Published Date: 01.04.2024

Specifics of Predictive Self-assessment of Modern Junior Schoolchildren

Annotation

The article presents the results of an empirical study conducted with 8 and 10 year old children studying in 2nd and 4th grades. 60 pupils took part in the study. The obtained data reflect the content parameters of junior school children’s perceptions of their future life and themselves as adults. It is shown that prognostic self-assessment practically does not change from 2nd to 4th grade.




Library

1. Кондратьев М. Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Д. Кондратьев. — Москва, 2019. — 25 с.
2. Шатене К. Психология ценностей / К. Шатене. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2021. — 244 с.
3. Плотникова Н. Ю. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений / Н. Ю. Плотникова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. — 2008. — Т. 13, № 4. — С. 71–81.
4. Пахомова В. Г. Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников / В. Г. Пахомова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 5. — С. 48–56. — DOI: 10.17759/ pse.2017220506
5. Оганесян С. Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. Е. Оганесян. — Москва, 2014. — 31 с.
6. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. — 7-е изд. — Москва : Национальный книжный центр, 2020. — 1127 с.
7. Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков / С. В. Львова // Системная психология и социология. — 2016. — № 1 (17). — С. 5–10.
8. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — Москва : Знание, 1976. — 64 с.
9. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности / А. И. Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. — Москва : Педагогика, 1975. — С. 134–155.
10. Кондратьев М. Ю. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы / М. Ю. Кондратьев, А. А. Лисицына // Социальная психология и общество. — 2012. — № 2. — С. 21–40.
11. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — Вып. 18. Вопросы детской психологии : ч.
12. Карпушова О. А. Образ сверстника как фактор развития самопознания младших школьников в образовательном процессе : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Карпушова. — Москва, 2016. — 26 с.
13. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В.Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 1980. — №4. — С. 90–99.
14. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — Москва : Прогресс, 1986. — 424 с.
16. Архиреева Т. В. Развитие критического самоотношения у детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Вестник практической психологии образования. — 2013. — № 1 (34). — С. 54–57.
17. Андрущенко Т. Ю. Диагностическая беседа как средство выявления психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 2. — С. 1–10. — DO
18. Андреева А. Д. Психологическое благополучие учащихся 1–5 классов в контексте современной социальной ситуации развития / А. Д. Андреева, О. А. Москвитина // Вопросы образования. — 2019. — № 3. — С. 203–223. — DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203-223
19. Андреева А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201

Other articles