Published Date: 01.07.2023
Comparative Study of Spatial Representations in Older Preschoolers with Mental Retardation and General Underdevelopment of Speech
Annotation
The article discusses the general and specific features of the formation of spatial representations in older preschoolers with mental retardation and older preschoolers with general speech underdevelopment. Spatial representations play an important role in cognitive activity and serve as the foundation for building an individual’s inner world, the psychological basis for successful schooling. The results of the study revealed the general and specific features of the formation of ideas about space in older preschoolers with developmental disorders of two nosological groups.
Keywords
Type | Article |
Information | ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE № 03/2023 |
Pages | 270-280 |
UDK | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_270 |
Library
1. 13. Красуля М. Ю. К проблеме исследования функционального базиса письма у детей с задержкой психического развития / М. Ю. Красуля, Н. Ю. Борякова // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты : сб. материалов I Междун
2. Krasulya M. Yu. K probleme issledovaniya funktsional’nogo bazisa pis’ma u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / M. Yu. Krasulya, N. Yu. Boryakova // Defektologiya v svete sovremennykh neironauk: teoreticheskie i prakticheskie aspekty : sb. materia
3. 14. Кондратьева С. Ю. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии / С. Ю. Кондратьева // Общество: социология, психология, пе
4. Kondrat’eva S. Yu. Osobennosti razvitiya prostranstvennykh predstavlenii u doshkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i puti ikh korrektsii v sisteme profilaktiki graficheskoi diskal’kulii / S. Yu. Kondrat’eva // Obshchestvo: sotsiologiya, p
5. 15. Кондратьева С. Ю. Результаты исследования математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Ю. Кондратьева, Е. А. Табачкова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. нау
6. Kondrat’eva S. Yu. Rezul’taty issledovaniya matematicheskikh predstavlenii u doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / S. Yu. Kondrat’eva, E. A. Tabachkova // Sotsializatsiya lichnosti na raznykh etapakh vozrastnogo razvitiya: opyt, problemy, perspek
7. 16. Крошкина О. А. Роль пространственных представлений в успешности усвоения знания по русскому языку и математике младшими школьниками : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Крошкина. — Санкт-Петербург, 2005. — 22 с.
8. Kroshkina O. A. Rol’ prostranstvennykh predstavlenii v uspeshnosti usvoeniya znaniya po russkomu yazyku i matematike mladshimi shkol’nikami : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / O. A. Kroshkina. — Sankt-Peterburg, 2005. — 22 s.
9. 17. Левченко И. Ю. Методика изучения формирования пространственных и временных представлений у дошкольников с разной тяжестью двигательных нарушений / И. Ю. Левченко, К. С. Логинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 8. — С
10. Levchenko I. Yu. Metodika izucheniya formirovaniya prostranstvennykh i vremennykh predstavlenii u doshkol’nikov s raznoi tyazhest’yu dvigatel’nykh narushenii / I. Yu. Levchenko, K. S. Loginova // Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. — 2
11. 18. Левченко И. Ю. Экспериментальное изучение базовых составляющих изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Д. В. Лонская // Дефектология. — 2016. — № 4. — С. 36–43.
12. Levchenko I. Yu. Eksperimental’noe izuchenie bazovykh sostavlyayushchikh izobrazitel’noi deyatel’nosti starshikh doshkol’nikov s narusheniyami razvitiya / I. Yu. Levchenko, D. V. Lonskaya // Defektologiya. — 2016. — № 4. — S. 36–43.
13. 19. Лежава А. Е. Особенности ориентировки в схеме собственного тела старших дошкольников с задержкой психического развития / А. Е. Лежава, Е. Е. Антонова // Наследие В. И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования
14. Lezhava A. E. Osobennosti orientirovki v skheme sobstvennogo tela starshikh doshkol’nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / A. E. Lezhava, E. E. Antonova // Nasledie V. I. Lubovskogo i sovremennye tendentsii razvitiya spetsial’nogo i inklyuzivnogo o
15. 20. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Актуальные проблемы психологического зна ния. — 2023. — № 1 (62). — С. 189–193. — DOI: 10.51944/20738544_2023_1_189 — EDN: RFWEEY
16. Lubovskii V. I. Obshchie i spetsificheskie zakonomernosti razvitiya psikhiki anomal’nykh detei / V. I. Lubovskii // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2023. — №1 (62). — S. 189–193. — DOI: 10.51944/20738544_2023_1_189 — EDN: RFWEEY
17. 21. Лубовский В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2012. — Т. 4, № 1. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/</a> archive/2012_n
18. Lubovskii V. I. Sovremennye problemy diagnostiki zaderzhki psikhicheskogo razvitiya [Elektronnyi resurs] / V. I. Lubovskii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. — 2012. — T. 4, № 1. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012</a>
19. 22. Харитонова А. С. Особенности построения грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, дошкольниками с общим недоразвитием речи / А. С. Харитонова, Н. Ю. Борякова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инк
20. Kharitonova A. S. Osobennosti postroeniya grammaticheskikh konstruktsii, otrazhayushchikh prostranstvennye otnosheniya, doshkol’nikami s obshchim nedorazvitiem rechi / A. S. Kharitonova, N. Yu. Boryakova // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obshch
21. 23. Хорева М. В. Роль пространственного восприятия в становлении письма младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Хорева, С. М. Валявко // Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном о
22. Khoreva M. V. Rol’ prostranstvennogo vospriyatiya v stanovlenii pis’ma mladshikh shkol’nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / M. V. Khoreva, S. M. Valyavko // Teoriya i praktika nepreryvnogo soprovozhdeniya detei rannego i doshkol’nogo vozrasta v s
23. 24. Чуканова Е. А. Особенности пространственных представлений и лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Чуканова, А. М. Данилова // Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы : материалы VI Междунар. науч.-пра
24. Chukanova E. A. Osobennosti prostranstvennykh predstavlenii i leksiki starshikh doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / E. A. Chukanova, A. M. Danilova // Inklyuzivnoe obrazovanie i obshchestvo: strategii, praktiki, resursy : materialy VI Mezhdunar
25. 1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — Москва, 1964. — 304 с.
26. Anan’ev B. G. Osobennosti vospriyatiya prostranstva u detei / B. G. Anan’ev, E. F. Rybalko. — Moskva, 1964. — 304 s.
27. 2. Антонова Е. Е. Исследование зоны ближайшего развития у детей с речевыми нарушениями / Е. Е. Антонова // Междисциплинарный подход к изучению нарушений развития у детей с ОВЗ : монография / Е. Е. Антонова, Е. Э. Артемова, В. А. Ерохина и др. — Москва : С
28. Antonova E. E. Issledovanie zony blizhaishego razvitiya u detei s rechevymi narusheniyami / E. E. Antonova // Mezhdistsiplinarnyi podkhod k izucheniyu narushenii razvitiya u detei s OVZ : monografiya / E. E. Antonova, E. E. Artemova, V. A. Erokhina i dr.
29. 3. Антонова Е. Е. Изучение пространственных представлений у дошкольников с недостатками речевого развития / Е. Е. Антонова // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сб. тезисов участников шесто
30. Antonova E. E. Izuchenie prostranstvennykh predstavlenii u doshkol’nikov s nedostatkami rechevogo razvitiya / E. E. Antonova // Kul’turno-istoricheskii podkhod v sovremennoi psikhologii razvitiya: dostizheniya, problemy, perspektivy : sb. tezisov uchastni
31. 4. Антонова Е. Е. Сравнительное изучение особенностей пространственно-временных представлений у дошкольников с недостатками речевого развития / Е. Е. Антонова // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего
32. Antonova E. E. Sravnitel’noe izuchenie osobennostei prostranstvenno-vremennykh predstavlenii u doshkol’nikov s nedostatkami rechevogo razvitiya / E. E. Antonova // Spetsificheskie yazykovye rasstroistva u detei: voprosy diagnostiki i korrektsionnorazvivay
33. 5. Антонова Е. Е. Выявление специфических ошибок в письменных работах учащихся начальных классов / Е. Е. Антонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4 (94). — С. 38–41.
34. Antonova E. E. Vyyavlenie spetsificheskikh oshibok v pis’mennykh rabotakh uchashchikhsya nachal’nykh klassov / E. E. Antonova // Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. — 2022. — № 4 (94). — S. 38–41.
35. 6. Антонова Е. Е. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Е. Антонова, Н. В. Грода // Современные технологии логопедической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья
36. Antonova E. E. Osobennosti prostranstvenno-vremennykh predstavlenii u doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / E. E. Antonova, N. V. Groda // Sovremennye tekhnologii logopedicheskoi pomoshchi razlichnym kategoriyam detei s ogranichennymi vozmozhnost
37. 7. Баряева Л. Б. Изучение пространственно-зрительных представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Баряева, А. П. Крутецкая, А. В. Творогова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 462–467.
38. Baryaeva L. B. Izuchenie prostranstvenno-zritel’nykh predstavlenii u starshikh doshkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / L. B. Baryaeva, A.P.Krutetskaya, A. V. Tvorogova // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2021. — T. 6, № 3. — S.
39. 8. Волковская Т.Н.Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе / Т.Н.Волковская, Т.В.Скребец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 1. — С. 14–19.
40. Volkovskaya T. N. Formirovanie prostranstvennoi orientirovki u doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi v protsesse podgotovki k shkole / T. N. Volkovskaya, T.V.Skrebets// Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. — 2020. — №1. — S.14–19
41. 9. Горячева Т. Г. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет / Т. Г. Горячева, О. Н. Макарова // Психологическая наука и образование. — 2013. — Т. 18, № 2. — С. 76–86.
42. Goryacheva T. G. Kharakteristika vozrastnoi dinamiki prostranstvennykh predstavlenii u detei 6–9 let / T. G. Goryacheva, O. N. Makarova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2013. — T. 18, № 2. — S. 76–86.
43. 10. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : метод. пособие / З. М. Дунаева ; Гос. науч. учреждение «Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. образования». — Москва : Советский спорт, 2006
44. Dunaeva Z. M. Formirovanie prostranstvennykh predstavlenii u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya : metod. posobie / Z. M. Dunaeva ; Gos. nauch. uchrezhdenie «Int korrektsionnoi pedagogiki Rossiiskoi akad. obrazovaniya». — Moskva : Sovetskii sport,
45. 11. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М. В. Иванов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1245–1248.
46. Ivanov M. V. Prostranstvennye predstavleniya pri normativnom i narushennom razvitii / M. V. Ivanov // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. — 2012. — № 28. — S. 1245–1248.
47. 12. Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития: Иллюстрированная методика / О. М. Коваленко. — Москва: Коррекционная педагогика, 2004. — 128 с.
48. Kovalenko O. M. Diagnostika predraspolozhennosti k opticheskoi disleksii i disgrafii u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya: Illyustrirovannaya metodika / O. M. Kovalenko. — Moskva: Korrektsionnaya pedagogika, 2004. — 128 s.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal