Published Date: 01.01.2024

Сравнительный анализ особенностей адаптации и школьной мотивации младших школьников с РАС, младших школьников с нарушениями зрения и младших школьников с нарушениями слуха в образовательном процессе

Annotation

В статье рассматриваются особенности адаптации и школьной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования определяется тем, что детям с ОВЗ в силу наличия у них определенных особенностей развития значительно сложнее адаптироваться к образовательному процессу, чем детям группы нормы. Именно поэтому важно понимать, в чем конкретно заключаются особенности адаптации и мотивации младших школьников с разными диагнозами, в частности с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями зрения и слуха; это позволит программам адаптации к школе лучше учитывать индивидуальные особенности детей в зависимости от их диагноза. В результате исследования было показано, что у школьников с нарушениями слуха лучше адаптация к школе и выше школьная мотивация по сравнению со школьниками с РАС и школьниками с нарушениями зрения. У школьников с РАС хуже адаптация к школе и ниже школьная мотивация по сравнению со школьниками с нарушениями слуха и зрения. Из полученных результатов можно выдвинуть предположение о том, что детям с ОВЗ необходим дифференциальный подход к адаптации с учетом нозологии нарушения.



Library

1. Абдуллина Л. Б. Адаптация первоклассников к школе / Л. Б. Абдуллина // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 8.
2. Андрусяк Н. Ю. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Ю. Андрусяк, Т. А. Безенкова // Гуманитарно-педагогические исследования. — 2018. — № 2 (1
3. Антонова Л. В. Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ / Л. В. Антонова, Н. А. Емeльянчик, Ю. А. Литвинова // Вестник науки и образования. — 2016. — № 6 (18). — С. 106–107.
4. Бандурин А. П. Социокультурные технологии инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их совместимость с жизненными стратегиями социализации в семье / А. П. Бандурин // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 7. — С. 43–49.
5. Лучинкина И. С. Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / И. С. Лучинкина // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 237–240.
6. Мeзинов В. Н. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности / В. Н. Мeзинов, О. Ю. Люлeнкова // Научно-педагогическое обозрение. Pedаgоgicаl Review. — 2019. — № 4 (26). — С
7. Михайлова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы / Т. А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 4. — С. 243.
8. Орешкина А. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Орешкина // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 152–155.
9. Савенкова Л. Г. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе участия в музыкально-театральной деятельности/ Л.Г.Савенкова, А. И.Аверкиева // Педагогика искусства.— 2020.— №3.— С. 58–64.
10. Фадина М. А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя / М. А. Фадина, М. А. Кувырталова // Вестник науки и образования. — 2018. — № 13 (49). — С. 72
11. Щербакова Н. П. Адаптация первоклассников с ОВЗ к школе / Н. П. Щербакова // Достижения науки и образования. — 2022. — № 3 (83). — С. 74–77.
12. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — Москва, 2005. — 302 с.
13. Hаuser-Crаm P. Mаstery motivаtion in toddlers with developmentаl disаbilities / P. Hаuser-Crаm // Сhild Develоpment. — 1996. — No. 67 (1). — Р. 236–248.
14. Рitts L. Mаstery criteriа аnd the mаintenаnce of skills in childrеn with develоpmentаl disаbilities/ L.Рitts, M.LHоerger// Behаviorаl Intervеntions.— 2021.— No.36(2).— Р.522–531.
15. Rоbison M. А. Lifе skills instructiоn for children with develоpmentаl disаbilities / M. А. Rоbison, T. B. Mаnn, E. T. Ingvаrsson // Jоurnаl of аpplied behаviоr аnаlysis. — 2020. — No. 53 (1). — Р. 431–448.

Other articles