Published Date: 01.01.2024
The Concepts of Model and Modelling in Psychology and Education
Annotation
The article analyzes the main meanings of the concept of model (fundamental theoretical schemes, experimental plans, representations of data by means of mathematical statistics) in modern science in general and in psychology in particular, as well as modeling functions. It is shown that in pedagogical psychology and educational sciences, along with the above, the concept of a model has other meanings (the concept of education or vocational training, educational and social practice, a system of psychological assistance, etc.). The didactic functions of models in education are shown.
Keywords
Type | Article |
Information | ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE № 01/2024 |
Pages | 175-188 |
UDK | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_175 |
Library
1. 14. Каспржак А. Г. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образован
2. Kasprzhak A. G. Razrabotka modelei akademicheskogo bakalavriata i issledovatel’skoi magistratury v ramkakh realizatsii programmy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya: pervye itogi / A. G. Kasprzhak, S. P. Kalashnikov // Psikhologicheskaya nauka i o
3. 15. Комиссаров И. И. Основные функции моделирования в философии и науке [Электронный ресурс] / И. И. Комиссаров // Гуманитарный вестник. — 2020. — № 2. — URL: <a href="http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658" target="_blank">http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658</a> (дата обращения: 09.01.2024).
4. Komissarov I. I. Osnovnye funktsii modelirovaniya v filosofii i nauke [Elektronnyi resurs] / I. I. Komissarov // Gumanitarnyi vestnik. — 2020. — № 2. — URL: <a href="http://dx.doi." target="_blank">http://dx.doi.</a> org/10.18698/2306-8477-2020-2-658 (data obrashcheniya: 09.01.2024).
5. 16. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии : учебник для вузов [Электронный ресурс] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Москва : Юрайт, 2023. — С. 490. — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/510672" target="_blank">https://urait.ru/bcode/510672</a> (дата обращения: 11.01.2024).
6. Kornilova T. V. Metodologicheskie osnovy psikhologii : uchebnik dlya vuzov [Elektronnyi resurs] / T. V. Kornilova, S. D. Smirnov. — Moskva : Yurait, 2023. — S. 490. — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/510672" target="_blank">https://urait.ru/bcode/510672</a> (data obrashcheniya: 11.01.2024).
7. 17. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии : учебное пособие / Д. В. Лубовский. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2007. — 224 с.
8. Lubovskii D. V. Vvedenie v metodologicheskie osnovy psikhologii : uchebnoe posobie / D. V. Lubovskii. — Moskva : Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institut ; Voronezh : MODEK, 2007. — 224 s.
9. 18. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 5. — С. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
10. Margolis A. A. Modeli podgotovki pedagogov v ramkakh programm prikladnogo bakalavriata i pedagogicheskoi magistratury / A. A. Margolis // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2015. — T. 20, № 5. — S. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
11. 19. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
12. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva : Mezhdunarodnyi gumanitarnyi fond «Znanie», 1996. — 312 s.
13. 20. Нехамкин В. А. Внешние аналоговые модели в социальном познании: причины возникновения, типология, перспективы использования / В. А. Нехамкин // Социум и власть. — 2019. — № 1 (75). — С. 21–30.
14. Nekhamkin V. A. Vneshnie analogovye modeli v sotsial’nom poznanii: prichiny vozniknoveniya, tipologiya, perspektivy ispol’zovaniya / V. A. Nekhamkin // Sotsium i vlast’. — 2019. — № 1 (75). — S. 21–30.
15. 21. Носс И. Н. Моделирование в психологическом исследовании / И. Н. Носс, М. Е. Ковалева // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 63–70.
16. Noss I. N. Modelirovanie v psikhologicheskom issledovanii / I. N. Noss, M. E. Kovaleva // Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya. — 2019. — T. 12, № 2. — S. 63–70.
17. 22. Панилов П. А. Когнитивное моделирование автономной системы управления беспилотным летательным аппаратом / П. А. Панилов, Т. Ю. Цибизова, Н. А. Малахов // Динамика сложных систем — XXI век. — 2023. — Т. 17, № 4. — С. 5–11.
18. Panilov P. A. Kognitivnoe modelirovanie avtonomnoi sistemy upravleniya bespilotnym letatel’nym apparatom / P. A. Panilov, T. Yu. Tsibizova, N. A. Malakhov // Dinamika slozhnykh sistem — XXI vek. — 2023. — T. 17, № 4. — S. 5–11.
19. 23. Рубцов В. В. Проектирование магистерской программы исследовательского типа с учетом результатов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога / В. В. Рубцов, В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21, № 2. —
20. Rubtsov V. V. Proektirovanie magisterskoi programmy issledovatel’skogo tipa s uchetom rezul’tatov aprobatsii i vnedreniya professional’nogo standarta pedagoga / V. V. Rubtsov, V. A. Guruzhapov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2016. — T. 21, №
21. 24. Холодова О. Л. О рисках нарушений развития в раннем возрасте и их профилактике [Электронный ресурс] / О. Л. Холодова, М. Ю. Кузьменко, О. А. Арбекова // Современная зарубежная психология. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 37–50. — DOI: 10.17759/ jmfp.2023120
22. Kholodova O. L. O riskakh narushenii razvitiya v rannem vozraste i ikh profilaktike [Elektronnyi resurs] / O. L. Kholodova, M. Yu. Kuz’menko, O. A. Arbekova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2023. — T. 12, № 4. — S. 37–50. — DOI: 10.17759/ jmfp
23. 25. Цибизова Т. Ю. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2015. — Вып. 1. — URL: <a href="http://engjournal.ru/" target="_blank">http://engjournal.ru/</a> catalog/pedag
24. Tsibizova T. Yu. Model’ organizatsii issledovatel’skoi deyatel’nosti obuchayushchikhsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / T. Yu. Tsibizova // Inzhenernyi zhurnal: nauka i innovatsii. — 2015. — Vyp. 1. — URL: <a href="http://engjournal.ru/c" target="_blank">http://engjournal.ru/c</a>
25. 26. Epstein J. M. Why Model? [Electronic resource] / J. M. Epstein // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. — 2008. — Vol. 11, No. 4. — P. 12. — URL: <a href="https://jasss." target="_blank">https://jasss.</a> soc.surrey.ac.uk/11/4/12.html (date of the application: 07.01.2024).
26. 27. Frigg R. Models in Science [Electronic resource] / R. Frigg, S. Hartmann // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / E. N. Zalta (ed.). — Spring 2020 Edition. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science" target="_blank">https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science</a> (date of the appl
27. 1. Архиереев Н. Л. Стандартная и теоретико-множественная стратегии формализации научной теории / Н. Л. Архиереев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2017. — № 11–12, ноябрь-декабрь. — С. 46–50.
28. Arkhiereev N. L. Standartnaya i teoretiko-mnozhestvennaya strategii formalizatsii nauchnoi teorii / N. L. Arkhiereev // Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie. — 2017. — № 11–12, noyabr’-dekabr’. — S. 46–50.
29. 2. Бирюков Б. В. Модель [Электронный ресурс] / Б. В. Бирюков // Большая российская энциклопедия. — URL: <a href="https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671" target="_blank">https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671</a> (дата обращения: 24.01.2024).
30. Biryukov B. V. Model’ [Elektronnyi resurs] / B. V. Biryukov // Bol’shaya rossiiskaya entsiklopediya. — URL: <a href="https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671" target="_blank">https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671</a> (data obrashcheniya: 24.01.2024).
31. 3. Гуружапов В. А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста : [монография] / В. А. Гуружапов. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 240 с.
32. Guruzhapov V. A. Problemy teorii uchebnoi deyatel’nosti detei mladshego shkol’nogo vozrasta : [monografiya] / V. A. Guruzhapov. — Moskva : FGBOU VO MGPPU, 2017. — 240 s.
33. 4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
34. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya / V. V. Davydov. — Moskva : INTOR, 1996. — 544 s.
35. 5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 386 с.
36. Druzhinin V. N. Eksperimental’naya psikhologiya : uchebnoe posobie dlya vuzov / V. N. Druzhinin. — 2-e izd., dop. — Moskva : Yurait, 2023. — 386 s.
37. 6. Ермолаева М. В. Психологические подходы к мотивационным процессам в проектной команде / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2019. — № 28. — С. 20–34.
38. Ermolaeva M. V. Psikhologicheskie podkhody k motivatsionnym protsessam v proektnoi komande / M. V. Ermolaeva, Zh. M. Kokueva // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. — 2019. — № 28. — S. 20–34.
39. 7. Ермолаева М. В. Компетенции участников проектной команды / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — С. 220.
40. Ermolaeva M. V. Kompetentsii uchastnikov proektnoi komandy / M. V. Ermolaeva, Zh. M. Kokueva, D. V. Lubovskii. — Moskva : RUSAINS, 2020. — S. 220.
41. 8. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : дис. … д-ра психол. наук / М. В. Ермолаева ; Московский психолого-социальный институт. — Москва, 2010. —
42. Ermolaeva M. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pozhilogo cheloveka: sub»ektnyi podkhod: spetsial’nost’ 19.00.07 «Pedagogicheskaya psikhologiya» : dis. … d-ra psikhol. nauk / M. V. Ermolaeva ; Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institut. — Moskva
43. 9. Зинченко В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1977. — № 7. — С. 109–125.
44. Zinchenko V. P. Problema ob”ektivnogo metoda v psikhologii / V. P. Zinchenko, M. K. Mamardashvili // Voprosy filosofii. — 1977. — № 7. — S. 109–125.
45. 10. Зинченко В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. — Москва : Издательство Московского Университета, 1983. — 164 с.
46. Zinchenko V. P. Metodologicheskie voprosy psikhologii / V. P. Zinchenko, S. D. Smirnov. — Moskva : Izdatel’stvo Moskovskogo Universiteta, 1983. — 164 s.
47. 11. Зинченко В. П. Теоретический мир психологии. Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания / В. П. Зинченко // К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. — Москва : РОССПЭН, 2011. — С. 565–584.
48. Zinchenko V. P. Teoreticheskii mir psikhologii. Stil’ myshleniya: problema istoricheskogo edinstva nauchnogo znaniya / V. P. Zinchenko // K 80-letiyu Vladimira Petrovicha Zinchenko. — Moskva : ROSSPEN, 2011. — S. 565–584.
49. 12. Зинченко В. П. Толерантность к неопределённости: новость или психологическая традиция? / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 2007. — № 6. — С. 3–20.
50. Zinchenko V. P. Tolerantnost’ k neopredelennosti: novost’ ili psikhologicheskaya traditsiya? / V. P. Zinchenko // Voprosy psikhologii. — 2007. — № 6. — S. 3–20.
51. 13. Иванова Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин // Организационная психология. — 2012. — Т. 2, № 3. — С. 2–15.
52. Ivanova T. Yu. Struktura i diagnostika udovletvorennosti trudom: razrabotka i aprobatsiya metodiki / T. Yu. Ivanova, E. I. Rasskazova, E. N. Osin // Organizatsionnaya psikhologiya. — 2012. — T. 2, № 3. — S. 2–15.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal