Published Date: 01.04.2024

Psychological Prevention of Destructive Communication among Young People in Conditions of Social Transitivity: the Current State of the Problem

Annotation

The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of psychological prevention of destructive communication among young people in conditions of social transitivity. It is shown that young people are the most vulnerable to the influence of challenges to transitivity as a social group. Identification of the mechanisms of transformation of youth communications and markers of their destructiveness will present the situation of the current moment and will allow us to determine the points of application of psychological technologies in the prevention of this destructiveness. An analysis of the concepts of destructive communication and its prevention in the field of language disciplines and deviantology was carried out. A theoretical model for the prevention of destructive communication among young people is proposed, taking into account the negative and positive effects of the influence of social transitivity.




Library

1. Tipy otnosheniya k materinstvu i roditel’skoi pozitsii u devushek v period vkhozhdeniya vo vzroslost’ [Elektronnyi resurs] / O. A. Karabanova, G. V. Burmenskaya, E. I. Zakharova [i dr.] // Psikhologicheskie issledovaniya. — 2017. — T. 10, № 56. — URL: htt
2. 32. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова, Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова [и др.] // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 56. — URL: <a href="https://psy" target="_blank">https://psy</a>
3. Solov’yanyuk-Krotova V. G. Strategii profilaktiki deviantnogo povedeniya starsheklassnikov / V. G. Solov’yanyuk-Krotova // Znanie. Ponimanie. Umenie : informatsionnyi gumanitarnyi portal. — 2010. — № 2. — 8 s.
4. 31. Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников / В. Г. Соловьянюк-Кротова // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. — 2010. — № 2. — 8 с.
5. Rubinshtein S. L. Chelovek i mir / S. L. Rubinshtein. — Moskva : Piter, 2012. — 224 s.
6. 30. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Питер, 2012. — 224 с.
7. Rozhdestvenskaya N. A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov : ucheb. posobie / N. A. Rozhdestvenskaya. — Moskva : Genezis, 2015. — 250 s.
8. 29. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков : учеб. пособие / Н. А. Рождественская. — Москва : Генезис, 2015. — 250 с.
9. Regush L. A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekh v poznanii budushchego / L. A. Regush. — Sankt-Peterburg : Rech’, 2003. — 351 s.
10. 28. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успех в познании будущего / Л. А. Регуш. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 351 с.
11. Psikhologiya innovatsionnoi deyatel’nosti: slovar’, okhvatyvayushchii spetsifiku professional’noi leksiki : metodicheskaya razrabotka / sost. E. V. Galazhinskii [i dr.]. — Tomsk : Izd-vo TGU, 2009. — 28 s.
12. 27. Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики : методическая разработка / сост. Э. В. Галажинский [и др.]. — Томск : Изд-во ТГУ, 2009. — 28 с.
13. Psikhokorrektsionnaya i razvivayushchaya rabota s det’mi : ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenii / pod red. I. V. Dubrovinoi. — Moskva : Akademiya, 1998. — 160 s.
14. 26. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. — Москва : Академия, 1998. — 160 с.
15. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga sotsial’nogo pedagoga / R. V. Ovcharova. — Moskva : Sfera, 2005. — 480 s.
16. 25. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — Москва : Сфера, 2005. — 480 с.
17. Nelidov A. L.Psikhokorrektsiya rasstroistv razvitiya lichnosti shkol’nikov gruppy riska v nachal’nykh klassakh kak rannyaya profilaktika deviantnogo povedeniya / A. L. Nelidov, T. T. Shchelina // Nizhegorodskoe obrazovanie. — 2010. — № 3. — S. 19–27.
18. 24. Нелидов А. Л. Психокоррекция расстройств развития личности школьников группы риска в начальных классах как ранняя профилактика девиантного поведения / А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина // Нижегородское образование. — 2010. — № 3. — С. 19–27.
19. Miniyarov V. M. Psikhologicheskoe konsul’tirovanie po problemam roditel’skodetskikh otnoshenii / V. M. Miniyarov, V. A. El’tsova, E. Yu. Raikova. — Samara: Sodruzhestvo Plyus, 2005. — 234 s.
20. 23. Минияров В. М. Психологическое консультирование по проблемам родительскодетских отношений / В. М. Минияров, В. А. Ельцова, Е. Ю. Райкова. — Самара: Содружество Плюс, 2005. — 234 с.
21. 47. Whitaker L. C. Understanding and Preventing Violence. The Psychology of Human Destructiveness / L. C. Whitaker. — New York : [s. n.], 2000. — P. 248.
22. 46. Van Parijs P. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and Sane Economy / P. Van Parijs, Y. Vanderborght. — Cambridge : Harvard University Press, 2017. — P. 384.
23. 45. Strauss D. Animal adolescence is filled with teen drama and peer pressure [Electronic resource] / D. Strauss // The Washington Post. — 2019. — URL: <a href="https://www.washingtonpost.com/science/2019/11/21/animals-have-teenage-drama-too/" target="_blank">https://www.washingtonpost.com/science/2019/11/21/animals-have-teenage-drama-too/</a> (date of the applicat
24. 44. Storr A. Human Destructiveness / A. Storr. — New York : Ballintine Books, 1991. — P. 183.
25. 43. Psycho-emotional state of students during COVID-19 pandemic self-isolation period in the context of socio-demographic factors [Electronic resource] / I. V. Belasheva, A. E. Gapich, M. L. Yesayan [et al.] // Revista on line de Política e Gestão Educaci
26. 42. Horst А. Digital Anthropology / A. Horst, D. Miller. — New York : Berg Publications, 2012. — P. 327.
27. 41. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness / E. Fromm. — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1973. — P. 521.
28. 40. Berger P. L. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge / P. L. Berger, T. Luckman. — [S. I.] : [s. n.], 1966. — P. 240.
29. 39. Adolescent mice, unlike adults, consume more alcohol in the presence of peers than alone / S. Logue, J. Chein, T. Gould, [et al]. — 2014. — Vol. 17, No. 1. — P. 79–85. — DOI: 10.1111/desc.12101
30. Kholostova E. I. Glossarii sotsial’noi raboty / E. I. Kholostova. — Moskva : Dashkov i K, 2017. — 220 s.
31. 38. Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы / Е. И. Холостова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 220 с.
32. Kholmogorova A. B. Sotsial’naya situatsiya razvitiya i dinamika agressivnogo povedeniya u podrostkov s deviantnym povedeniem / A. B.Kholmogorova, N.M.Evlashkina // Defektologiya. — 2011. — № 2. — S. 71–81.
33. 37. Холмогорова А. Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / А. Б. Холмогорова, Н. М. Евлашкина // Дефектология. — 2011. — № 2. — С. 71–81.
34. Fedotova M. G. K voprosu o metodologii issledovaniya tranzitivnogo obshchestva / M. G. Fedotova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2013. — № 6. — S. 28–32.
35. 36. Федотова М. Г. К вопросу о методологии исследования транзитивного общества / М. Г. Федотова // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 6. — С. 28–32.
36. Shibkova D. Z. Vliyanie tekhnologii tsifrovogo obucheniya na funktsional’nye i psikhofiziologicheskie otvety organizma: analiz literatury [Elektronnyi resurs] / D. Z. Shibkova, P. A. Baiguzhin, A. D. Gerasev. // Science for Education Today. — 2021. — T. 1
37. 35. Шибкова Д. З. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы [Электронный ресурс] / Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин, А. Д. Герасёв. // Science for Education Today. — 2021. — Т. 11, № 3.
38. Shemyakina O. O. Psikhologo-pedagogicheskaya deyatel’nost’ po profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov / O. O. Shemyakina // Psikhologiya i pravo. — 2011. — № 4. — S. 77–87.
39. 34. Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков / О. О. Шемякина // Психология и право. — 2011. — № 4. — С. 77–87.
40. Tkachenko D. P. Psikhologicheskie osobennosti sotsializatsii podrostkov v sovremennom tranzitivnom obshchestve : dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13 / D.P.Tkachenko ; [Mesto zashchity: Ros. gos. gum. un-t]. — Moskva, 2020. — 150 s.
41. 33. Ткаченко Д. П. Психологические особенности социализации подростков в современном транзитивном обществе : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Д. П. Ткаченко ; [Место защиты: Рос. гос. гум. ун-т]. — Москва, 2020. — 150 с.
42. Dubovskaya E. M. Tranzitivnost’ obshchestva kak faktor sotsializatsii lichnosti [Elektronnyi resurs] / E. M. Dubovskaya // Psikhologicheskie issledovaniya. — 2014. — T. 7, № 36. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605</a> (data obrashcheniya
43. 11. Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] / Е. М. Дубовская // Психологические исследования. — 2014. — Т. 7, № 36. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605</a> (дата обращения: 21.04.202
44. Dubovskaya E. M. Sotsial’naya tranzitivnost’ kak faktor formirovaniya tsennostnoi struktury v yunosheskom vozraste [Elektronnyi resurs] / E. M. Dubovskaya, M. A. Kiseleva // Psikhologicheskie issledovaniya. — 2018. — T. 11, № 60. — URL: <a href="https://psystudy.r" target="_blank">https://psystudy.r</a>
45. 10. Дубовская Е. М. Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Е. М. Дубовская, М. А. Киселева // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 60. — URL: <a href="https://psystudy." target="_blank">https://psystudy.</a> ru/inde
46. Dobren’kov V. I. Psikhoanaliticheskaya sotsiologiya Erikha Fromma / V. I. Dobren’kov. — Moskva : Al’fa-M, 2006. — 448 s.
47. 9. Добреньков В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма / В. И. Добреньков. — Москва: Альфа-М, 2006. — 448 с.
48. Davletbaeva Z. K. Psikhologicheskaya preventsiya i profilaktika: ponyatiinyi aspekt / Z. K. Davletbaeva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya: Sotsiologiya. — 2013. — № 1. — S. 3–10.
49. 8. Давлетбаева З. К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект / З. К. Давлетбаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Социология. — 2013. — № 1. — С. 3–10.
50. Davletbaeva Z. K. Preventsiya asotsial’nogo povedeniya uchashchikhsya : monografiya / Z. K. Davletbaeva, V. M. Miniyarov. — Praga : [b. i.], 2014. — 242 s.
51. 7. Давлетбаева З. К. Превенция асоциального поведения учащихся : монография / З. К. Давлетбаева, В. М. Минияров. — Прага : [б. и.], 2014. — 242 с.
52. Goremykin M. Yu. Psikhologicheski bezopasnaya obrazovatel’naya sreda: poiski i puti postroeniya [Elektronnyi resurs] / M. Yu. Goremykin, N. L. Marusyak, E. V. Burmistrova // Pedagogika i psikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva. — 2018.
53. 6. Горемыкин М. Ю. Психологически безопасная образовательная среда: поиски и пути построения [Электронный ресурс] / М. Ю. Горемыкин, Н. Л. Марусяк, Е. В. Бурмистрова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. — 2018. — С. 324–32
54. Volkova Ya. A. Destruktivnoe obshchenie v kognitivno-diskursivnom aspekte : dis. ... d-ra filol. nauk: 10.02.19 / Ya. A. Volkova ; [Mesto zashchity: Volgograd. gos. sots.-ped. un-t]. — Volgograd, 2014. — 154 s.
55. 5. Волкова Я. А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте : дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Я. А. Волкова ; [Место защиты: Волгоград. гос. соц.пед. ун-т]. — Волгоград, 2014. — 154 с.
56. Bel’skii V. Yu. Sotsial’no-pravovoi analiz problemy profilaktiki deviantnogo povedeniya molodezhi [Elektronnyi resurs] / V. Yu. Bel’skii, S. D. Knyazeva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2023. — № 3. — S. 27–31. — URL: <a href="https://elibrary.ru/" target="_blank">https://elibrary.ru/</a>
57. 4. Бельский В. Ю. Социально-правовой анализ проблемы профилактики девиантного поведения молодежи [Электронный ресурс] / В. Ю. Бельский, С. Д. Князева // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 3. — С. 27–31. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> elibrary.ru/yo
58. Asmolov A. G. Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya [Elektronnyi resurs] / A. G. Asmolov // Psikhologicheskie issledovaniya : elektron. nauch. zhurn. — 2015. — T. 8, № 40. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/</a>
59. 3. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов // Психологические исследования : электрон. науч. журн. — 2015. — Т. 8, № 40. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/</a> num/artic
60. Artemova V. S. K voprosu o neuspeshnoi kommunikatsii i o nekotorykh putyakh ee ustraneniya [Elektronnyi resurs] / V. S. Artemova // Problemy i tendentsii razvitiya sotsiokul’turnogo prostranstva Rossii: istoriya i sovremennost’. — 2021. — S. 193–197. — UR
61. 2. Артемова В. С. К вопросу о неуспешной коммуникации и о некоторых путях её устранения [Электронный ресурс] / В. С. Артемова // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. — 2021. — С. 193– 197. — URL: htt
62. Agapova E. A. Mekhanizmy formirovaniya sovremennoi destruktivnoi real’nosti: sotsial’no-kognitivnyi aspekt [Elektronnyi resurs] / E. A. Agapova, L. V. Gushchina // Gumanitarii Yuga Rossii. — 2023. — № 1. — C. 224–233. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/artic
63. 1. Агапова Е. А. Механизмы формирования современной деструктивной реальности: социально-когнитивный аспект [Электронный ресурс] / Е. А. Агапова, Л. В. Гущина // Гуманитарий Юга России. — 2023. — № 1. — C. 224–233. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
64. Mendelevich V. D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya : ucheb. posobie / V. D. Mendelevich. — Sankt-Peterburg : Rech’, 2005. — 445 s.
65. 22. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 445 с.
66. Mediko-sotsial’nye aspekty deviantnogo i agressivnogo povedeniya podrostkov / L. K. Khromova, K. G. Gurevich, B. D. Tsygankov [i dr.] // Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. — 2022. — T. 11, № 4-1. — S. 394–409. — DOI: 1
67. 21. Медико-социальные аспекты девиантного и агрессивного поведения подростков / Л. К. Хромова, К. Г. Гуревич, Б. Д. Цыганков [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — Т. 11, № 4-1. — С. 394–409. — DOI: 10.346
68. Maryutina T. M. Individual’naya adaptiruemost’ v tranzitivnom obshchestve [Elektronnyi resurs] / T. M. Maryutina // Psikhologicheskie issledovaniya. — 2018. — T. 11, № 57. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590</a> (data obrashcheniya:
69. 20. Марютина Т. М. Индивидуальная адаптируемость в транзитивном обществе [Электронный ресурс] / Т. М. Марютина // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 57. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590</a> (дата обращения: 21.04.202
70. 19. Марцинковская Т. Д. Современная психология — вызовы транзитивности [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 42. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/533" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/533</a> (дата обращения: 21.04.2024)
71. Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ / A. N. Leont’ev. — Moskva : Smysl, 2005. — 431 s.
72. 18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2005. — 431 с.
73. Larionova A. V. Osobennosti aktivnosti studencheskoi molodezhi v seti Internet: opyt destruktivnoi kommunikatsii i voprosy bezopasnosti [Elektronnyi resurs] / A. V. Larionova, O. Yu. Gorchak, A. P. Fakhretdinova // Sotsiodinamika. — 2021. — № 3. — URL: ht
74. 17. Ларионова А. В. Особенности активности студенческой молодежи в сети Интернет: опыт деструктивной коммуникации и вопросы безопасности [Электронный ресурс] / А. В. Ларионова, О. Ю. Горчак, А. П. Фахретдинова // Социодинамика. — 2021. — № 3. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
75. Kuraeva D. A. Vzaimodeistvie obrazovatel’nykh i obshchestvennykh organizatsii po preduprezhdeniyu deviantnogo povedeniya starsheklassnikov : monografiya / D. A. Kuraeva. — Krasnodar : Kubanskii gosudarstvennyi universitet, 2010. — 135 s.
76. 16. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников : монография / Д. А. Кураева. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. — 135 с.
77. Kunitsyna V. N. Mezhlichnostnoe obshchenie : uchebnik dlya vuzov / V. N. Kunitsyna, N. V. Kazarinova, V. M. Pogol’sha. — Sankt-Peterburg : Piter, 2001. — 544 s.
78. 15. Куницына В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 544 с.
79. Kachalova A. V. Psikhologicheskaya zashchita kak effektivnyi faktor udovletvorennosti obucheniem studentov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel’nogo protsessa v period pandemii COVID-19 i samoizolyatsii / A. V. Kachalova, D. V. Cherchintsev // Natsiona
80. 14. Качалова А. В. Психологическая защита как эффективный фактор удовлетворенности обучением студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / А. В. Качалова, Д. В. Черчинцев // Национальное здоровье.
81. Karpenko O. A. Issledovanie faktorov trevogi i depressii u lits s myagkim kognitivnym snizheniem v usloviyakh pandemii COVID-19 [Elektronnyi resurs] / O. A. Karpenko, T. S. Syunyakov, N. G. Osipova // Vestnik RAMN. — 2022. — T. 77, № 2. — S. 107–118. — UR
82. 13. Карпенко О. А. Исследование факторов тревоги и депрессии у лиц с мягким когнитивным снижением в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / О. А. Карпенко, Т. С. Сюняков, Н. Г. Осипова // Вестник РАМН. — 2022. — Т. 77, № 2. — С. 107–118. — URL:
83. Ermakova O. P. K postroeniyu tipologii kommunikativnykh neudach (na materiale estestvennogo russkogo dialoga) / O. P. Ermakova, E. A. Zemskaya // Russkii yazyk i ego funktsionirovanie: kommunikativno-pragmaticheskii aspekt. — Moskva : Nauka, 1993. — S. 30
84. 12. Ермакова О. П. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) / О. П. Ермакова, Е. А. Земская // Русский язык и его функционирование: коммуникативно-прагматический аспект. — Москва : Наука, 1993. — С. 30–64

Other articles