Published Date: 01.07.2023

Сравнительное изучение пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи

Annotation

В статье рассматриваются общие и специфические особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Пространственные представления играют важную роль в познавательной деятельности и служат фундаментом для выстраивания индивидуального внутреннего мира личности, психологическим базисом успешного обучения в школе. Результаты проведенного исследования позволили выявить общие и специфические особенности формирования представлений о пространстве у старших дошкольников с нарушениями в развитии двух нозологических групп.



Library

1. Красуля М. Ю. К проблеме исследования функционального базиса письма у детей с задержкой психического развития / М. Ю. Красуля, Н. Ю. Борякова // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты : сб. материалов I Междун
2. Чуканова Е. А. Особенности пространственных представлений и лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Чуканова, А. М. Данилова // Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы : материалы VI Междунар. науч.-пра
3. Хорева М. В. Роль пространственного восприятия в становлении письма младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Хорева, С. М. Валявко // Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном о
4. Харитонова А. С. Особенности построения грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, дошкольниками с общим недоразвитием речи / А. С. Харитонова, Н. Ю. Борякова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инк
5. Лубовский В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2012. — Т. 4, № 1. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/</a> archive/2012_n
6. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Актуальные проблемы психологического зна280 ния. — 2023. — № 1 (62). — С. 189–193. — DOI: 10.51944/20738544_2023_1_189 — EDN: RFWEEY
7. Лежава А. Е. Особенности ориентировки в схеме собственного тела старших дошкольников с задержкой психического развития / А. Е. Лежава, Е. Е. Антонова // Наследие В. И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования
8. Левченко И. Ю. Экспериментальное изучение базовых составляющих изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Д. В. Лонская // Дефектология. — 2016. — № 4. — С. 36–43.
9. Левченко И. Ю. Методика изучения формирования пространственных и временных представлений у дошкольников с разной тяжестью двигательных нарушений / И. Ю. Левченко, К. С. Логинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 8. — С
10. Крошкина О. А. Роль пространственных представлений в успешности усвоения знания по русскому языку и математике младшими школьниками : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Крошкина. — Санкт-Петербург, 2005. — 22 с.
11. Кондратьева С. Ю. Результаты исследования математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Ю. Кондратьева, Е. А. Табачкова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. нау
12. Kondrat’eva S. Yu. Osobennosti razvitiya prostranstvennykh predstavlenii u doshkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i puti ikh korrektsii v sisteme profilaktiki graficheskoi diskal’kulii / S. Yu. Kondrat’eva // Obshchestvo: sotsiologiya, p
13. Кондратьева С. Ю. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии / С. Ю. Кондратьева // Общество: социология, психология, пе
14. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — Москва, 1964. — 304 с.
15. Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития: Иллюстрированная методика / О. М. Коваленко. — Москва: Коррекционная педагогика, 2004. — 128 с.
16. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М. В. Иванов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1245–1248.
17. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : метод. пособие / З. М. Дунаева ; Гос. науч. учреждение «Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. образования». — Москва : Советский спорт, 2006
18. Горячева Т. Г. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет / Т. Г. Горячева, О. Н. Макарова // Психологическая наука и образование. — 2013. — Т. 18, № 2. — С. 76–86.
19. Волковская Т.Н.Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе / Т.Н.Волковская, Т.В.Скребец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 1. — С. 14–19.
20. Баряева Л. Б. Изучение пространственно-зрительных представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Баряева, А. П. Крутецкая, А. В. Творогова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 462–467.
21. Антонова Е. Е. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Е. Антонова, Н. В. Грода // Современные технологии логопедической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья
22. Антонова Е. Е. Выявление специфических ошибок в письменных работах учащихся начальных классов / Е. Е. Антонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4 (94). — С. 38–41.
23. Антонова Е. Е. Сравнительное изучение особенностей пространственно-временных представлений у дошкольников с недостатками речевого развития / Е. Е. Антонова // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего
24. Антонова Е. Е. Изучение пространственных представлений у дошкольников с недостатками речевого развития / Е. Е. Антонова // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сб. тезисов участников шесто
25. Антонова Е. Е. Исследование зоны ближайшего развития у детей с речевыми нарушениями / Е. Е. Антонова // Междисциплинарный подход к изучению нарушений развития у детей с ОВЗ : монография / Е. Е. Антонова, Е. Э. Артемова, В. А. Ерохина и др. — Москва : С

Other articles