Published Date: 01.01.2024

Model for the Formation of Reflective and Predictive Skills of Future Teachers in the Digital Educational Environment of the University

Annotation

The article discusses approaches which formed the basis for constructing a model for the formation of reflexive-prognostic skills, provides a brief description of each chosen approach and its impact on the construction of the model, describes the necessary theoretical and methodological provisions and the legal framework underlying the model. The given model is given a description of its structure, elements, blocks and a brief description of each block is given, indicating its functionality in the operation of the model itself. The article presents those researchers whose works were used in drawing up a model for our study. An attempt is made to present the developed structure of the digital educational environment in which the formation of reflective and predictive skills will take place.



Library

1. Novikov A. M. Metodologiya / A. M. Novikov, D. A. Novikov. — Moskva : KRASAND, 2020. — 632 s.
2. 13. Кузин Ф. А. Диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин ; под ред. В. А. Абрамова. — Москва : Ось-89, 2011. — 448 с.
3. Kuzin F. A. Dissertatsiya: metodika napisaniya, pravila oformleniya i poryadok zashchity : prakt. posobie dlya doktorantov, aspirantov i magistrov / F. A. Kuzin ; pod red. V. A. Abramova. — Moskva : Os’-89, 2011. — 448 s.
4. 14. Куликов Д. К. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления [Электронный ресурс] / Д. К. Куликов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2018. — № 3 (19). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a>
5. Kulikov D.K. L. S.Vygotskii, A. N. Leont’ev, E.V.Il’enkov: opredelenie deyatel’nostnoi prirody myshleniya [Elektronnyi resurs] / D. K. Kulikov // Ekonomicheskie i sotsial’nogumanitarnye issledovaniya. — 2018. — № 3 (19). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/art" target="_blank">https://cyberleninka.ru/art</a>
6. 15. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод. пособие / Ю. З. Кушнер. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
7. Kushner Yu. Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya : ucheb.metod. posobie / Yu. Z. Kushner. — Mogilev : MGU im. A. A. Kuleshova, 2001. — 66 s.
8. 16. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. — 2-е изд., перераб. — Москва ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157 с.
9. Manuilov Yu. S. Sredovoi podkhod v vospitanii / Yu. S. Manuilov. — 2-e izd., pererab. — Moskva ; N. Novgorod : Izd-vo Volgo-Vyatskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby, 2002. — 157 s.
10. 17. Менг Т. В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе / Т. В. Менг // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 72.
11. Meng T. V. Sredovoi podkhod k organizatsii obrazovatel’nogo protsessa v sovremennom vuze / T. V. Meng // Izvestiya Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. — 2008. — № 52. — S. 72.
12. 18. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография [Электронный ресурс] / И. В. Авадаева, С. К. АнисимоваТкалич, Е. В. Везетиу [и др.]. — Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2018. — URL: <a href="http://scipro.ru" target="_blank">http://scipro.ru</a>
13. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoi tsifrovoi obrazovatel’noi sredy : monografiya [Elektronnyi resurs] / I. V. Avadaeva, S. K. Anisimova-Tkalich, E. V. Vezetiu [i dr.]. — Nizhnii Novgorod : Professional’naya nauka, 2018. — URL: <a href="http://scipr" target="_blank">http://scipr</a>
14. 19. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : КРАСАНД, 2020. — 632 с.
15. 20. Тюмасева З. И. Системное образование и образовательные системы : монография / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов. — Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 312 с.
16. Tyumaseva Z. I. Sistemnoe obrazovanie i obrazovatel’nye sistemy : monografiya / Z. I. Tyumaseva, E. N. Bogdanov. — Kaluga : KGPU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2003. — 312 s.
17. 21. Фалунина Е. В. Становление полисубъектного подхода в области гуманитарных наук и образования (исторический аспект) / Е. В. Фалунина // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. — 2019. — № 3 (37). — С. 136–140. — EDN: YNPADC
18. Falunina E. V. Stanovlenie polisub'ektnogo podkhoda v oblasti gumanitarnykh nauk i obrazovaniya (istoricheskii aspekt) / E. V. Falunina // Problemy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. — 2019. — № 3 (37). — S. 136–140. — EDN: YNPADC
19. 22. Фасоля А. А. Трансформация деятельности преподавателя вуза и ее хронометраж в условиях дистанционного формата / А. А. Фасоля, Е. А. Останина, Н. В. Уварина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12, № 4 (50). — С. 20–28. — DOI
20. Fasolya A. A. Transformatsiya deyatel’nosti prepodavatelya vuza i ee khronometrazh v usloviyakh distantsionnogo formata / A. A. Fasolya, E. A. Ostanina, N. V. Uvarina // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt. — 2020. — T. 12, № 4 (50). — S.
21. 23. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. — 2012. — № 2. — URL: <a href="http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm" target="_blank">http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm</a> (дата обращения: 27.10.2023).
22. Khutorskoi A. V. Model’ sistemno-deyatel’nostnogo obucheniya i samorealizatsii uchashchikhsya [Elektronnyi resurs] / A. V. Khutorskoi // Eidos. — 2012. — № 2. — URL: <a href="http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm" target="_blank">http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm</a> (data obrashcheniya: 27.10.2023).
23. 24. Chini J. J. Learning from avatars: Learning assistants practice physics pedagogy in a classroom simulator [Electronic resource] / J. J. Chini, C. L. Straub, K. H. Thomas // Physical Review Physics Education Research. — 2016. — No. 12 (1). — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
24. 25. SimSchool: an online dynamic simulator for enhancing teacher preparation / R. Christensen, G. Knezek, T. Tyler-Wood, D. Gibson // International Journal of Learning Technology. — 2011. — Vol. 6, No. 2. — P. 201–220.
25. 26. Gibson D. Assessing teaching skills with a mobile simulation / D. Gibson // Journal of Digital Learning in Teacher Education. — 2013. — Vol. 30 (1). — P. 4–10.
26. 1. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — Москва : Наука, 1973. — 270 с.
27. Blauberg I. V. Stanovlenie i sushchnost’ sistemnogo podkhoda / I. V. Blauberg, E. G. Yudin. — Moskva : Nauka, 1973. — 270 s.
28. 2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — Москва, 2019. — 461 с.
29. Vaindorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov k professional’noi deyatel’nosti v usloviyakh tsifrovogo obucheniya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.08 / M. E. Vaindorf-Sysoeva. — Moskva, 2019. — 461 s.
30. 3. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 2. — С. 36–50. — EDN: TWHXMB
31. Vachkov I. V. Polisub'ektnoe vzaimodeistvie v obrazovatel’noi srede / I. V. Vachkov // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. — 2014. — T. 11, № 2. — S. 36–50. — EDN: TWHXMB
32. 4. Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект [Электронный ресурс] / З. Л. Венкова // Пермский педагогический журнал. — 2021. — № 12. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/poli
33. Venkova Z. L. Polisub'ektnyi podkhod k organizatsii obrazovatel’nykh innovatsii: metodologicheskii i soderzhatel’nyi aspekt [Elektronnyi resurs] / Z. L. Venkova // Permskii pedagogicheskii zhurnal. — 2021. — № 12. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
34. 5. Внедрение образовательных технологий в цифровой сектор / П. Г. Рябчук, Н. В. Уварина, Д. Н. Корнеев, Ю. В. Лысенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10, № 1 (34). — С. 203–206. — DOI: 10.26140/anie-20211001-0048. — ED
35. Vnedrenie obrazovatel’nykh tekhnologii v tsifrovoi sektor / P. G. Ryabchuk, N. V. Uvarina, D. N. Korneev, Yu. V. Lysenko // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie. — 2021. — T. 10, № 1 (34). — S. 203–206. — DOI: 10.26140/anie-2021-10010048.
36. 6. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2003. — 1134 с.
37. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka / L. S. Vygotskii. — Moskva : Smysl : Eksmo, 2003. — 1134 s.
38. 7. Галимуллина Э. З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога / Э. З. Галимуллина // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 4. — С. 69. — DOI: 10.17513/spno.31968. — EDN: TILUDW
39. Galimullina E. Z. Komponentnyi sostav tsifrovoi obrazovatel’noi sredy pedagoga / E. Z. Galimullina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2022. — № 4. — S. 69. — DOI: 10.17513/spno.31968. — EDN: TILUDW
40. 8. Денилханова Х. Я. Формирование профессиональных способностей в современном информационно-цифровом пространстве будущих бакалавров (профили «математика» и «информатика») : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Х. Я. Денилханова. — Москва, 2020. —
41. Denilkhanova Kh. Ya. Formirovanie professional’nykh sposobnostei v sovremennom informatsionno-tsifrovom prostranstve budushchikh bakalavrov (profili «matematika» i «informatika») : avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kh. Ya. Denilkhanova. — Moskva
42. 9. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т. А. Жданко // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. — 2012. — № 4. — С. 185–192. — EDN: PJRCNX
43. Zhdanko T. A. Sistemno-deyatel’nostnyi podkhod: sushchnostnaya kharakteristika i printsipy realizatsii / T. A. Zhdanko // Nauchno-pedagogicheskii zhurnal Vostochnoi Sibiri Magister Dixit. — 2012. — № 4. — S. 185–192. — EDN: PJRCNX
44. 10. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — Москва : Педагогика, 1982.
45. Zagvyazinskii V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya / V. I. Zagvyazinskii. — Moskva : Pedagogika, 1982.
46. 11. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М. С. Каган ; ЛГУ. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. — 383 с.
47. Kagan M. S. Sistemnyi podkhod i gumanitarnoe znanie : izbr. st. / M. S. Kagan ; LGU. — Leningrad : Izd-vo LGU, 1991. — 383 s.
48. 12. Кролевецкая Е. Н. Компетентностный и полисубъектный подходы как методологическая основа профессиональной подготовки будущего педагога [Электронный ресурс] / Е. Н. Кролевецкая // Academic research in educational sciences. — 2021. — № NUU Conference 1.
49. Krolevetskaya E. N. Kompetentnostnyi i polisub'ektnyi podkhody kak metodologicheskaya osnova professional’noi podgotovki budushchego pedagoga [Elektronnyi resurs] / E. N. Krolevetskaya // Academic research in educational sciences. — 2021. — № NUU Conferen

Other articles