Children’s Music”, written in 1935 in the USSR with the aim of replenishing the educational repertoire of children’s music schools. The plays included in this cycle have programmatic titles and are united by a common storyline that describes the events of one day in a child’s life. The author of the article reveals the educational and didactic potential of these pieces, suggests including them in the “listening to music” section of music lessons in secondary schools in China, as well as in the educational repertoire of children learning to play the piano in conditions of additional musical education. Study of Russian experience by Chinese music teachers will help with this.




Library

1. 1. Бакланова Т. И. Музыка : 1–4 классы : рабочая программа / Т. И. Бакланова. — Москва : Дрофа ; Астрель, 2017. — 268 с.
2. Baklanova T. I. Muzyka : 1–4 klassy : rabochaya programma / T. I. Baklanova. — Moskva : Drofa ; Astrel’, 2017. — 268 s.
3. 2. Ван Ся. Исследование проблем и контрмер китайской «фортепианной лихорадки» [Электронный ресурс] / Ван Ся // Большая сцена. — 2015. — № 6. — C. 190–191. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2</a> 015&filename=DWUT20
4. Van Sya. Issledovanie problem i kontrmer kitaiskoi «fortepiannoi likhoradki» [Elektronnyi resurs] / Van Sya // Bol’shaya stsena. — 2015. — № 6. — C. 190–191. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015</a> &filename=DWU
5. 3. Вэй Мэн. Фортепианное образование детей с точки зрения современного феномена «фортепианной лихорадки» [Электронный ресурс] / Вэй Мэн // Музыкальное время и пространство. — 2015. — № 20. — С. 143. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbco" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbco</a>
6. Vei Men. Fortepiannoe obrazovanie detei s tochki zreniya sovremennogo fenomena «fortepiannoi likhoradki» [Elektronnyi resurs] / Vei Men // Muzykal’noe vremya i prostranstvo. — 2015. — № 20. — S. 143. — URL: тhttps://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?db
7. 4. Гольдфайн Л. А. Некоторые вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. А. Гольдфайн // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 2. — С. 133–136.
8. Gol’dfain L. A. Nekotorye voprosy muzykal’nogo vospitaniya v protsesse obucheniya igre na fortepiano detei doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta / L. A. Gol’dfain // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2019. — № 2. — S. 133–136.
9. 5. Гутман Д. Прокофьев / Д. Гутман. — Лондон : Академия пресс, 1988. — 208 с. Перевод Тань Ливен. — Пекин : Народное издательство Цзянсу, 2012.
10. Gutman D. Prokof’ev / D. Gutman. — London : Akademiya press, 1988. — 208 s. Perevod Tan’ Liven. — Pekin : Narodnoe izdatel’stvo Tszyansu, 2012.
11. 6. Ермаков А. А. Отражение мира детства в произведениях С. С. Прокофьева (на примере цикла для ф-но «Детская музыка» ОР. 65) / А. А. Ермаков // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. — 2022. — № 28. — С. 80–87.
12. Ermakov A. A. Otrazhenie mira detstva v proizvedeniyakh S. S. Prokof’eva (na primere tsikla dlya f-no «Detskaya muzyka» OR. 65) / A. A. Ermakov // Muzyka v sisteme kul’tury: Nauchnyi vestnik Ural’skoi konservatorii. — 2022. — № 28. — S. 80–87.
13. 7. Кис С. В. Особенности начального периода обучения игре на фортепиано / С. В. Кис // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2007. — Т. 13. — С. 52–56.
14. Kis S. V. Osobennosti nachal’nogo perioda obucheniya igre na fortepiano / S. V. Kis // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. — 2007. — T. 13. — S. 52–56.
15. 8. Козырева Е. В. Формирование мотивации учения / Е. В. Козырева // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — № 2. — С. 141–145.
16. Kozyreva E. V. Formirovanie motivatsii ucheniya / E. V. Kozyreva // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. — 2009. — № 2. — S. 141–145.
17. 9. Музыка : 1–8 классы: программы общеобразовательных учреждений / под научным руководством Д. Б. Кабалевского. — 4-е изд. — Москва : Просвещение, 2007. — 224 с.
18. Muzyka : 1–8 klassy: programmy obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdenii / pod nauchnym rukovodstvom D. B. Kabalevskogo. — 4-e izd. — Moskva : Prosveshchenie, 2007. — 224 s.
19. 10. Ни На. Почему вы учитесь? Зачем вы учитесь? — Размышления о текущем воспитании детей, вызванные «фортепианной лихорадкой» [Электронный ресурс] / Ни На // Музыкальный инструмент. — 2013. — № 6. — C. 48–50. — URL: <a href="https://kns." target="_blank">https://kns.</a> cnki.net/kcms/detail/detai
20. Ni Na. Pochemu vy uchites’? Zachem vy uchites’? — Razmyshleniya o tekushchem vospitanii detei, vyzvannye «fortepiannoi likhoradkoi» [Elektronnyi resurs] / Ni Na // Muzykal’nyi instrument. — 2013. — № 6. — C. 48–50. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/</a> detail
21. 11. Сергеева Г. П. Музыка. 1–4 классы : рабочие программы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — Москва : Просвещение, 2017. — 63 с.
22. Sergeeva G. P. Muzyka. 1–4 klassy : rabochie programmy / G. P. Sergeeva, E. D. Kritskaya, T. S. Shmagina. — 7-e izd. — Moskva : Prosveshchenie, 2017. — 63 s.
23. 12. Тарновская Т. К. Русский авторский фортепианный альбом для детей (от Чайковского к Прокофьеву) / Т. К. Тарновская // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 231–233.
24. Tarnovskaya T. K. Russkii avtorskii fortepiannyi al’bom dlya detei (ot Chaikovskogo k Prokof’evu) / T. K. Tarnovskaya // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2015. — № 2 (51). — S. 231–233.
25. 13. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. — Москва : Просвещение, 1984. — 176 с.
26. Tsypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano : ucheb. posobie dlya ped. in-tov po spets. № 2119 «Muzyka i penie» / G. M. Tsypin. — Moskva : Prosveshchenie, 1984. — 176 s.
27. 14. Чжан Чао. Идеи и образы в детских альбомах для фортепиано русских композиторов / Чжан Чао // Вестник музыкальной науки. — 2022. — № 4. — С. 120–128.
28. Chzhan Chao. Idei i obrazy v detskikh al’bomakh dlya fortepiano russkikh kompozitorov / Chzhan Chao // Vestnik muzykal’noi nauki. — 2022. — № 4. — S. 120–128.
29. 15. Чжоу Хан. Реформа и практическая стратегия современного музыкального образования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / Чжоу Хан // Высшее образование в Китае. — 2019. — № 8. — C. 56–57. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?</a>
30. Chzhou Khan. Reforma i prakticheskaya strategiya sovremennogo muzykal’nogo obrazovaniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Elektronnyi resurs] / Chzhou Khan // Vysshee obrazovanie v Kitae. — 2019. — № 8. — C. 56–57. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail</a>
31. 16. Чэнь Ин. Поликультурный компонент общего музыкального образования в аспекте сравнительной педагогики России и Китая / Инь Чэнь, М. С. Осеннева // Музыкальное искусство и образование. — 2022. — № 4. — С. 148–163.
32. Chen’ In. Polikul’turnyi komponent obshchego muzykal’nogo obrazovaniya v aspekte sravnitel’noi pedagogiki Rossii i Kitaya / In’ Chen’, M. S. Osenneva // Muzykal’noe iskusstvo i obrazovanie. — 2022. — № 4. — S. 148–163.
33. 17. Ян Хуа. Сюжеты для детей в музыке Прокофьева [Электронный ресурс] / Ян Хуа // Журнал Гуансийского педагогического университета (издание по философии и социальным наукам). — 2013. — № 6. — C. 120–123. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/</a> detail/detail.asp
34. Yan Khua. Syuzhety dlya detei v muzyke Prokof’eva [Elektronnyi resurs] / Yan Khua// Zhurnal Guansiiskogo pedagogicheskogo universiteta (izdanie po filosofii i sotsial’nym naukam). — 2013. — № 6. — C. 120–123. — URL: <a href="https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail" target="_blank">https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail</a>

Other articles