Published Date: 01.07.2022

Impact-наука: от исследовательского гранта РФФИ до патентов и внедрения разработок

Annotation

The article analyzes the project cycle of the grant research project N19-29-14016 “Methodology of big data analysis in education and its integration into professional training programs for teachers and education managers”. The peculiarities of the project implementation in the conditions of the changed scientific and technological policy and its sovereignization are revealed. The features of converting research results into new knowledge systems are characterized. The features of patenting intellectual products created as a result of the project are analyzed. The features of the institutionalization of the research project into the organizational structure of data experts are revealed. Conclusions are formulated in the context of the concept of “Impact-Science”.




Library

1. 51. Forbes составил рейтинг импакт-инвесторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.forbes.ru/biznes/437737-vliyatelnye-lyudi-forbes-sostavil-pervyy-reytingimpakt-investorov" target="_blank">https://www.forbes.ru/biznes/437737-vliyatelnye-lyudi-forbes-sostavil-pervyy-reytingimpakt-investorov</a> (дата обращения: 15.08.2022).
2. 50. Эксперты обсудили создание Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=48219" target="_blank">https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=48219</a> (дата обращения: 15.08.2022).
3. 49. Фиофанова О. А. Анализ больших данных в образовании: методология и технологии / О. А. Фиофанова. — М. : Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2022.
4. 48. Фиофанова О. А. Система профессиональных квалификаций в сфере науки [Электронный ресурс] / О. А. Фиофанова // Экономика науки. — 2019. — Т. 5, № 3. — Режим доступа: <a href="https://ecna.elpub.ru/jour/article/view/200/0" target="_blank">https://ecna.elpub.ru/jour/article/view/200/0</a> (дата обращения: 15.08.2022).
5. 47. Федерация доказательного развития образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://фдро.рф" target="_blank">https://фдро.рф</a> (дата обращения: 15.08.2022).
6. 46. Технологический конкурс Impact Challenge [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11" target="_blank">https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11</a> (дата обращения: 15.08.2022).
7. 45. Cтандарт доказательных практик развития образования : патент 2020620439 Рос. Федерация / О. А. Агатова. № 2022620277 ; заявл. 09.02.22 ; опубл. 29.03.22, Бюл. № 4.
8. 44. Сберуниверситет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://sberuniversity.ru" target="_blank">https://sberuniversity.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
9. 43. Cберкласс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://old.sberclass..ru/pmo/" target="_blank">https://old.sberclass..ru/pmo/</a> teacher (дата обращения: 15.08.2022).
10. 42. Российский фонд фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.rfbr.ru/rffi/ru/about" target="_blank">https://www.rfbr.ru/rffi/ru/about</a> (дата обращения: 15.08.2022).
11. 41. Российский научный фонд [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> rscf.ru (дата обращения: 15.08.2022).
12. 40. Российская электронная школа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> resh.edu.ru (дата обращения: 15.08.2022).
13. 39. Российская Федерация. Правительство. О системе управления государственными программами Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786. — Режим доступа: <a href="http://static.government.ru/media/acts/" target="_blank">http://static.government.ru/media/acts/</a> files/1
14. 38. Российская Федерация. Правительство. О переводе государственной программы «Развитие образования» на проектное управление с 2018 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. № 1642. — Режим доступа: <a href="http://government." target="_blank">http://government.</a> r
15. 37. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 2020 г. № 309-ФЗ. — Режим доступа: <a href="https://www.consultant.ru/cons/cgi/online." target="_blank">https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.</a>
16. 36. Рейтинги школ по регионам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> raex-rr.com/education/schools/central_schools/rating_of_schools_of_central_region (дата обращения: 15.08.2022).
17. 35. Рейтинги школ по профилям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> raex-rr.com/education/schools/russian_schools/rating_of_economic_schools (дата обращения: 15.08.2022).
18. 34. Рейтинги школ по конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://raexrr.com/education/schools/russian_schools/rating_of_schools_by_graduates_competitiveness" target="_blank">https://raexrr.com/education/schools/russian_schools/rating_of_schools_by_graduates_competitiveness</a> (дата обращения: 15.08.2022).
19. 52. Impact Hub Moscow [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://impacthubmoscow." target="_blank">https://impacthubmoscow.</a> net/impact-club (date of the application: 15.08.2022).
20. 53. ISO/IEC 20546:2019. Information technology — Big data — Overview and vocabulary [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/68305.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/68305.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
21. 54. ISO/IEC AWI 23894. Information technology — Artificial intelligence — Risk management [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/77304.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/77304.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
22. 55. ISO/IEC AWI 24668. Information technology — Artificial intelligence — Process management framework for Big data analytics [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso." target="_blank">https://www.iso.</a> org/standard/78368.html (date of the application: 15.08.2022).
23. 56. ISO/IEC AWI 38507. Information technology Governance of IT — Governance implications of the use of artificial intelligence by organizations [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/56641.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/56641.html</a> (date of the application: 15.0
24. 57. ISO/IEC AWI TR 24368. Information technology — Artificial intelligence — Overview of ethical and societal concerns [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/78507.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/78507.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
25. 58. ISO/IEC AWI TR 24372. Information technology — Artificial intelligence (AI) — Overview of computational approaches for AI systems [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.iso.org/standard/78508.html (date of the application: 15.08.2022).
26. 59. ISO/IEC CD TR 20547-1. Information technology — Big data reference architecture — Part 1: Framework and application process [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> iso.org/standard/71275.html (date of the application: 15.08.2022).
27. 60. ISO/IEC CD TR 24029-1. Artificial intelligence (AI) — Assessment of the robustness of neural networks — Part 1: Overview [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/" target="_blank">https://www.iso.org/</a> standard/77609.html (date of the application: 15.08.2022).
28. 61. ISO/IEC FDIS 20547-3. Information technology — Big data reference architecture — Part 3: Reference architecture [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/71277.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/71277.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
29. 62. ISO/IEC NP TR 24027. Information technology — Artificial intelligence (AI) — Bias in AI systems and AI aided decision making [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso." target="_blank">https://www.iso.</a> org/standard/77607.html (date of the application: 15.08.2022).
30. 63. ISO/IEC NP TR 24030. Information technology — Artificial intelligence (AI) — Use cases [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/77610.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/77610.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
31. 64. ISO/IEC PDTR 24028. Information technology — Artificial intelligence (AI) —Overview of trustworthiness in artificial intelligence [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> iso.org/standard/77608.html (date of the application: 15.08.2022).
32. 65. The Inclusive Internet Index [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://impact." target="_blank">https://impact.</a> economist.com/projects/inclusive-internet-index/ (date of the application: 15.08.2022).
33. 66. The Networked Readiness Index [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> networkreadinessindex.org (date of the application: 15.08.2022).
34. 18. Московский центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://mcko.ru/articles?tag=2" target="_blank">https://mcko.ru/articles?tag=2</a> (дата обращения: 15.08.2022).
35. 17. Московская электронная школа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.mos.ru/city/projects/mesh/ (дата обращения: 15.08.2022).
36. 16. Личный кабинет руководителя образовательной организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://lk.educom.ru/login" target="_blank">https://lk.educom.ru/login</a> (дата обращения: 15.08.2022).
37. 15. Конструктор компетентностных модулей программ профессионального развития data-экспертов в сфере образования : патент 2020622411 Рос. Федерация / О. А. Агатова. № 202062293 ; заявл. 11.11.20 ; опубл. 29.03.22, Бюл. № 4.
38. 14. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo" target="_blank">https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo</a> (дата обращения: 15.08.2022).
39. 13. Информационно-аналитическая система «Общее образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.miccedu.ru/static/ias-obshchee-obrazovanie.html" target="_blank">https://www.miccedu.ru/static/ias-obshchee-obrazovanie.html</a> (дата обращения: 15.08.2022).
40. 12. Импакт-кластер (кластер социального воздействия) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11" target="_blank">https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11</a> (дата обращения: 15.08.2022).
41. 11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 24668-20XX. Информационные технологии. Искусственный интеллект. Структура управления процессами аналитики больших данных. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://rdc.grfc.ru/" target="_blank">https://rdc.grfc.ru/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
42. 10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 23894-20XX. Информационные технологии. Искусственный интеллект. Управление рисками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://rdc.grfc.ru/" target="_blank">https://rdc.grfc.ru/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
43. 9. ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Системы менеджмента знаний. Основные требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/566405226" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/566405226</a> (дата обращения: 15.08.2022).
44. 8. ГОСТ Р 59926-2021. Информационные технологии. Эталонная архитектура больших данных. Часть 2. Варианты использования и производные требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/1200182073" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/1200182073</a> (дата обращения: 15.08.2022).
45. 7. ГОСТ Р 59898-2021. Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/1200181913" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/1200181913</a> (дата обращения: 15.08.2022).
46. 6. ГОСТ Р 20546-2021. Информационные технологии. Большие данные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/1200180276" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/1200180276</a> (дата обращения: 15.08.2022).
47. 5. «Большие данные в образовании: DATA-ANTHROPO для политики и практик развития» [Электронный ресурс] : междунар. науч.-практ. конф. — 2022. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> bigdata-edu.com (дата обращения: 15.08.2022).
48. 4. «Большие данные в образовании как основание управленческих решений» [Электронный ресурс] : междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — Режим доступа: <a href="http://bigdata-edu.com/" target="_blank">http://bigdata-edu.com/</a> conference-2020.php (дата обращения: 15.08.2022).
49. 3. «Большие данные в образовании: доказательное развитие образования» [Электронный ресурс]: междунар. науч.-практ. конф. — 2021. — Режим доступа: <a href="http://bigdata-edu.com/conference-2021.php" target="_blank">http://bigdata-edu.com/conference-2021.php</a> (дата обращения: 15.08.2022).
50. 2. Аттестация педагогических работников/МЦКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://mcko.ru/pages/teacher_attestation" target="_blank">https://mcko.ru/pages/teacher_attestation</a> (дата обращения: 15.08.2022).
51. 1. Агатова О. А. Управление образованием на основании данных : учеб.-метод. пособие / О. А. Агатова. — М. : Изд. дом МГУ им М. В. Ломоносова, 2022.
52. 19. Мотивирующий мониторинг [Электронный ресурс] : Минпросвещения повысит ответственность регионов за реализацию национальных проектов. — Режим доступа: <a href="https://edu." target="_blank">https://edu.</a> ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/motiviruyushchiy-monitoring-minprosveshcheniyapov/
53. 20. Национальная система управления данными [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://nsud.info.gov.ru" target="_blank">https://nsud.info.gov.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
54. 21. Независимая оценка квалификаций педагогов [Электронный ресурс] / Науч.-метод. центр Краснодарского края. — Режим доступа: <a href="http://rcdpo.ru/nezavisimaya-ocenkakvalifikacij/" target="_blank">http://rcdpo.ru/nezavisimaya-ocenkakvalifikacij/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
55. 22. Открытые данные [Электронный ресурс] : Реестр открытых данных государственных программ / Портал госпрограмм РФ. — Режим доступа: <a href="https://programs.gov.ru/Portal/" target="_blank">https://programs.gov.ru/Portal/</a> opendata_registry (дата обращения: 15.08.2022).
56. 23. Пермская электронная школа/ЭПОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://school.permkrai.ru" target="_blank">https://school.permkrai.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
57. 24. Песков Д. Н. Технологический суверенитет и способы его достижения [Электронный ресурс] / Д. Н. Песков. — Режим доступа: <a href="https://leader-id.ru/events/298724" target="_blank">https://leader-id.ru/events/298724</a> (дата обращения: 15.08.2022).
58. 25. Положение о II Всероссийском конкурсе кейсов по анализу данных в образовании и доказательному развитию образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> bigdata-edu.com/docs/polozhenie_2022.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
59. 26. Портал открытых данных независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://data.mos.ru/opendata?categoryId=6" target="_blank">https://data.mos.ru/opendata?categoryId=6</a> (дата об
60. 27. Проект магистратуры РАНХиГС поддержан Фондом Владимира Потанина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.ranepa.ru/news/proekt-magistratury-iomrankhigs-podderzhan-fondom-vladimira-potanina" target="_blank">https://www.ranepa.ru/news/proekt-magistratury-iomrankhigs-podderzhan-fondom-vladimira-potanina</a> (дата обращения: 15.08.2022).
61. 28. Профессия «аналитик данных»: куда поступать, какие ЕГЭ нужны на аналитика данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://postupi.online/professiya" target="_blank">https://postupi.online/professiya</a> (дата обращения: 15.08.2022).
62. 29. Региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.rustest.ru/gia/sites-of-rcoi-of-thesubjects-of-russia/" target="_blank">http://www.rustest.ru/gia/sites-of-rcoi-of-thesubjects-of-russia/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
63. 30. Реестр данных студентов, ординаторов, аспирантов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме в аккредитованных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.mos.ru/karta-moskvicha/services-proverka-grazhdaninav-r" target="_blank">https://www.mos.ru/karta-moskvicha/services-proverka-grazhdaninav-r</a>
64. 31. Реестр открытых данных Минфина России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://minfin.gov.ru/opendata/" target="_blank">https://minfin.gov.ru/opendata/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
65. 32. Реестры данных Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://spkobr.ru" target="_blank">https://spkobr.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
66. 33. Рейтинги школ по количеству поступивших в ведущие вузы России выпускников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://raex-rr.com/education/schools/russian_" target="_blank">https://raex-rr.com/education/schools/russian_</a> schools/school_rating_top-300 (дата обращения: 15.08.2022).

Other articles