Published Date: 01.04.2024
Specifics of Predictive Self-assessment of Modern Junior Schoolchildren
Annotation
The article presents the results of an empirical study conducted with 8 and 10 year old children studying in 2nd and 4th grades. 60 pupils took part in the study. The obtained data reflect the content parameters of junior school children’s perceptions of their future life and themselves as adults. It is shown that prognostic self-assessment practically does not change from 2nd to 4th grade.
Keywords
Type | Article |
Information | ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE № 02/2024 |
Pages | 238-246 |
UDK | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_238 |
Library
1. 11. Кондратьев М. Ю. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы / М. Ю. Кондратьев, А. А. Лисицына // Социальная психология и общество. — 2012. — № 2. — С. 21–40.
2. Kondrat’ev M. Yu. Osobennosti intragruppovogo strukturirovaniya klassov v nachal’noi shkole i na rubezhe nachal’noi i srednei shkoly / M. Yu. Kondrat’ev, A. A. Lisitsyna // Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo. — 2012. — № 2. — S. 21–40.
3. 12. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности / А. И. Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. — Москва : Педагогика, 1975. — С. 134–155.
4. Lipkina A. I. K voprosu o metodakh vyyavleniya samootsenki kak lichnostnogo parametra umstvennoi deyatel’nosti / A. I. Lipkina // Problemy diagnostiki umstvennogo razvitiya uchashchikhsya / pod red. Z. I. Kalmykovoi. — Moskva : Pedagogika, 1975. — S. 134–
5. 13. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — Москва : Знание, 1976. — 64 с.
6. Lipkina A. I. Samootsenka shkol’nika / A. I. Lipkina. — Moskva : Znanie, 1976. — 64 s.
7. 14. Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков / С. В. Львова // Системная психология и социология. — 2016. — № 1 (17). — С. 5–10.
8. L’vova S. V. Sravnitel’nyi analiz kharakternykh osobennostei samootsenki mladshikh shkol’nikov i podrostkov / S. V. L’vova // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. — 2016. — № 1 (17). — S. 5–10.
9. 15. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. — 7-е изд. — Москва : Национальный книжный центр, 2020. — 1127 с.
10. Mukhina V. S. Lichnost’: Mify i Real’nost’ (Al’ternativnyi vzglyad. Sistemnyi podkhod. Innovatsionnye aspekty) / V. S. Mukhina. — 7-e izd. — Moskva : Natsional’nyi knizhnyi tsentr, 2020. — 1127 s.
11. 16. Оганесян С. Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. Е. Оганесян. — Москва, 2014. — 31 с.
12. Oganesyan S. E. Fenomen yabednichestva v mladshem shkol’nom vozraste : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / S. E. Oganesyan. — Moskva, 2014. — 31 s.
13. 17. Пахомова В. Г. Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников / В. Г. Пахомова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 5. — С. 48–56. — DOI: 10.17759/ pse.2017220506
14. Pakhomova V. G. Psikhologicheskie aspekty vliyaniya igrovoi virtual’noi real’nosti na formirovanie obraza Ya u mladshikh shkol’nikov / V. G. Pakhomova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2017. — T. 22, № 5. — S. 48–56. — DOI: 10.17759/pse.2017220
15. 18. Плотникова Н. Ю. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений / Н. Ю. Плотникова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. — 2008. — Т. 13, № 4. — С. 71–81.
16. Plotnikova N. Yu. Vzglyad na stanovlenie lichnostnoi pozitsii shkol’nika v kontekste detsko-roditel’skikh otnoshenii / N. Yu. Plotnikova, E. V. Filippova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2008. — T. 13, № 4. — S. 71–81.
17. 19. Шатене К. Психология ценностей / К. Шатене. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2021. — 244 с.
18. Shatene K. Psikhologiya tsennostei / K. Shatene. — Khar’kov : Gumanitarnyi Tsentr, 2021. — 244 s.
19. 1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — Вып. 18. Вопросы детской психологии : ч.
20. Anan’ev B. G. K postanovke problemy razvitiya detskogo samosoznaniya / B. G. Anan’ev // Izvestiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR. — Moskva ; Leningrad : Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1948. — Vyp. 18. Voprosy detskoi psikhologii
21. 2. Андреева А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201
22. Andreeva A. D. Obraz sobstvennogo budushchego u starsheklassnikov i studentov kolledzha [Elektronnyi resurs] / A. D. Andreeva // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2022. — T. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201
23. 3. Андреева А. Д. Психологическое благополучие учащихся 1–5 классов в контексте современной социальной ситуации развития / А. Д. Андреева, О. А. Москвитина // Вопросы образования. — 2019. — № 3. — С. 203–223. — DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203-223
24. Andreeva A. D. Psikhologicheskoe blagopoluchie uchashchikhsya 1–5 klassov v kontekste sovremennoi sotsial’noi situatsii razvitiya / A. D. Andreeva, O. A. Moskvitina //Voprosy obrazovaniya. — 2019. — № 3. — S. 203–223. — DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203
25. 4. Андрущенко Т. Ю. Диагностическая беседа как средство выявления психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 2. — С. 1–10. — DO
26. Andrushchenko T. Yu. Diagnosticheskaya beseda kak sredstvo vyyavleniya psikhologicheskikh uslovii blagopoluchnogo prozhivaniya rebenkom krizisa semi let / T. Yu. Andrushchenko, G. M. Shashlova // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2019. — T. 11,
27. 5. Архиреева Т. В. Развитие критического самоотношения у детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Вестник практической психологии образования. — 2013. — № 1 (34). — С. 54–57.
28. Arkhireeva T. V. Razvitie kriticheskogo samootnosheniya u detei mladshego shkol’nogo vozrasta / T. V. Arkhireeva // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2013. — № 1 (34). — S. 54–57.
29. 6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — Москва : Прогресс, 1986. — 424 с.
30. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie / R. Berns. — Moskva : Progress, 1986. — 424 s.
31. 7. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
32. Gordeeva T. O. Shkol’noe blagopoluchie mladshikh shkol’nikov: motivatsionnye i obrazovatel’nye prediktory/ T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, M. V. Lunkina// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 3. — S. 32–42. — DOI: 10.17759/pse.20192403
33. 8. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В.Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 1980. — №4. — С. 90–99.
34. Zakharova A. V. Issledovanie samootsenki mladshego shkol’nika v uchebnoi deyatel’nosti / A. V. Zakharova, T. Yu. Andrushchenko // Voprosy psikhologii. — 1980. — № 4. — S. 90–99.
35. 9. Карпушова О. А. Образ сверстника как фактор развития самопознания младших школьников в образовательном процессе : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Карпушова. — Москва, 2016. — 26 с.
36. Karpushova O. A. Obraz sverstnika kak faktor razvitiya samopoznaniya mladshikh shkol’nikov v obrazovatel’nom protsesse : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / O. A Karpushova. — Moskva, 2016. — 26 s.
37. 10. Кондратьев М. Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Д. Кондратьев. — Москва, 2019. — 25 с.
38. Kondrat’ev M. D. Sotsial’no-psikhologicheskie i lichnostnye kharakteristiki intellektual’no uspeshnykh podrostkov : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk/ M. D.Kondrat’ev. — Moskva, 2019. — 25 s.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal