Published Date: 01.04.2024

Transformation of Education: Deconstruction Strategy

Annotation

The article deals with the problem of the transformation of the education system in the conditions of the spread of artificial intelligence technologies and digitalization. It is demonstrated that the problems identified as key for modern education are not specific problems of modernity. In this regard, it is proposed to consider the necessary transformation of modern education not as a radical transformation and the creation of a fundamentally new system, but as a deconstruction of its foundations. The author points out that the term “deconstruction”, introduced into modern philosophy by J. Derrida, suggests, on the one hand, an appeal to the origins, to the tradition at its very foundation, and the identification of the most significant components of this tradition, and on the other hand, a critical revision of the current state of the problem from the point of view of these origins, which seems to be the most adequate state of affairs in modern education and the its tasks.




Library

1. 17. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? / В. В. Болгова, М. А. Гаранин, Е. А. Краснова, Л. В. Христофорова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 7. — С. 9–30. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30
2. Obrazovanie posle pandemii: padenie ili podgotovka k pry`zhku? / V. V. Bolgova, M. A. Garanin, E. A. Krasnova, L. V. Xristoforova // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2021. — T. 30, № 7. — S. 9–30. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30
3. 18. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX–XX вв.) : монография / под ред. М. В. Богуславского. — Москва : ИТИП РАО : Изд. центр ИЭТ, 2012. — 500 с.
4. Preemstvennost` i novatorstvo v razvitii osnovny`x napravlenij otechestvennoj pedagogicheskoj nauki (konecz XIX–XX vv.) : monografiya / pod red. M. V. Boguslavskogo. — Moskva : ITIP RAO : Izd. centr IE`T, 2012. — 500 s.
5. 19. Радаев, В. В. Преподавание в кризисе / В. В. Радаев. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — 200 с.
6. Radaev, V. V. Prepodavanie v krizise / V. V. Radaev. — Moskva : Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2023. — 200 s.
7. 20. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
8. Rozanov, V. V. Tri glavny`e principa obrazovaniya / V. V. Rozanov // Sumerki prosveshheniya. — Sankt-Peterburg, 1899. — S. 83–93.
9. 21. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо ; пер. с фр. М. А. Энгельгардта. — Санкт-Петербург : Газ. «Шк. и жизнь», 1912. — 491 с.
10. Russo, Zh.-Zh. E`mil`, ili O vospitanii / Zh.-Zh. Russo ; per. s fr. M. A. E`ngel`gardta.— Sankt-Peterburg : Gaz. «Shk. i zhizn`», 1912. — 491 s.
11. 22. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века : монография / под ред. М. В. Богуславского. — Москва : ИСРО РАО, 2017. — 170 с.
12. Strategii reformirovaniya i modernizacii rossijskogo obrazovaniya v pervoj treti XX veka : monografiya / pod red. M. V. Boguslavskogo. — Moskva : ISRO RAO, 2017. — 170 s.
13. 23. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Москва : Ad Marginem, 1997. — 452 с.
14. 24. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер ; пер. с нем., послесл. О. В. Никифорова. — Москва : Логос, 1997. — 196 с.
15. Xajdegger, M. Kant i problema metafiziki / M. Xajdegger ; per. s nem., poslesl. O. V. Nikiforova. — Moskva : Logos, 1997. — 196 s.
16. 25. Чанбарисов, Ш. X. Формирование советской университетской системы (1917—1938 гг.) / Ш. Х. Чанбарисов. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1973. — 472 с.
17. Chanbarisov, Sh. X. Formirovanie sovetskoj universitetskoj sistemy` (1917—1938 gg.) / Sh. X. Chanbarisov. — Ufa : Bashkirskoe knizhnoe izd-vo, 1973. — 472 s.
18. 26. Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/799743986.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/799743986.html</a> (дата обращения: 04.05.2024).
19. Chem dal`she — tem trevozhnee: kak menyaetsya chuvstvo blagopoluchiya studentov za vremya ucheby`. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/799743986.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/799743986.html</a> (data obrashheniya: 04.05.2024).
20. 27. Beecher Stowe, H. My Wife and I or Harry Henderson’s history / H. Beecher Stowe. — New York : J. B. Ford, 1871. — 519 р.
21. 28. Bowen, W. Preface / W. Bowen // Jefferson and Education / ed. by J. L. Wagoner, Jr. — Chapel Hill, 2004. — Р. 11–12.
22. 29. Callahan, D. The Cheating Culture : Why More Americans Are Doing Wrong to Get Ahead / D. Callahan. — New York : Harcourt, 2004. — 353 p.
23. 30. Hutchins, R. M. The Higher Learning in America / R. M. Hutchins. — New Haven, CT : Yale University Press, 1936. — 119 р.
24. 31. Lewis, H. Excellence without a Soul : How a Great University Forgot Education / H. Lewis. — New York : Public Affairs, 2006. — 328 р.
25. 32. Nieto, S. Public Education in the XX Century and Beyond : High Hopes, Broken Promises and an Uncertain Future / S. Nieto // Harvard Educational Review. — 2005. — Vol. 75, № 1. — Р. 43–64.
26. 33. Wasting the Best and the Brightest : Substance Abuse at America’s Colleges and Universities. — New York : Columbia University Press, 2007. — 243 p.
27. 1. Багдасарьян, Н. Г. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или… Вперед в прошлое? / Н. Г. Багдасарьян, Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 5. — С. 67–83.
28. Bagdasar`yan, N. G. Ot kompetentnostnoj modeli specialista-inzhenera k STEMobrazovaniyu, ili… Vpered v proshloe? / N. G. Bagdasar`yan, R. M. Petruneva, V. D. Vasil`eva // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — T. 31, № 5. — S. 67–83.
29. 2. Бермус, А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / А. Г. Бермус. — Москва : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2008. — 384 с.
30. Bermus, A. G. Modernizaciya obrazovaniya: filosofiya, politika, kul`tura / A. G. Bermus. — Moskva : Kanon+ : ROOI «Reabilitaciya», 2008. — 384 s.
31. 3. Богуславский, М. В. Очерки истории отечественного образования XIX–XX веков / М. В. Богуславский. — Москва : Изд-во Московского культурологического лицея, 2002. — 96 с.
32. Boguslavskij, M. V. Ocherki istorii otechestvennogo obrazovaniya XIX–XX vekov / M. V. Boguslavskij. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo kul`turologicheskogo liceya, 2002. — 96 s.
33. 4. Богуславский, М. В. Российское образование на переломе эпох / М. В. Богуславский. — Ростов-на-Дону : РГПУ, 2002. — 244 с.
34. Boguslavskij, M. V. Rossijskoe obrazovanie na perelome e`pox / M. V. Boguslavskij. — Rostov-na-Donu : RGPU, 2002. — 244 s.
35. 5. Богуславский, М. В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины XX века) / М. В. Богуславский. — Москва : ИТИП РАО, 2008. — 130 с.
36. Boguslavskij, M. V. Innovacionny`j potencial razrabotki teorii soderzhaniya obrazovaniya i obrazovatel`ny`x texnologij (v otechestvennoj pedagogike vtoroj poloviny` XX veka) / M. V. Boguslavskij. — Moskva : ITIP RAO, 2008. — 130 s.
37. 6. Гессен, С. И. Мировоззрение и образование / С. И. Гессен. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> roerich-lib.ru/gessen/6635-mirovozzrenie-i-obrazovanie (дата обращения: 04.05.2024).
38. Gessen, S. I. Mirovozzrenie i obrazovanie / S. I. Gessen. — URL: <a href="https://roerich-lib." target="_blank">https://roerich-lib.</a> ru/gessen/6635-mirovozzrenie-i-obrazovanie (data obrashheniya: 04.05.2024).
39. 7. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. — Москва : ИС РАН : ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 с.
40. Gorshkov, M. K. Neprery`vnoe obrazovanie v kontekste modernizacii / M. K. Gorshkov, G. A. Klyucharev. — Moskva : IS RAN : FGNU CzSI, 2011. — 232 s.
41. 8. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва : Изд. дом ВШЭ, 2015. — 254 с.
42. Del`banko, E` . Kolledzh. Kakim on by`l, stal i dolzhen by`t` / E` . Del`banko ; per. s angl. I. Kushnarevoj pod nauch. red. A. Vasil`evoj. — Moskva : Izd. dom VShE`, 2015. — 254 s.
43. 9. Деррида, Ж. Письмо к японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 53–58.
44. Derrida, Zh. Pis`mo k yaponskomu drugu / Zh. Derrida // Voprosy` filosofii. — 1992. — № 4. — S. 53–58.
45. 10. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — Москва : Республика, 1993. — 430 с.
46. Il`in, I. A. Put` k ochevidnosti / I. A. Il`in. — Moskva : Respublika, 1993. — 430 s.
47. 11. Как обеспечить индивидуализацию обучения? // Аккредитация в образовании. — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/324" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/324</a> (дата обращения: 04.05.2024).
48. Kak obespechit` individualizaciyu obucheniya? // Akkreditaciya v obrazovanii. — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/324" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/324</a> (data obrashheniya: 04.05.2024).
49. 12. Карпачёв, М. Д. Коренная реорганизация университетов в СССР в 1929–1933 гг. (по материалам Воронежского государственного университета) / М. Д. Карпачёв // Новое прошлое. — 2016. — № 2. — С. 121–136.
50. Karpachyov, M. D. Korennaya reorganizaciya universitetov v SSSR v 1929–1933 gg. (po materialam Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta) / M. D. Karpachyov // Novoe proshloe. — 2016. — № 2. — S. 121–136.
51. 13. Козолупенко, Д. П. Дифференцированная модель воспитания и складывание индивидуальной идентичности в мифопоэтических обществах. Часть 1 / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. 2022. № 2 (58). С. 6882. DOI: 10.51944/20738498_202
52. Kozolupenko, D. P. Differencirovannaya model` vospitaniya i sklady`vanie individual`noj identichnosti v mifopoe`ticheskix obshhestvax. Chact` 1 / D. P. Kozolupenko // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2022. № 2 (58). S. 6882. DOI: 10.51944/20738
53. 14. Король, А. Д. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века / А. Д. Король, Ю. И. Воротницкий // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 6. — С. 48–61. — DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
54. Korol`, A. D. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i vy`zovy` XXI veka / A. D. Korol`, Yu. I. Vorotniczkij // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — T. 31, № 6. — S. 48–61. — DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
55. 15. Культ и инфляция высшего образования. Зачем в России всем нужны дипломы и почему они ничего не значат // «Выпуск-90» — это спецпроект «Теорий и практик» и Фонда Егора Гайдара. — 1994. — URL: <a href="https://special.theoryandpractice.ru/education-cult" target="_blank">https://special.theoryandpractice.ru/education-cult</a> (дата об
56. Kul`turno-istoricheskie osnovy` razvitiya otechestvennogo obrazovaniya
57. 16. Культурно-исторические основы развития отечественного образования и педагогики второй половины ХХ — начала ХХI вв. / М. В. Богуславский, Т. М. Богуславская, К. Ю. Милованов, А. В. Овчинников // Проблемы современного образования. — 2020. — № 3. — С. 93
58. Kul`t i inflyaciya vy`sshego obrazovaniya. Zachem v Rossii vsem nuzhny` diplomy` i pochemu oni nichego ne znachat // «Vy`pusk-90» — e`to speczproekt «Teorij i praktik» i Fonda Egora Gajdara. — 1994. — URL: <a href="https://special.theoryandpractice.ru/education-cu" target="_blank">https://special.theoryandpractice.ru/education-cu</a>

Other articles