Published Date: 01.07.2022

Ценностное основание взаимосвязи нравственного сознания и опыта нравственного поведения учащейся молодежи

Annotation

Актуальность темы статьи мотивируется потребностью в поиске путей воспитания личности, способной к совершению морального деяния по внутреннему побуждению, а не по принуждению извне. Указывается, что одним из возможных способов воспитания такой личности является формирование нравственного сознания и опыта нравственного поведения в единстве. Обосновывается, что методологической основой раскрытия взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения является аксиология как учение о ценностях, как философская теория ценностей, как отрасль этики. Показывается, что категория ценности определяет содержание ценностного «яруса» нравственного сознания и ценностного мира учителя, школьника, который связывает их с нравственной практикой, охватывающей нравственное поведение и нравственное сознание. Раскрывается, что ценности находятся в основании взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения. Показывается, что одной из самых значимых является ценность золотого правила нравственности.



Library

1. Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление / Н. Д. Зотов. — Томск : ТГУ, 1984. — 248 с.
2. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. — М. : Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
3. Титаренко А. И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа / А. И. Титаренко. — М. : Политиздат, 1976. — 399 с.
4. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. — М. : МГУ, 1981. — 184 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер Ком, 1998. — 688 с.
6. Муравьев В. Н. Овладение временем : избр. филос. и публ. произведения / В. Н. Муравьев. — М. : РОССПЭН, 1998. — 320 с.
7. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1980. — 183 с.
8. Карташев С. И. Пространство этики. Предмет и структура этики. Феноменология этики. Проблемы этики. Метаэтика / С. И. Карташев. — М. : Маска, 2018. — 482 с.
9. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1997. — 205 с.
10. Бездухов А. В. Ценностный «ярус» этического сознания учителя / А. В. Бездухов // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. — 2008. — № 2. — С. 30–35.
11. Дробницкий О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. — М. : Наука, 1974. — 388 с.
12. Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В. Е. Гурин. — М. : Педагогика, 1988. — 136 с.
13. Вологдина И. В. Об определении понятия «нравственное воспитание учащейся молодежи» / И. В. Вологдина // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 1–2. — С. 72–83.
14. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б. С. Братусь. — М. : Знание, 1985. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 3).
15. Бездухов В. П. О смысле и цели воспитания / В. П. Бездухов, И. А. Носков // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4. — С. 62–72.
16. Бездухов В. П. Опыт нравственного поведения школьников / В. П. Бездухов, Е. Н. Гончарова // Мир образования — образование в мире. — 2011. — № 4. — С. 6–14.
17. Бездухов А. В. Ценностно-рациональное действие учителя как «единица» этико-педагогической деятельности / А. В. Бездухов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 1. — С. 101–112.

Other articles