Published Date: 01.07.2023

Клиповая культура и состояния потока в учебной деятельности студентов

Annotation

В статье показано влияние клиповой культуры на изменение когнитивных схем современной молодежи. По результатам контент-анализа письменных работ студентов определены образовательные условия, влияющие на состояние потока в учебной деятельности студентов. Это составляло цель работы. Современная образовательная среда имеет признаки гипертекста. В этих условиях для молодежи значимо быть самим «автором» текста, управлять процессом своего профессионального становления. В числе других потребностей выделены потребность в индивидуализации, в эмоциональном компоненте учебного процесса, в изменении его темпоритма. Маркер «привязка знаний к практике» выступает в качестве фильтра в условиях большого количества информации, поступающей по разным каналам. Исследование представляет интерес для широкого круга специалистов: психологов, социологов, культурологов, педагогов.



Library

1. Леонтьев Д. А. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности / Д. А. Леонтьев, К. Г. Клейн // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2018. — № 4. — C. 106–119.
2. Small G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind / G. Small, G. Vorgan. — New York, NY : Harper Collins, 2009. — P. 256.
3. Fong C. J. The challenge — skill balance and antecedents of flow: A meta-analytic investigation / C. J. Fong, D. J. Zaleski, J. K. Leach // Journal of Positive Psychology. — 2015. — Vol. 10, № 5. — P. 425–446.
4. Csikszentmihalyi M. Applications of Flow in Human Development and Education. The Collected Works of Mihaly Csikszentmihalyi. — New York, London : Springer, 2014. — 500 p.
5. Черчес Т. Е. Психологические особенности восприятия содержания устно-речевого сообщения при его совмещении с видеорядом в научно-познавательных фильмах / Т. Е. Черчес // Актуальные проблемы современной российской психологии : материалы Междунар. форум
6. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. С. Барабанова, К. Бурмистрова, Л. Бурмистровой и др. — Москва : ACT, 2004. — 781 с.
7. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? / О. А. Старицына // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7, № 2 (23). — С. 270–274.
8. Солдатова Г. У. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? / Г. У. Солдатова, А. В. Трифонова // Дети в информационном обществе. — 2017. — № 38. — С. 26–37.
9. Солдатова Г. У. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? / Г. У. Солдатова, А. В. Вишнева // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118. — DOI: 10.17759/cpp
10. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности [Электронный ресурс] / Т. В. Семеновских // Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественных связней РГГУ. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> jar
11. Савельева Д. И. Обратная связь как одно из условий состояния «потока» в учебной деятельности / Д. И. Савельева // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 215–218.
12. Панкова С. Н. Нелинейные образовательные практики студентов российских вузов в условиях социальной неопределенности / С. Н. Панкова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2021. — Т. 27, № 2
13. Авдеева А. П. Универсальные характеристики клиповой культуры / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова // Вестник Университета. — 2023. — № 6. — С. 186–194.
14. Кузнецова Е. В. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе / Е. В. Кузнецова, Т. М. Резер // Акмеология профессионального образования : материалы 14-й Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14–15 марта 2018 г.)
15. Изард C. E. Теория эмоций и исследования / C. E. Изард // Ежегодный обзор психологии. — 2009. — № 60. — С. 1–25.
16. Dokuka S. V. Klipovoe myshlenie kak fenomen informatsionnogo obshchestva / S. V. Dokuka // Obshchestvennye nauki i sovremennost’. — 2013. — № 2. — S. 169–176.
17. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 169–176.
18. Горобец Т.Н.«Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти/ Т.Н.Горобец, В.В.Ковалев// Мир психологии.
19. Волк М. И. Соотношение опыта «потока» с особенностями внутренней мотивации и индивидуально-личностными чертами студентов / М. И. Волк, Д. И. Савельева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2017. — Т. 14, № 4. — С. 427–439.
20. Вегнер Д. Как Интернет меняет наш мозг / Д. Вегнер, А. Уорд // В мире науки. — 2014. — № 2. — С. 98–102.
21. Берман Н. Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении [Электронный ресурс] / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsiiznachenie-emo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsiiznachenie-emo</a>
22. Александрова Л. А. Концепция «потока» в свете зарубежной и отечественной психологии: история возникновения, современное состояние и перспективы развития теории / Л. А. Александрова // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 152–16
23. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде [Электронный ресурс] / О. В. Акулова // Человек и образование. — 2005. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogoprotsessa-obuc" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogoprotsessa-obuc</a>

Other articles