Published Date: 01.07.2023

Clip Culture and Flow States in Students’ Learning Activities

Annotation

The article shows the influence of clip culture on the change of cognitive schemes of modern youth. According to the results of the content analysis of students’ written works, educational conditions affecting the state of the flow in students’ educational activities are determined. This was the purpose of the work. The modern educational environment has signs of hypertext. In these conditions, it is important for young people to be the “author” of the text themselves, to manage the process of their professional formation. Among other needs, the following are highlighted: the need for individualization, for the emotional component of the educational process, for changing its tempo. The marker “linking knowledge to practice” acts as a filter in conditions of a large amount of information coming through different channels. The research is of interest to a wide range of specialists: psychologists, sociologists, cultural scientists, teachers.




Library

1. 11. Леонтьев Д. А. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности / Д. А. Леонтьев, К. Г. Клейн // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2018. — № 4. — C. 106–119.
2. Leont’ev D. A. Kachestvo motivatsii i kachestvo perezhivanii kak kharakteristiki uchebnoi deyatel’nosti / D. A. Leont’ev, K. G. Klein // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psikhologiya. — 2018. — № 4. — C. 106–119.
3. 12. Панкова С. Н. Нелинейные образовательные практики студентов российских вузов в условиях социальной неопределенности / С. Н. Панкова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2021. — Т. 27, № 2
4. Pankova S. N. Nelineinye obrazovatel’nye praktiki studentov rossiiskikh vuzov v usloviyakh sotsial’noi neopredelennosti / S. N. Pankova // Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury. — 2021. — T. 27,
5. 13. Савельева Д. И. Обратная связь как одно из условий состояния «потока» в учебной деятельности / Д. И. Савельева // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 215–218.
6. Savel’eva D. I. Obratnaya svyaz’ kak odno iz uslovii sostoyaniya «potoka» v uchebnoi deyatel’nosti / D. I. Savel’eva // Akmeologiya. — 2016. — № 4. — S. 215–218.
7. 14. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности [Электронный ресурс] / Т. В. Семеновских // Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественных связней РГГУ. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> jar
8. Semenovskikh T. V. «Klipovoe myshlenie» — fenomen sovremennosti [Elektronnyi resurs] / T. V. Semenovskikh // Optimal’nye kommunikatsii: epistemicheskii resurs Akademii mediaindustrii i kafedry teorii i praktiki obshchestvennyh svyazej RGGU. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a>
9. 15. Солдатова Г. У. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн активностью: есть ли золотая середина? / Г. У. Солдатова, А. В. Вишнева // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118. — DOI: 10.17759/cpp
10. Soldatova G. U. Osobennosti razvitiya kognitivnoi sfery u detei s raznoi onlainaktivnost’yu: est’ li zolotaya seredina? / G. U. Soldatova, A. V. Vishneva // Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. — 2019. — T. 27, № 3. — S. 97–118. — DOI: 10.17759
11. 16. Солдатова Г. У. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? / Г. У. Солдатова, А. В. Трифонова // Дети в информационном обществе. — 2017. — № 38. — С. 26–37.
12. Soldatova G. U. Mediamnogozadachnost’: stoit li bespokoit’sya? / G. U. Soldatova, A. V. Trifonova // Deti v informatsionnom obshchestve. — 2017. — № 38. — S. 26–37.
13. 17. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? / О. А. Старицына // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7, № 2 (23). — С. 270–274.
14. Staritsyna O. A. Klipovoe myshlenie vs obrazovanie. Kto vinovat i chto delat’? / O. A. Staritsyna // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. — 2018. — T. 7, № 2 (23). — S. 270–274.
15. 18. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. С. Барабанова, К. Бурмистрова, Л. Бурмистровой и др. — Москва : ACT, 2004. — 781 с.
16. Toffler E. Tret’ya volna / E. Toffler; per. s angl. S. Barabanova, K. Burmistrova, L. Burmistrovoi i dr. — Moskva : ACT, 2004. — 781 s.
17. 19. Черчес Т. Е. Психологические особенности восприятия содержания устно-речевого сообщения при его совмещении с видеорядом в научно-познавательных фильмах / Т. Е. Черчес // Актуальные проблемы современной российской психологии : материалы Междунар. форум
18. Cherches T. E. Psikhologicheskie osobennosti vospriyatiya soderzhaniya ustnorechevogo soobshcheniya pri ego sovmeshchenii s videoryadom v nauchno-poznavatel’nykh fil’makh / T.E. Cherches // Aktual’nye problemy sovremennoi rossiiskoi psikhologii : material
19. 20. Csikszentmihalyi M. Applications of Flow in Human Development and Education. The Collected Works of Mihaly Csikszentmihalyi. — New York, London : Springer, 2014. — 500 p.
20. 21. Fong C. J. The challenge — skill balance and antecedents of flow: A meta-analytic investigation / C. J. Fong, D. J. Zaleski, J. K. Leach // Journal of Positive Psychology. — 2015. — Vol. 10, № 5. — P. 425–446.
21. 22. Small G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind / G. Small, G. Vorgan. — New York, NY : Harper Collins, 2009. — P. 256.
22. 1.Авдеева А. П. Универсальные характеристики клиповой культуры / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова // Вестник Университета. — 2023. — № 6. — С. 186–194.
23. Avdeeva A. P. Universal’nye kharakteristiki klipovoi kul’tury / A. P. Avdeeva, Yu. A. Safonova // Vestnik Universiteta. — 2023. — № 6. — S. 186–194.
24. 2. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде [Электронный ресурс] / О. В. Акулова // Человек и образование. — 2005. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogoprotsessa-obuc" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogoprotsessa-obuc</a>
25. Akulova O. V. Problema postroeniya nelineinogo protsessa obucheniya v informatsionnoi srede [Elektronnyi resurs] / O. V. Akulova // Chelovek i obrazovanie. — 2005. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogo-protsessa-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogo-protsessa-</a>
26. 3. Александрова Л. А. Концепция «потока» в свете зарубежной и отечественной психологии: история возникновения, современное состояние и перспективы развития теории / Л. А. Александрова // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 152–16
27. Aleksandrova L. A. Kontseptsiya «potoka» v svete zarubezhnoi i otechestvennoi psikhologii: istoriya vozniknoveniya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya teorii / L. A. Aleksandrova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2022. — T. 11, № 3.
28. 4. Берман Н. Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении [Электронный ресурс] / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsiiznachenie-emo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsiiznachenie-emo</a>
29. Berman N. D. Obrazovanie i emotsii: znachenie emotsii v nashei zhizni i v obuchenii [Elektronnyi resurs] / N. D. Berman // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsii-znachenie" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsii-znachenie</a>
30. 5. Вегнер Д. Как Интернет меняет наш мозг / Д. Вегнер, А. Уорд // В мире науки. — 2014. — № 2. — С. 98–102.
31. Vegner D. Kak Internet menyaet nash mozg / D. Vegner, A. Uord // V mire nauki. — 2014. — № 2. — S. 98–102.
32. 6. Волк М. И. Соотношение опыта «потока» с особенностями внутренней мотивации и индивидуально-личностными чертами студентов / М. И. Волк, Д. И. Савельева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2017. — Т. 14, № 4. — С. 427–439.
33. Volk M. I. Sootnoshenie opyta «potoka» s osobennostyami vnutrennei motivatsii i individual’no-lichnostnymi chertami studentov / M. I. Volk, D. I. Savel’eva // Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. — 2017. — T. 14, № 4. — S. 427–439.
34. 7. Горобец Т.Н.«Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти/ Т.Н.Горобец, В.В.Ковалев// Мир психологии. — 2015. — №2. — С.94–100.
35. Gorobets T. N. «Klipovoe myshlenie» kak otrazhenie pertseptivnykh protsessov i sensornoi pamyati / T. N. Gorobets, V. V. Kovalev // Mir psikhologii. — 2015. — № 2. — S. 94–100.
36. 8. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 169–176.
37. Dokuka S. V. Klipovoe myshlenie kak fenomen informatsionnogo obshchestva / S. V. Dokuka // Obshchestvennye nauki i sovremennost’. — 2013. — № 2. — S. 169–176.
38. 9. Изард C. E. Теория эмоций и исследования / C. E. Изард // Ежегодный обзор психологии. — 2009. — № 60. — С. 1–25.
39. Izard S. E. Teoriya emotsii i issledovaniya / S. E. Izard // Ezhegodnyi obzor psikhologii. — 2009. — № 60. — S. 1–25.
40. 10. Кузнецова Е. В. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе / Е. В. Кузнецова, Т. М. Резер // Акмеология профессионального образования : материалы 14-й Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14–15 марта 2018 г.)
41. Kuznetsova E. V. Klipovoe myshlenie kak faktor izmeneniya obrazovatel’nykh tekhnologii v vysshei shkole / E. V. Kuznetsova, T. M. Rezer // Akmeologiya professional’nogo obrazovaniya : materialy 14-i Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 14–15 marta 2

Other articles