Published Date: 01.07.2022

Профессиональная компетентность педагога в области комплексного сопровождения детей с ОВЗ: структурно-содержательные аспекты

Annotation

Статья посвящена проблеме профессиональной педагогической компетентности. Цель исследования состояла в разработке структурно-содержательных аспектов профессиональной компетентности педагогов в сфере комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. В качестве методов исследования применены: изучение нормативноправовых документов, регулирующих сферу образования, анализ и обобщение теоретических и научно-методических исследований, обобщение и проектирование научных понятий.



Library

1. Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н. М. Назаровой) / О. В. Бачина [и др.] // Спец. образование. — 2020. — № 3. — С. 178–194.
2. Ямбург Е. А. Доступную среду необходимо простраивать в голове / Е. А. Ямбург // Нар. образование. — 2017. — № 8. — С. 21–26.
3. Шнейдер Л. Б. Учись учиться: личностное развитие и профессиональное совершенствование педагога / Л. Б. Шнейдер // Вестн. ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». — 2021. — № 3. — С. 77–82.
4. Шадриков В. Д. О профессиональной компетентности современного педагога / В. Д. Шадриков, И. В. Кузнецова, М. Д. Дикова // Образовательная панорама. — 2016. — № 1. — С. 9–17.
5. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : автореф. дис. … д-ра. пед. наук / В. В. Хитрюк. —Калининград, 2015. — 54 с.
6. Усанова О. Н. Межпрофессиональное взаимодействие специалистов как условие действенной помощи детям с проблемами развития / О. Н. Усанова // Спец. образование. — 2019. — № 1. — С. 136–146.
7. Соловьева Т. А. О перспективах модернизации содержания подготовки педагогов начального образования / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 3. — С. 33–38.
8. Рубцов В. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями / В. В. Рубцов, С. В. Алехина, А. В. Хаустов // Психол.-пед. исследования. — 2019. — Т. 11, № 3. — C. 1–14.
9. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности педагогов профессионального образования / А. А. Костенко [и др.] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 2. — С. 126–132.
10. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психол. наука и образование. — 2011. — Т. 16, № 1. — С. 83–92.
11. Попова О. С. Продвижение практик устойчивого развития личности в учреждениях профессионального образования / О. С. Попова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — № 2. — С. 128–133.
12. Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики : монография / под ред. А. В. Антюхова, С. К. Бондыревой. — М. : ОАНО ВО «МПСУ» ; Брянск : РИО БГУ, 2020. — 257 с.
13. Педагог в пространстве инклюзивного образования / Л. А. Гутерман [и др.] // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития : монография / науч. ред. Ю. П. Зинченко. — Ростов н/Д ; Таганрог, 2020. — С. 494–506.
14. Левченко И. Ю. Подготовка специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — № 3. — С. 6–10.
15. Дмитриев А. А. О подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации / А. А. Дмитриев // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Педагогика. — 2015. — № 4. — С. 100–107.
16. Григорович Л. А. Роль психологической службы в условиях инклюзивного образования: формы и методы работы с педагогическим коллективом / Л. А. Григорович // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2018. — № 3. — С. 47–52.
17. Богданова Т. Г. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова // Спец. образование. — 2020. — № 3. — С. 24–39.

Other articles