Published Date: 01.04.2024

Psychological Prevention of Destructive Communication among Young People in Conditions of Social Transitivity: the Current State of the Problem

Annotation

The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of psychological prevention of destructive communication among young people in conditions of social transitivity. It is shown that young people are the most vulnerable to the influence of challenges to transitivity as a social group. Identification of the mechanisms of transformation of youth communications and markers of their destructiveness will present the situation of the current moment and will allow us to determine the points of application of psychological technologies in the prevention of this destructiveness. An analysis of the concepts of destructive communication and its prevention in the field of language disciplines and deviantology was carried out. A theoretical model for the prevention of destructive communication among young people is proposed, taking into account the negative and positive effects of the influence of social transitivity.




Library

1. Федотова М. Г. К вопросу о методологии исследования транзитивного общества / М. Г. Федотова // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 6. — С. 28–32.
2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — Москва : Сфера, 2005. — 480 с.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. — Москва : Академия, 1998. — 160 с.
4. Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики : методическая разработка / сост. Э. В. Галажинский [и др.]. — Томск : Изд-во ТГУ, 2009. — 28 с.
5. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успех в познании будущего / Л. А. Регуш. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 351 с.
6. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков : учеб. пособие / Н. А. Рождественская. — Москва : Генезис, 2015. — 250 с.
7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Питер, 2012. — 224 с.
8. Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников / В. Г. Соловьянюк-Кротова // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. — 2010. — № 2. — 8 с.
9. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова, Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова [и др.] // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 56. — URL:
10. Ткаченко Д. П. Психологические особенности социализации подростков в современном транзитивном обществе : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Д. П. Ткаченко ; [Место защиты: Рос. гос. гум. ун-т]. — Москва, 2020. — 150 с.
11. Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков / О. О. Шемякина // Психология и право. — 2011. — № 4. — С. 77–87.
12. Шибкова Д. З. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы [Электронный ресурс] / Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин, А. Д. Герасёв. // Science for Education Today. — 2021. — Т. 11, № 3.
13. Нелидов А. Л. Психокоррекция расстройств развития личности школьников группы риска в начальных классах как ранняя профилактика девиантного поведения / А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина // Нижегородское образование. — 2010. — № 3. — С. 19–27.
14. Холмогорова А. Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / А. Б. Холмогорова, Н. М. Евлашкина // Дефектология. — 2011. — № 2. — С. 71–81.
15. Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы / Е. И. Холостова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 220 с.
16. Adolescent mice, unlike adults, consume more alcohol in the presence of peers than alone / S. Logue, J. Chein, T. Gould, [et al]. — 2014. — Vol. 17, No. 1. — P. 79–85. — DOI: 10.1111/desc.12101
17. Berger P. L. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge / P. L. Berger, T. Luckman. — [S. I.] : [s. n.], 1966. — P. 240.
18. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness / E. Fromm. — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1973. — P. 521.
19. Horst А. Digital Anthropology / A. Horst, D. Miller. — New York : Berg Publications, 2012. — P. 327.
20. Psycho-emotional state of students during COVID-19 pandemic self-isolation period in the context of socio-demographic factors [Electronic resource] / I. V. Belasheva, A. E. Gapich, M. L. Yesayan [et al.] // Revista on line de Política e Gestão Educaci
21. Storr A. Human Destructiveness / A. Storr. — New York : Ballintine Books, 1991. — P. 183.
22. Strauss D. Animal adolescence is filled with teen drama and peer pressure [Electronic resource] / D. Strauss // The Washington Post. — 2019. — URL: <a href="https://www.washingtonpost.com/science/2019/11/21/animals-have-teenage-drama-too/" target="_blank">https://www.washingtonpost.com/science/2019/11/21/animals-have-teenage-drama-too/</a> (date of the applicat
23. Van Parijs P. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and Sane Economy / P. Van Parijs, Y. Vanderborght. — Cambridge : Harvard University Press, 2017. — P. 384.
24. Whitaker L. C. Understanding and Preventing Violence. The Psychology of Human Destructiveness / L. C. Whitaker. — New York : [s. n.], 2000. — P. 248.
25. Карпенко О. А. Исследование факторов тревоги и депрессии у лиц с мягким когнитивным снижением в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / О. А. Карпенко, Т. С. Сюняков, Н. Г. Осипова // Вестник РАМН. — 2022. — Т. 77, № 2. — С. 107–118. — URL:
26. Артемова В. С. К вопросу о неуспешной коммуникации и о некоторых путях её устранения [Электронный ресурс] / В. С. Артемова // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. — 2021. — С. 193– 197. — URL: htt
27. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов // Психологические исследования : электрон. науч. журн. — 2015. — Т. 8, № 40. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/</a> num/artic
28. Бельский В. Ю. Социально-правовой анализ проблемы профилактики девиантного поведения молодежи [Электронный ресурс] / В. Ю. Бельский, С. Д. Князева // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 3. — С. 27–31. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> elibrary.ru/yo
29. Волкова Я. А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте : дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Я. А. Волкова ; [Место защиты: Волгоград. гос. соц.пед. ун-т]. — Волгоград, 2014. — 154 с.
30. Горемыкин М. Ю. Психологически безопасная образовательная среда: поиски и пути построения [Электронный ресурс] / М. Ю. Горемыкин, Н. Л. Марусяк, Е. В. Бурмистрова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. — 2018. — С. 324–32
31. Давлетбаева З. К. Превенция асоциального поведения учащихся : монография / З. К. Давлетбаева, В. М. Минияров. — Прага : [б. и.], 2014. — 242 с.
32. Давлетбаева З. К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект / З. К. Давлетбаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Социология. — 2013. — № 1. — С. 3–10.
33. Добреньков В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма / В. И. Добреньков. — Москва : Альфа-М, 2006. — 448 с.
34. Дубовская Е. М. Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Е. М. Дубовская, М. А. Киселева // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 60. — URL: <a href="https://psystudy." target="_blank">https://psystudy.</a> ru/inde
35. Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] / Е. М. Дубовская // Психологические исследования. — 2014. — Т. 7, № 36. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605</a> (дата обращения: 21.04.202
36. Ермакова О. П. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) / О. П. Ермакова, Е. А. Земская // Русский язык и его функционирование: коммуникативно-прагматический аспект. — Москва : Наука, 1993. — С. 30–64
37. Агапова Е. А. Механизмы формирования современной деструктивной реальности: социально-когнитивный аспект [Электронный ресурс] / Е. А. Агапова, Л. В. Гущина // Гуманитарий Юга России. — 2023. — № 1. — C. 224–233. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
38. Качалова А. В. Психологическая защита как эффективный фактор удовлетворенности обучением студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / А. В. Качалова, Д. В. Черчинцев // Национальное здоровье.
39. Куницына В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 544 с.
40. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников : монография / Д. А. Кураева. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. — 135 с.
41. Ларионова А. В. Особенности активности студенческой молодежи в сети Интернет: опыт деструктивной коммуникации и вопросы безопасности [Электронный ресурс] / А. В. Ларионова, О. Ю. Горчак, А. П. Фахретдинова // Социодинамика. — 2021. — № 3. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
42. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2005. — 431 с.
43. Марцинковская Т. Д. Современная психология — вызовы транзитивности [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 42. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/533" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/533</a> (дата обращения: 21.04.2024)
44. Марютина Т. М. Индивидуальная адаптируемость в транзитивном обществе [Электронный ресурс] / Т. М. Марютина // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 57. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590</a> (дата обращения: 21.04.202
45. Медико-социальные аспекты девиантного и агрессивного поведения подростков / Л. К. Хромова, К. Г. Гуревич, Б. Д. Цыганков [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — Т. 11, № 4-1. — С. 394–409. — DOI: 10.346
46. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 445 с.
47. Минияров В. М. Психологическое консультирование по проблемам родительскодетских отношений / В. М. Минияров, В. А. Ельцова, Е. Ю. Райкова. — Самара: Содружество Плюс, 2005. — 234 с.

Other articles