Published Date: 01.07.2023

Взаимосвязь мотивации и успешности обучения студентов при разных формах обучения

Annotation

В исследовании проверялась гипотеза о том, что у студентов белорусского вуза, обучающихся по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, по сравнению со студентами очной формы обучения сильнее выражена внутренняя мотивация, а также взаимосвязь мотивации с успешностью обучения. В исследовании приняли участие 114 студентов 2–3-го курсов, обучающихся на очной (N = 40) и заочной (N = 74) форме. От каждого участника перед проведением исследования было получено информированное согласие. Использовались методика «Шкалы академической мотивации», а также средний балл и опросник К. Двек для оценки успешности обучения. Оказалось, что у студентовзаочников преобладает внутренняя академическая мотивация, а у студентов очной формы обучения более выражена внешняя мотивация. У студентов-заочников мотивация сильнее связана с показателями успешности обучения.



Library

1. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, М. А. Чумакова и др. // Психологический журнал. — 2008. — Т. 29, № 3. — С. 86–100.
2. Schinske J. Teaching More by Grading Less (or Differently) / J. Schinske, K. Tanner // CBE Life Sci Educ. — 2014. — Vol. 13 (2). — P. 159–166. — DOI: 10.1187/cbe.cbe-1403-0054. PMID: 26086649; PMCID: PMC4041495
3. Sawilowsky S. New effect size rules of thumb / S. Sawilowsky // Journal of Modern Applied Statistical Methods. — 2009. — Vol. 8 (2). — P. 467–474. — DOI: 10.22237/ jmasm/1257035100
4. Psychological Well-Being and Intrinsic Motivation: Relationship in Students Who Begin University Studies at the School of Education in Ciudad Real / Á. L. González Olivares, Ó. Navarro, F. J. Sánchez-Verdejo, Á. Muelas // Frontiers in Psychology. — 20
5. Motivational profiles of medical students: association with study effort, academic performance and exhaustion / R. Kusurkar, G. Crosiet, F. Galindo-Garré, O. Ten Cate // BMC Medical Education. — 2013. — Vol. 13 (1). — P. 87. — DOI: 10.1186/1472-6920-1
6. Lin Y.-G. College student intrinsic and/or extrinsic motivation and learning / Y.-G. Lin, W. J. McKeachie, Y.Ch. Kim // Learning and Individual Differences. — 2003. — Vol. 13, Issue 3. — P. 251–258. — <a href="https://doi.org/10.1016/S1041-6080(02)00092-4" target="_blank">https://doi.org/10.1016/S1041-6080(02)00092-4</a>
7. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова, С. В. Васильева и др. // Социальная психология и общество. — 2020. — Т. 11, № 1. —
8. Сорокова М. Г. Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении / М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова // Моделирование и анализ данных. — 2021. — Т. 11, № 1. — C. 61–77. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1
9. Пуляева В. Н. Академическая мотивация как фактор удовлетворенности образовательными услугами / В. Н. Пуляева, А. Н. Неврюев // Creative Economy. — 2019. — № 13. — 533 с. — DOI: 10.18334/ce.13.3.39931
10. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза / М. А. Одинцова, Л. А. Александрова, Б. Б. Айсмонтас и др. // Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — № 3 (60). — С. 76–94.
11. Притуляк Т. С. Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений [Электронный ресурс] / Т. С. Притуляк // Journal of Siberian Medical Sciences. — 2006. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchebnoy-motivatsiist" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchebnoy-motivatsiist</a>
12. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения [Электронный ресурс] / М. В. Мухина, О. В. Каткова, Е. С. Мухина, В. В. Романов // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018. — № 6. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/" target="_blank">https://mir-nauki.com/</a> PDF/14PDMN618.pdf
13. Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов [Электронный ресурс] / Ю. М. Царапкина, А. В. Анисимова, А. Г. Миронов, А. А. Нагорнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://mir-nau" target="_blank">https://mir-nau</a>
14. Койфман А. Я. Связь академической мотивации и выгорания у студентов российских и азербайджанских вузов / А. Я. Койфман, А. Э. Гаузер // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 5. — C. 21–33. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse.2022270
15. Клепикова Н. М. Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения [Электронный ресурс] / Н. М. Клепикова // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostimotivatsi" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostimotivatsi</a>
16. Капцов А. В. Взаимосвязь успешности обучения и шкалы академической мотивации студентов с различными уровнями саморегуляции / А. В. Капцов, Е. И. Колесни252 кова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. — 2016. — № 2 (20).
17. Казанович Е. Ю. Особенности академической мотивации студентов / Е. Ю. Казанович // Бизнес. Образование. Экономика : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 7–8 апреля 2022 г.). — Минск, 2022. — С. 647–651.
18. Ермолаева М. В. Дистанционное обучение в высшей школе в период пандемии / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 67–76.
19. Данилова И.В. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности и успеваемости (на примере студентов-психологов ВГУЭС) [Электронный ресурс] / И. В. Данилова // Материалы IX Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум» (Сочи, 7–10 ноября 2021г.). —
20. Губин В. А. Учебные мотивы и успешность обучения студентов университета: сущность, содержание и динамика взаимообусловленности / В. А. Губин, И. Б. Гайворонская, И. А. Сидорова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 1. — С
21. Гордеева Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35, № 4. — С. 96–107.
22. Горбушина А. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза [Электронный ресурс] / А. Н. Горбушина // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 793–795. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/65/10446/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/65/10446/</a> (дата обращения: 23.06.20
23. Воротынцева Д. А. Особенности академической мотивации студентов различных форм обучения в условиях цифровизации университетского образования : сборник трудов конференции / Д. А. Воротынцева // Университет как фактор модернизации России: история и персп

Other articles