Published Date: 01.01.2024

Family Environment as a Factor of Destructive Behavior of a Teenager

Annotation

The article is devoted to an urgent problem of modern society — the destructive behavior of adolescents. Destructive behavior is understood as behavior formed under the influence of the social, family and cultural environment, aimed at destroying material things, accepted norms and rules, as well as harming oneself and others. The article presents the results of a study of the influence of the characteristics of the family environment on the formation of a tendency to destructive behavior in adolescents. It is determined that the formation of a tendency to destructive behavior is influenced by the following parameters of the microsocial en vironment – the dominance and directivity of the mother, hostility and indifference of the father, disinterest in the life of the child, low level of family cohesion, frequent family conflicts.




Library

1. Рычкова Л. С. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии / Л. С. Рычкова, М. Н. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4. — С. 172–180. — DOI: 10.25588/CSP
2. Sung-Jae L. Parenting Styles and Emotional Intelligence of HIV Affected Children in Thailand [Electronic resource] / L. Sung-Jae, Li Li, P. Thammawijaya // AIDS Care. — 2013. — № 25 (12). — Р. 1536–1543. — URL: file:///C:/Users/kovaleva/Downloads/49.P
3. Kolenova A. The main system value orientations of the personality / A. Kolenova, M. Elagina, D. Kiseleva // E3S Web of Conferences : 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INT
4. Abakumova I. Hypoadaptive strategy of meaning building as a manifestation of personality infantilism / I. V. Abakumova, A. V. Grishina, M. V. Godunov // Educational Bulletin Consciousness. — 2021. — Vol. 23, No. 1. — P. 31–35.
5. Трошина Н. В. Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе / Н. В. Трошина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7 (81). — С. 193
6. Тактуева Ю. Г. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков / Ю. Г. Тактуева, А. Н. Софронов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2020. — № 1. — С. 104–108.
7. Стрельцова В. П. Концепция «Психология отношений личности» В. Н. Мясищева и её значение для образовательной, медицинской и управленческой практики : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / В. П. Стрельцова. — Ярославль, 2002. — 25 с.
8. Столбун Ю. В. Некоторые причины деструктивности и возможности ее преодоления / Ю. В. Столбун // Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве : матер. III регион. науч.-практ. конф. — Ижевск : [б. и.], 2004. — С. 60–63.
9. Собкин В. С. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт / В. С. Собкин, А. В. Федотова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 2. — С. 5–18.
10. Смакотина-Лацис И. В. Деструктивное поведение у подростков-правонарушителей, осужденных к лишению свободы : аналитический обзор / И. В. Смакотина-Лацис. — Москва : ГНЦ ССП, 2005. — 47 с.
11. Сергоманов П. А. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного Российского общества / П. А. Сергоманов, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова // Вопросы психологии. — 2020. — № 4. — С. 40–53.
12. Сапранкова М. В. Копинг-стратегии в структуре личностного потенциала старших подростков / М. В. Сапранкова, Л. С. Рычкова // Научный поиск : матер. тринадцатой науч. конф. аспирантов и докторантов, Челябинск, 13–15 апреля 2021 г. — Челябинск : Издател
13. Агрессия и автономия в подростковом возрасте / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, М. С. Фоменко [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 3, № 3. — С. 117–128.
14. Реан А. А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. — 2015. — № 1 (93). — С. 75–86.
15. Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова, Е. Б. Лактионова // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 2. — С. 5–16.
16. Прялухина А. В. Трудные дети: актуальные проблемы и возможности профилактики деструктивного поведения / А. В. Прялухина, И. Б. Храпенко // Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 1–8.
17. Кузнецова М. Н. К проблеме деструктивного поведения детей и подростков / М. Н. Кузнецова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : матер. VII Междунар. науч.-практ. очно-заочной конф., Москва, 01–28 ноября 2018 г. — Москва : Российский экономи
18. обращения: 15.01.2024).
19. <a href="https://victimolog.ru/index.php/victimo/article/view/512" target="_blank">https://victimolog.ru/index.php/victimo/article/view/512</a> (дата
20. Корзунин В. А. Криминальная идентичность несовершеннолетних правонарушителей в контексте современных исследований [Электронный ресурс] / В. А. Кор282 зунин, С. В. Духновский, Ф. В. Енгалычев // Виктимология. — 2023. — Т. 10, № 1. — URL:
21. Исаева О. М. Факторы психологического благополучия российской молодежи / О. М. Исаева, Е. Н. Волкова, А. Ю. Акимова // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 4. — С. 24–35.
22. Горьковая И. А. Изменение воспитательных практик в семьях подростков с устойчивым противоправным поведением в период с 1989 по 2020 г. / И. А. Горьковая, А. В. Микляева // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подхо
23. Горьковая И. А. Взаимосвязь эмпатии подростков с противоправным поведением и их отношений с родителями: что изменилось за последние десятилетия? / И. А. Горьковая, А. В. Микляева, О. М. Самойлов // Семья и дети в современном мире : сб. матер. конф., Кы
24. Бардышевская М. К. Деструктивные факторы в развитии младших школьников с социально опасной агрессией / М. К. Бардышевская // Вопросы психологии. — 2022. — Т. 68, № 3. — С. 59–70.

Other articles