Published Date: 01.07.2023

On the Questionof Correlation of the Types of Academic Motives Presented in Different Classifications

Annotation

The question of the need to clarify the conceptual apparatus in the analysis of empirical data, including motivational indicators, is discussed. Various classifications of academic motives created on the basis of different theoretical approaches are reflected in the methodological tools, primarily in questionnaires. The material obtained with using of some projective techniques can be interpreted in different ways, based on different terminology. An adequate understanding of the data concerning academic motivation involves the correlation of the types of academic motives presented in different classifications. An attempt at such correlation is presented in this article.




Library

1. 16. Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 102–109.
2. Kulagina I. Yu. Razvitie motivatsii v mladshem shkol’nom vozraste / I. Yu. Kulagina, S. V. Gani // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2011. — № 2. — S. 102–109.
3. 17. Кулагина И. Ю. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, М. А. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 4. — C. 36–51. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140403
4. Kulagina I. Yu. Svyaz’ uchebnoi motivatsii i psikhologicheskogo blagopoluchiya v mladshem shkol’nom vozraste/ I.Yu. Kulagina, M.A.Kravtsova// Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2022. — T. 14, № 4. — C. 36–51. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140403
5. 18. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 1. — С. 2–8.
6. Lubovskii D. V. Ponyatie vnutrennei pozitsii: kul’turno-istoricheskaya perspektiva izucheniya lichnosti shkol’nika / D. V. Lubovskii // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2008. — № 1. — S. 2–8.
7. 19. Лубовский Д. В. Динамика развития и феноменология внутренней позиции у современных младших школьников / Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2014. — № 1. — С. 50–67.
8. Lubovskii D. V. Dinamika razvitiya i fenomenologiya vnutrennei pozitsii u sovremennykh mladshikh shkol’nikov / D. V. Lubovskii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. — 2014. — № 1. — S. 50–67.
9. 20. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 1983. — 96 с.
10. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol’nom vozraste / A. K. Markova. — Moskva : Prosveshchenie, 1983. — 96 s.
11. 21. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — Москва : Педагогика, 1983. — 64 с.
12. Markova A. K. Motivatsiya ucheniya i ee vospitanie u shkol’nikov / A. K. Markova, A. B. Orlov, L. M. Fridman. — Moskva : Pedagogika, 1983. — 64 s.
13. 22. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва : Просвещение, 1990. — 192 с.
14. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya / A. K. Markova, T. A. Matis, A. B. Orlov. — Moskva : Prosveshchenie, 1990. — 192 s.
15. 23. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — Москва : Педагогика, 1984. — 144 с.
16. Matyukhina M.V.Motivatsiya ucheniya mladshikh shkol’nikov / M.V.Matyukhina. — Moskva : Pedagogika, 1984. — 144 s.
17. 24. Научное наследие Л. И. Божович и современная психология образования : сб. материалов конференции / под ред. Г. В. Акопова, М. В. Ермолаевой, Д. В. Лубовского. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. — 171 с.
18. Nauchnoe nasledie L. I. Bozhovich i sovremennaya psikhologiya obrazovaniya : sb. materialov konferentsii / pod red. G. V. Akopova, M. V. Ermolaevoi, D. V. Lubovskogo. — Moskva : FGBOU VO MGPPU, 2018. — 171 s.
19. 25. Нежнова Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения / Т. А. Нежнова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Элько
20. Nezhnova T. A. Psikhologicheskie razlichiya v otnoshenii k shkole i ucheniyu u shesti- i semiletnikh shkol’nikov v nachale i v kontse pervogo goda obucheniya / T. A. Nezhnova // Diagnostika uchebnoi deyatel’nosti i intellektual’nogo razvitiya detei / pod
21. 26. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. — Москва : Педагогика, 1986. — 192 с.
22. Formirovanie interesa k ucheniyu u shkol’nikov / pod red. A. K. Markovoi. — Moskva : Pedagogika, 1986. — 192 s.
23. 27. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 2. — C. 65–74. — DOI: 10.17759/pse.2017220206
24. Shkaly vnutrennei i vneshnei akademicheskoi motivatsii shkol’nikov / T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, V. V. Gizhitskii, T. K. Gavrichenkova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2017. — T. 22, № 2. — C. 65–74. — DOI: 10.17759/pse.2017220206
25. 28. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. — Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. — С. 239–284.
26. El’konin D. B. Psikhologiya obucheniya mladshego shkol’nika / D. B. El’konin // Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. Izbrannye psikhologicheskie trudy. — Moskva : Institut prakticheskoi psikhologii ; Voronezh : MODEK, 1995. — S. 239–284.
27. 29. Gordeevа T. O. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children / T. O. Gordeevа, O. A. Sychev, M. F. Lynch // Psychology in Russia: State of the A
28. 30. Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs, in motivation, development and wellness / R. M. Ryan, E. L. Deci. — New York : Guilford Publishing, 2017. — P. 191–193.
29. 1. Андреева А. Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования / А. Д. Андреева // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 17, № 1. — C. 84–92. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2021170112" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2021170112</a>
30. Andreeva A. D. Otnoshenie k ucheniyu v raznye periody razvitiya rossiiskogo shkol’nogo obrazovaniya / A. D. Andreeva // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2021. — T. 17, № 1. — C. 84–92. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2021170112" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2021170112</a>
31. 2. Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11, № 2. — С. 38–47. — DOI: 10.17759/chp.2015110204
32. Arkhireeva T. V. Dinamika uchebnoi motivatsii detei mladshego shkol’nogo vozrasta / T. V. Arkhireeva // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2015. — T. 11, № 2. — S. 38–47. — DOI: 10.17759/chp.2015110204
33. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 400 с.
34. Bozhovich L. I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. — Sankt-Peterburg : Piter, 2009. — 400 s.
35. 4. Божович Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Известия АПН РСФСР. — 1951. — Вып. 36: Вопросы психологии школьника. — С. 29–104.
36. Bozhovich L. I. Razvitie motivov ucheniya u sovetskikh shkol’nikov / L. I. Bozhovich, N.G.Morozova, L. S. Slavina // Izvestiya APN RSFSR. — 1951. — Vyp. 36: Voprosy psikhologii shkol’nika. — S. 29–104.
37. 5. Булкина М. В. Сравнительно-исторический анализ внутренней позиции школьника у современных учащихся и их сверстников эпохи социализма / М. В. Булкина, Д. В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. —
38. Bulkina M. V. Sravnitel’no-istoricheskii analiz vnutrennei pozitsii shkol’nika u sovremennykh uchashchikhsya i ikh sverstnikov epokhi sotsializma / M. V. Bulkina, D. V. Lubovskii // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psi
39. 6. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — Москва : Педагогика, 1988. — С. 36–44.
40. Ginzburg M. R. Razvitie motivov ucheniya u detei 6–7 let / M. R. Ginzburg // Osobennosti psikhicheskogo razvitiya detei 6–7-letnego vozrasta / pod red. D. B. El’konina, A. L. Vengera. — Moskva : Pedagogika, 1988. — S. 36–44.
41. 7. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. — Москва : Смысл ; Академия, 2006. — 336 с.
42. Gordeeva T. O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya / T. O. Gordeeva. — Moskva : Smysl ; Akademiya, 2006. — 336 s.
43. 8. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : дис. … д-ра психол. наук / Т. О. Гордеева. — Москва, 2013. — 444 с.
44. Gordeeva T. O. Motivatsiya uchebnoi deyatel’nosti shkol’nikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya : dis. … d-ra psikhol. nauk / T. O. Gordeeva. — Moskva, 2013. — 444 s.
45. 9. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
46. Gordeeva T. O. Shkol’noe blagopoluchie mladshikh shkol’nikov: motivatsionnye i obrazovatel’nye prediktory/ T.O.Gordeeva, O.A.Sychev, M.V.Lunkina// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 3. — S. 32–42. — DOI: 10.17759/pse.2019240303
47. 10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СанктПетербург : Питер, 2004. — 208 с.
48. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost’ k shkole / N. I. Gutkina. — Sankt-Peterburg : Piter, 2004. — 208 s.
49. 11. Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 4. — С. 18–33.
50. Gutkina N. I. Nauchnaya shkola Lidii Il’inichny Bozhovich: istoriya i sovremennost’ / N. I. Gutkina // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2008. — № 4. — S. 18–33.
51. 12. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2018. — Т. 14, № 2. — С. 116–128. — DOI: 10.17759/chp.2018140213
52. Gutkina N. I. Kontseptsiya L. I. Bozhovich o stroenii i formirovanii lichnosti (kul’turno-istoricheskii podkhod) / N. I. Gutkina // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2018. — T. 14, № 2. — S. 116–128. — DOI: 10.17759/chp.2018140213
53. 13. Данилова Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков / Е. Е. Данилова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 4. — C. 51–61. — DOI: 10.17759/pse.2019240404
54. Danilova E. E. Soderzhanie i dinamika motivatsionnykh predpochtenii sovremennykh mladshikh shkol’nikov i mladshikh podrostkov / E. E. Danilova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 4. — C. 51–61. — DOI: 10.17759/pse.2019240404
55. 14. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е. Е. Данилова // Вестник Мининского университета. — 2022. — Т. 10, № 1.
56. Danilova E. E. Osobennosti motivatsionnoi sfery sovremennykh rossiiskikh shkol’nikov: soderzhanie, vozrastnaya dinamika, rol’ obrazovatel’noi sredy / E. E. Danilova // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2022. — T. 10, № 1.
57. 15. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — Москва : Педагогика, 1972. — 352 с.
58. Izuchenie motivatsii povedeniya detei i podrostkov / pod red. L. I. Bozhovich i L. V. Blagonadezhinoi. — Moskva : Pedagogika, 1972. — 352 s.

Other articles