Published Date: 01.04.2024

Formation of Reflexive and Semantic Approach to the Development of Thinking and Personality in General and Pedagogical Psychology (in Connection with the 145th Anniversary of M. M. Rubinstein)

Annotation

The article analyzes the origin and evolution of such an innovative trend in Russian human studies as a reflexive semantic approach to the study of the properties and mechanisms of the development of thinking and personality in education. The historical and scientific prerequisites for the formation of life-meaning psychology are revealed, and the logic of its development in the Silver Age of Russian Culture and in modern human studies in interaction with philosophy, acmeology, and pedagogy is explicated. Against this background, the role of the outstanding humanitarian M. M. Rubinstein in the development of meaningful pedagogical psychology in the first third of the twentieth century is shown, the levels of his cognitive activity are characterized for the first time, and the importance of creative heritage for modern science and education is summarized.




Library

1. 1. Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века / отв. ред. И. Н. Семенов. — Кисловодск : СКГТУ, 2007. — 576 с.
2. Aktual`ny`e social`no-psixologicheskie problemy` razvitiya lichnosti v obrazovatel`nom prostranstve XXI veka / otv. red. I. N. Semenov. — Kislovodsk : SKGTU, 2007. — 576 s.
3. 2. Деркач, А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — Москва : РАГС, 2005. — 194 с.
4. Derkach, A. A. Refleksivnaya akmeologiya tvorcheskoj individual`nosti / A. A. Derkach, I. N. Semenov, A. V. Balaeva. — Moskva : RAGS, 2005. — 194 s.
5. 3. Дюков, В. М. Педагогическая инноватика : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Красноярск : Изд-во КГПУ «Универс», 2007. — 86 с.
6. Dyukov, V. M. Pedagogicheskaya innovatika : ucheb.-metod. posobie / V. M. Dyukov, I. N. Semenov. — Krasnoyarsk : Izd-vo KGPU «Univers», 2007. — 86 s.
7. 4. Исследовательский метод : сборник / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1926. — 109 с.
8. Issledovatel`skij metod : sbornik / pod red. M. M. Rubinshtejna. — Moskva : Mir, 1926. — 109 s.
9. 5. Кузьмина, Н. В. Специалисты — субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) / Н. В. Кузьмина // Акмеология-2005. Методологические и методические проблемы. — Санкт-Петербург, 2005. — C.
10. Kuz`mina, N. V. Specialisty` — sub``ekty` izucheniya produktivnosti svoej deyatel`nosti (v svete akmeologicheskoj teorii fundamental`nogo obrazovaniya) / N. V. Kuz`mina // Akmeologiya-2005. Metodologicheskie i metodicheskie problemy` . — Sankt-Peterburg,
11. 6. Ларионова, Л. И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л. И. Ларионова, Ж. А. Джафарова, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения : сб. ст. XIV Междунар. на
12. Larionova, L. I. Kognitivno-lichnostny`e komponenty` chelovecheskogo kapitala shkol`nikov, vy`birayushhix professiyu v sovremenny`x usloviyax obrazovaniya / L.I. Larionova, Zh. A. Dzhafarova, I. N. Semenov // Shamovskie pedagogicheskie chteniya : sb. st.
13. 7. Методы работы в школах крестьянской молодежи и фабзавуча / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1925. — 117 с.
14. Metody` raboty` v shkolax krest`yanskoj molodezhi i fabzavucha / pod red. M. M. Rubinshtejna. — Moskva : Mir, 1925. — 117 s.
15. 8. На путях краеведения : сб. ст. / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1926. — 151 с.
16. Na putyax kraevedeniya : sb. st. / pod red. M. M. Rubinshtejna. — Moskva : Mir, 1926. — 151 s.
17. 9. На путях математики : статьи / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1926. — 129 с.
18. Na putyax matematiki : stat`i / pod red. M. M. Rubinshtejna.— Moskva : Mir, 1926.— 129 s.
19. 10. Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, И. Н. Семенов [и др.] ; под ред. А. Л. Журавлева [и др.]. — Москва : Институт психологии РАН, 2023. — 759 с.
20. Nauchny`e podxody` v sovremennoj otechestvennoj psixologii : kol. monografiya / A. G. Asmolov, V. V. Rubczov, I. N. Semenov [i dr.] ; pod red. A. L. Zhuravleva [i dr.]. — Moskva : Institut psixologii RAN, 2023. — 759 s.
21. 11. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : междунар. кол. монография / отв. ред.-сот. и авт. вступ. ст. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Ногинск :Аналитика Родис, 2011. — 401 с.
22. Proektno-issledovatel`skij podxod v refleksivnoj psixologii innovacionnogo obrazovaniya : mezhdunar. kol. monografiya / otv. red.-sot. i avt. vstup. st. I. N. Semenov, T. G. Boldina. — Noginsk : Analitika Rodis, 2011. — 401 s.
23. 12. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни : материалы 3–5 симпозиумов / Психологический институт Российской академии образования ; [редкол.: В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев и др.]. — Москва : Ось-89, 2001. — 335 с.
24. Psixologicheskie, filosofskie i religiozny`e aspekty` smy`sla zhizni : materialy` 3–5 simpoziumov / Psixologicheskij institut Rossijskoj akademii obrazovaniya ; [redkol.: V. E` . Chudnovskij, A. A. Bodalev i dr.]. — Moskva : Os`-89, 2001. — 335 s.
25. 13. Пэрна, Н. Я. Ритм жизни и творчества / Н. Я. Пэрна ; под ред. П. Ю. Шмидта. — Москва ; Ленинград : Петроград, 1925. — 141 с.
26. Pe`rna, N. Ya. Ritm zhizni i tvorchestva / N. Ya. Pe`rna ; pod red. P. Yu. Shmidta. — Moskva ; Leningrad : Petrograd, 1925. — 141 s.
27. 14. Репецкий, Ю. А. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов, А. Ю. Сидорова // Мир психологии. — 2001. — № 2 (26). — С. 177–186.
28. Repeczkij, Yu. A. Refleksiya smy`sla zhizni i lichnostnogo samoopredeleniya v kontekste refleksivno-innovacionnogo treninga / Yu. A. Repeczkij, I. N. Semenov, A. Yu. Sidorova // Mir psixologii. — 2001. — № 2 (26). — S. 177–186.
29. 15. Рубинштейн, М. М. К вопросу о русских студентах в немецких университетах / М. М. Рубинштейн // Московский еженедельник. — 1908. — № 39. — С. 38–48.
30. Rubinshtejn, M. M. K voprosu o russkix studentax v nemeczkix universitetax / M. M. Rubinshtejn // Moskovskij ezhenedel`nik. — 1908. — № 39. — S. 38–48.
31. 16. Рубинштейн, М. М. Идея личности как основа мировоззрения / М. М. Рубинштейн. — Москва : Тип. С. А. Кинеловского, 1909. — 124 с.
32. Rubinshtejn, M. M. Ideya lichnosti kak osnova mirovozzreniya / M. M. Rubinshtejn. — Moskva : Tip. S. A. Kinelovskogo, 1909. — 124 s.
33. 17. Рубинштейн, М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой / М. М. Рубинштейн. — 2-е изд., вновь пересмотр. и доп. — Москва : т/д К. И. Тихомирова н-ки, 1916. — 613 с.; 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва : Задруга, 1920. — 540 с.
34. Rubinshtejn, M. M. Ocherk pedagogicheskoj psixologii v svyazi s obshhej pedagogikoj / M. M. Rubinshtejn. — 2-e izd., vnov` peresmotr. i dop. — Moskva : t/d K. I. Tixomirova n-ki, 1916. — 613 s.; 3-e izd., peresmotr. i dop. — Moskva : Zadruga, 1920. — 540
35. 18. Рубинштейн, М. М. Проблема смысла жизни в философии Канта / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. — 1916. — № 4. — С. 252–270.
36. Rubinshtejn, M. M. Problema smy`sla zhizni v filosofii Kanta / M. M. Rubinshtejn // Vestnik vospitaniya. — 1916. — № 4. — S. 252–270.
37. 19. Рубинштейн, М. М. Современное образование и нравственность / М. М. Рубинштейн. — Москва : Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и Кº, 1917. — 47 с. — Отд. отт. из журн. «Вестник воспитания», 1917, № 1.
38. Rubinshtejn, M. M. Sovremennoe obrazovanie i nravstvennost` / M. M. Rubinshtejn. — Moskva : Tipolitogr. t-va I. N. Kushnerev i Kº, 1917. — 47 s. — Otd. ott. iz zhurn. «Vestnik vospitaniya», 1917, № 1.
39. 20. Рубинштейн, М. М. Социализм и его истинный смысл / М. М. Рубинштейн. — Москва : Книгоиздательство A. M. Михайлова, 1917. — 32 с.
40. Rubinshtejn, M. M. Socializm i ego istinny`j smy`sl / M. M. Rubinshtejn. — Moskva : Knigoizdatel`stvo A. M. Mixajlova, 1917. — 32 s.
41. 21. Рубинштейн, М. М. Платон — учитель / М. М. Рубинштейн. — Иркутск : Тип. В. С. Лебедева, 1920. — 120 с.
42. Rubinshtejn, M. M. Platon — uchitel` / M. M. Rubinshtejn. — Irkutsk : Tip. V. S. Lebedeva, 1920. — 120 s.
43. 22. Рубинштейн, М. М. Основы трудовой школы / М. М. Рубинштейн. — Чита : Тип. ДВСПС, 1921. — 98 с.
44. Rubinshtejn, M. M. Osnovy` trudovoj shkoly` / M. M. Rubinshtejn. — Chita : Tip. DVSPS, 1921. — 98 s.
45. 23. Рубинштейн, М. М. История педагогических идей в ее основных чертах / М. М. Рубинштейн — 2-е изд. — Иркутск : Тип. Дома Трудящихся, 1922. — 302 с.
46. Rubinshtejn, M. M. Istoriya pedagogicheskix idej v ee osnovny`x chertax / M. M. Rubinshtejn — 2-e izd. — Irkutsk : Tip. Doma Trudyashhixsya, 1922. — 302 s.
47. 24. Рубинштейн, М. М. Проблема «Я» как исходный пункт философии / М. М. Рубинштейн. — Иркутск : Тип. ОРВС, 1923. — 37 с.
48. Rubinshtejn, M. M. Problema «Ya» kak isxodny`j punkt filosofii / M. M. Rubinshtejn. — Irkutsk : Tip. ORVS, 1923. — 37 s.
49. 25. Рубинштейн, М. М. Эстетическое воспитание детей / М. М. Рубинштейн. — Изд. 3-е, испр. — Москва : Т-во «В. В. Думнов, наследн. бр. Салаевых», 1924. — 118 с.
50. Rubinshtejn, M. M. E`steticheskoe vospitanie detej / M. M. Rubinshtejn. — Izd. 3-e, ispr. — Moskva : T-vo «V. V. Dumnov, nasledn. br. Salaevy`x», 1924. — 118 s.
51. 26. Рубинштейн, М. М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей / М. М. Рубинштейн. — Москва : Право и жизнь, 1925. — 104 с.
52. Rubinshtejn, M. M. Social`no-pravovy`e predstavleniya i samoupravlenie u detej / M. M. Rubinshtejn. — Moskva : Pravo i zhizn`, 1925. — 104 s.
53. 27. Рубинштейн, М. М. Психология, педагогика и гигиена юности / М. М. Рубинштейн, В. М. Игнатьев. — Москва : Мир, 1926. — 263 с.
54. Rubinshtejn, M. M. Psixologiya, pedagogika i gigiena yunosti / M. M. Rubinshtejn, V. M. Ignat`ev. — Moskva : Mir, 1926. — 263 s.
55. 28. Рубинштейн, М. М. О внутрипартийном положении / М. М. Рубинштейн. — Москва ; Ленинград : Московский рабочий, 1927. — 28 с.
56. Rubinshtejn, M. M. O vnutripartijnom polozhenii / M. M. Rubinshtejn. — Moskva ; Leningrad : Moskovskij rabochij, 1927. — 28 s.
57. 29. Рубинштейн, М. М. Основы общей методики / М. М. Рубинштейн. — Ленинград : Мир, 1927. — 176 с.
58. Rubinshtejn, M. M. Osnovy` obshhej metodiki / M. M. Rubinshtejn. — Leningrad : Mir, 1927. — 176 s.
59. 30. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя, его психология и образование / М. М. Рубинштейн. — Москва ; Ленинград : Московское акционерное изд-во, 1927. — 173 с.; [учеб. пособие] / М. М. Рубинштейн ; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд. — Москва : Аcademia,
60. Rubinshtejn, M. M. Problema uchitelya, ego psixologiya i obrazovanie / M. M. Rubinshtejn. — Moskva ; Leningrad : Moskovskoe akcionernoe izd-vo, 1927. — 173 s.; [ucheb. posobie] / M. M. Rubinshtejn ; pod red. V. A. Slastenina. — 2-e izd. — Moskva : Academi
61. 31. Рубинштейн, М. М. Юность : по дневникам и автобиографическим записям / М. М. Рубинштейн. — Москва : Высш. пед. курсы при Моск. высш. техн. училище, 1928. — 276 с. — (В помощь просвещенцу профобра ; вып. 1).
62. Rubinshtejn, M. M. Yunost` : po dnevnikam i avtobiograficheskim zapisyam / M. M. Rubinshtejn. — Moskva : Vy`ssh. ped. kursy` pri Mosk. vy`ssh. texn. uchilishhe, 1928. — 276 s. — (V pomoshh` prosveshhenczu profobra ; vy`p. 1).
63. 32. Рубинштейн, М. М. На подступах к стахановскому движению во втузах / М. М. Рубинштейн // Как я работаю : (Студенты-отличники о своем методе работы). — Москва, 1936. — С. 3–9.
64. Rubinshtejn, M. M. Na podstupax k staxanovskomu dvizheniyu vo vtuzax / M. M. Rubinshtejn // Kak ya rabotayu : (Studenty`-otlichniki o svoem metode raboty`). — Moskva, 1936. — S. 3–9.
65. 33. Рубинштейн, М. М. Воспитание читательских интересов у школьников / М. М. Рубинштейн — Москва : Учпедгиз, 1950. — 215 с.
66. Rubinshtejn, M. M. Vospitanie chitatel`skix interesov ushkol`nikov / M. M. Rubinshtejn — Moskva : Uchpedgiz, 1950. — 215 s.
67. 34. Рубинштейн, М. М. Жизнепонимание — центральная задача философии / М. М. Рубинштейн // На переломе : Философские дискуссии 20-х гг. : Философия и мировоззрение / сост. П. В. Алексеев. — Москва, 1990. — С. 61–73.
68. Rubinshtejn, M. M. Zhizneponimanie — central`naya zadacha filosofii / M. M. Rubinshtejn // Na perelome : Filosofskie diskussii 20-x gg. : Filosofiya i mirovozzrenie / sost. P. V. Alekseev. — Moskva, 1990. — S. 61–73.
69. 35. Рубинштейн, М. М. О смысле жизни [1927] : труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. — Москва : Территория будущего, 2004. — Т. 1, 2; 2-е изд. — Москва : Территория будущего, 2008. — Т. 1, 2.
70. Rubinshtejn, M. M. O smy`sle zhizni [1927] : trudy` po filosofii cennosti, teorii obrazovaniya i universitetskomu voprosu / M. M. Rubinshtejn. — Moskva : Territoriya budushhego, 2004. — T. 1, 2; 2-e izd. — Moskva : Territoriya budushhego, 2008. — T. 1, 2.
71. 36. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — Ч. 2. Учебник и практикум. — 187 с. — EDN: PJFKYR
72. Savenkov, A. I. Pedagogika. Issledovatel`skij podxod : v 2 ch. / A. I. Savenkov. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurajt, 2020. — Ch. 2. Uchebnik i praktikum. — 187 s. — EDN: PJFKYR
73. 37. Семенов, И. Н. Проблемы и принципы построения метода содержательно-смыслового анализа мышления, рефлексии и общения / И. Н. Семенов // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности / под ред. Ю. К. Корнилова. — Ярославль, 1989
74. Semenov, I. N. Problemy` i principy` postroeniya metoda soderzhatel`no-smy`slovogo analiza my`shleniya, refleksii i obshheniya / I. N. Semenov // Metody` issledovaniya my`shleniya i obshheniya v proizvodstvennoj deyatel`nosti / pod red. Yu. K. Kornilova.
75. 38. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. — Москва : НИИОПП АПН СССР, 1990. — 215 с.
76. Semenov, I. N. Problemy` refleksivnoj psixologii resheniya tvorcheskix zadach / I. N. Semenov. — Moskva : NIIOPP APN SSSR, 1990. — 215 s.
77. 39. Семенов, И. Н. Развитие отечественной философии образования: послевоенный период / И. Н. Семенов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — № 4. — С. 218–228.
78. Semenov, I. N. Razvitie otechestvennoj filosofii obrazovaniya: poslevoenny`j period / I. N. Semenov // Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda. — 1997. — № 4. — S. 218–228.
79. 40. Семенов, И. Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления : монография / И. Н. Семенов. — Москва : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2014. — 175 с.
80. Semenov, I. N. Sistemodeyatel`nostnaya metodologiya i refleksivnaya psixologiya my`shleniya : monografiya / I. N. Semenov. — Moskva : Fond «Institut razvitiya im. G. P. Shhedroviczkogo», 2014. — 175 s.
81. 41. Семенов, И. Н. Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2014. — № 1 (77). — C. 142–154.
82. Semenov, I. N. Filosofskie traktovki smy`sla kak metodologicheskie sredstva ego refleksivno-psixologicheskogo izucheniya / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2014. — № 1 (77). — C. 142–154.
83. 42. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной акмеологии творческой личности в философско-педагогическом наследии К. Н. Вентцеля (К 160-летию со дня рождения) / И. Н. Семенов, И. И. Павлов // Акмеология. — 2017. — № 4. — С. 7–19.
84. Semenov, I. N. Problemy` refleksivnoj akmeologii tvorcheskoj lichnosti v filosofskopedagogicheskom nasledii K. N. Ventcelya (K 160-letiyu so dnya rozhdeniya) / I. N. Semenov, I. I. Pavlov // Akmeologiya. — 2017. — № 4. — S. 7–19.
85. 43. Cеменов, И. Н. Cовременные исследования творческого мышления и креативной личности в научной школе рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Человек и мир. — 2017. — № 1. — С. 121–150.
86. Semenov, I. N. Sovremenny`e issledovaniya tvorcheskogo my`shleniya i kreativnoj lichnosti v nauchnoj shkole refleksivnoj psixologii / I. N. Semenov // Chelovek i mir. — 2017. — № 1. — S. 121–150.
87. 44. Семенов, И. Н. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий, А. В. Репецкая // Мир психологии. — 2019. — № 1 (97). — С
88. Semenov, I. N. Trening-praktikum «E`kzistencial`ny`j opy`t osoznannosti i osmy`sleniya»: teoreticheskie osnovy`, vozmozhnosti i aprobaciya v rabote s odarennoj molodezh`yu / I. N. Semenov, Yu. A. Repeczkij, A. V. Repeczkaya // Mir psixologii. — 2019. — №
89. 45. Семенов, И. Н. П. П. Блонский известный и неизвестный: институционально-персонологическая рефлексия его жизнетворчества и вклада в психологию развития / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 2 (102). — С. 244–258.
90. Semenov, I. N. P. P. Blonskij izvestny`j i neizvestny`j: institucional`nopersonologicheskaya refleksiya ego zhiznetvorchestva i vklada v psixologiyu razvitiya / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2020. — № 2 (102). — S. 244–258.
91. 46. Семенов, И. Н. Рефлексивная и культуральная персонология жизнетворчества и научной деятельности выдающегося философа-психолога Г. Г. Шпета / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 4 (104). — С. 228–239.
92. Semenov, I. N. Refleksivnaya i kul`tural`naya personologiya zhiznetvorchestva i nauchnoj deyatel`nosti vy`dayushhegosya filosofa-psixologa G. G. Shpeta / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2020. — № 4 (104). — S. 228–239.
93. 47. Семенов, И. Н. Научная биография С. Л. Рубинштейна в контексте идеологических репрессий / И. Н. Семенов // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2022. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/nauchnaia-biografiia-s-lrubinshteina-v-konte" target="_blank">https://bigenc.ru/c/nauchnaia-biografiia-s-lrubinshteina-v-konte</a>
94. Semenov, I. N. Nauchnaya biografiya S. L. Rubinshtejna v kontekste ideologicheskix repressij / I. N. Semenov // Bol`shaya rossijskaya e`nciklopediya : nauchno-obrazovatel`ny`j portal. — 2022. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/nauchnaia-biografiia-s-l-rubinshtein" target="_blank">https://bigenc.ru/c/nauchnaia-biografiia-s-l-rubinshtein</a>
95. 48. Семенов, И. Н. Методология, теория, практика рефлексивной психологии творчества и педагогики развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 3 (63). — С. 44–63 — DOI: 10.51944/20738498_2023_3_44
96. Semenov, I. N. Metodologiya, teoriya, praktika refleksivnoj psixologii tvorchestva i pedagogiki razvitiya chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2023. — № 3 (63). — S. 44–63 — DOI: 10.51944/20738498_2023_
97. 49. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. А. Бодалева и его вклад в психологию общения, акмеологию творчества и педагогику воспитания личности (к 100-летнему юбилею) / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 20
98. Semenov, I. N. Refleksivnaya personologiya zhiznedeyatel`nosti A. A. Bodaleva i ego vklad v psixologiyu obshheniya, akmeologiyu tvorchestva i pedagogiku vospitaniya lichnosti (k 100-letnemu yubileyu) / I. N. Semenov // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazo
99. 50. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и судьба / В. Э. Чудновский. — Москва : Ось89, 1997. — 208 с.
100. Chudnovskij, V. E` . Smy`sl zhizni i sud`ba / V. E` . Chudnovskij. — Moskva : Os`-89, 1997. — 208 s.

Other articles