Published Date: 01.01.2024

The Concepts of Model and Modelling in Psychology and Education

Annotation

The article analyzes the main meanings of the concept of model (fundamental theoretical schemes, experimental plans, representations of data by means of mathematical statistics) in modern science in general and in psychology in particular, as well as modeling functions. It is shown that in pedagogical psychology and educational sciences, along with the above, the concept of a model has other meanings (the concept of education or vocational training, educational and social practice, a system of psychological assistance, etc.). The didactic functions of models in education are shown.




Library

1. Каспржак А. Г. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образован
2. Frigg R. Models in Science [Electronic resource] / R. Frigg, S. Hartmann // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / E. N. Zalta (ed.). — Spring 2020 Edition. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science" target="_blank">https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science</a> (date of the appl
3. Epstein J. M. Why Model? [Electronic resource] / J. M. Epstein // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. — 2008. — Vol. 11, No. 4. — P. 12. — URL: <a href="https://jasss." target="_blank">https://jasss.</a> soc.surrey.ac.uk/11/4/12.html (date of the application: 07.01.2024).
4. Цибизова Т. Ю. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2015. — Вып. 1. — URL: <a href="http://engjournal.ru/" target="_blank">http://engjournal.ru/</a> catalog/pedag
5. Холодова О. Л. О рисках нарушений развития в раннем возрасте и их профилактике [Электронный ресурс] / О. Л. Холодова, М. Ю. Кузьменко, О. А. Арбекова // Современная зарубежная психология. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 37–50. — DOI: 10.17759/ jmfp.2023120
6. Рубцов В. В. Проектирование магистерской программы исследовательского типа с учетом результатов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога / В. В. Рубцов, В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21, № 2. —
7. Панилов П. А. Когнитивное моделирование автономной системы управления беспилотным летательным аппаратом / П. А. Панилов, Т. Ю. Цибизова, Н. А. Малахов // Динамика сложных систем — XXI век. — 2023. — Т. 17, № 4. — С. 5–11.
8. Носс И. Н. Моделирование в психологическом исследовании / И. Н. Носс, М. Е. Ковалева // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 63–70.
9. Нехамкин В. А. Внешние аналоговые модели в социальном познании: причины возникновения, типология, перспективы использования / В. А. Нехамкин // Социум и власть. — 2019. — № 1 (75). — С. 21–30.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
11. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 5. — С. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
12. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии : учебное пособие / Д. В. Лубовский. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2007. — 224 с.
13. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии : учебник для вузов [Электронный ресурс] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Москва : Юрайт, 2023. — С. 490. — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/510672" target="_blank">https://urait.ru/bcode/510672</a> (дата обращения: 11.01.2024).
14. Комиссаров И. И. Основные функции моделирования в философии и науке [Электронный ресурс] / И. И. Комиссаров // Гуманитарный вестник. — 2020. — № 2. — URL: <a href="http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658" target="_blank">http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658</a> (дата обращения: 09.01.2024).
15. Архиереев Н. Л. Стандартная и теоретико-множественная стратегии формализации научной теории / Н. Л. Архиереев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2017. — № 11–12, ноябрь-декабрь. — С. 46–50.
16. Иванова Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин // Организационная психология. — 2012. — Т. 2, № 3. — С. 2–15.
17. Зинченко В. П. Толерантность к неопределённости: новость или психологическая традиция? / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 2007. — № 6. — С. 3–20.
18. Зинченко В. П. Теоретический мир психологии. Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания / В. П. Зинченко // К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. — Москва : РОССПЭН, 2011. — С. 565–584.
19. Зинченко В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. — Москва : Издательство Московского Университета, 1983. — 164 с.
20. Зинченко В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1977. — № 7. — С. 109–125.
21. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : дис. … д-ра психол. наук / М. В. Ермолаева ; Московский психолого-социальный институт. — Москва, 2010. —
22. Ермолаева М. В. Компетенции участников проектной команды / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — С. 220.
23. Ермолаева М. В. Психологические подходы к мотивационным процессам в проектной команде / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2019. — № 28. — С. 20–34.
24. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 386 с.
25. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
26. Гуружапов В. А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста : [монография] / В. А. Гуружапов. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 240 с.
27. Бирюков Б. В. Модель [Электронный ресурс] / Б. В. Бирюков // Большая российская энциклопедия. — URL: <a href="https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671" target="_blank">https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671</a> (дата обращения: 24.01.2024).

Other articles