Published Date: 01.04.2024

Сократ и Платон: как обучить человека добродетели

Annotation

Платон (427–347 гг. до н. э.), опираясь на идеи своего учителя Сократа (469–399 гг. до н. э.) и развивая их, преодолел его тезис о невозможности обучения добродетели («Менон» и отчасти «Протагор»), был согласен с «мудрейшим из греков» в том, что передать человеку истинное знание, которое лежит в основании добродетели как таковой, в процессе традиционного обучения невозможно. Однако в «Теэтете» он показал, что с его точки зрения обучать добродетели — значит обращаться к душе человека и содействовать развитию внутренней активности ученика, направленной на то, чтобы душа «припоминала» и актуализировала то истинное знание, которое в ней уже содержится. Иными словами, обучать добродетели по Платону — значит поддерживать самостоятельное движение ученика к ней через актуализацию уже имеющегося у человека опыта.



Library

1. Платон / [сост. Г. Б. Корнетов]. — Москва : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
2. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования : монография / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия
3. Корнетов, Г. Б. Проблема обучения добродетели в контексте идей Сократа и Платона. Статья 1. Постановкапроблемы.Восхождениекарете / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 6. — С. 18–29.
4. Кремер, Г. И. Арете по Платону и Аристотелю / Г. И. Кремер ; пер. с нем. Д. В. Скляднева. — Санкт-Петербург : ИМХО-ПРЕСС, 2014. — 479 с.
5. Майевтика. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1" target="_blank">https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1</a> (дата обращения: 04.03.2024).
6. Мочалова, И. Н. Можно ли научиться добродетели (Софисты, Исократ и Платон о воспитании) / И. Н. Мочалова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. — Т. 15, вып. 4. — С. 44–50.
7. Никишов, С. Н. Память в представлениях мыслителей Древней Греции / С. Н. Никишов // Инженерные технологии и системы. — 2007. — № 2. — С. 73–75.
8. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Институт философии РАН ; Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. — Москва : Мысль, 2010. — Т. 1. А — Д. — 744 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
10. Петрова, Г. И. Философские истоки духовной ауры классического университета / Г. И. Петрова // Вестник Томского государственного университета. Серия «Культурология и искусствоведение». — 2013. — № 4 (12). — С. 241–245.
11. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000–2010х годов / Г. Б. Корне
12. Платон. Менон / Платон ; пер. с древнегреч. С. А. Ошерова // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 575–612. — (Философское наследие ; т. 112).
13. Платон. Протагор / Платон ; пер. с древнегреч. Вл. С. Соловьева // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; вступ. ст. А. Ф. Лосева ; примеч. А.А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 418–476. — (Философское наследие ; т. 112).
14. Платон. Теэтет / Платон ; пер. с древнегреч. Т. В. Васильевой // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; примеч. А. Ф. Лосева, А. А. ТахоГоди. — Москва, 1993. — Т. 2. — С. 192–274. — (Философское наследие ; т. 116).
15. Примечания // Собрание сочинений : в 4 т. / Платон ; пер. с древнегреч. ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; вступ. ст. А. Ф. Лосева ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 682–842. — (Философское наследие ; т. 112).
16. Тарасова, Л. В. От αρετη к παιδεια: сакральные аспекты воспитания гражданина в Древней Греции / Л. В. Тарасова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. — 2017. — № 1. — С
17. Философия науки : учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — Москва : Академический проект : Альма Матер, 2007. — 731 с.
18. Шабельников, В. К. История психологии. Психология души : учеб. для вузов. — 2-е изд. — Москва : Академический проект : Гаудеамус, 2013. — 391 с.
19. Шевцов, К. П. Философия памяти / К. П. Шевцов ; Русская христианская гуманитарная академия. — Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2018. — 408 с.
20. Ефремова, О. Н. Самость: предпосылки современной дефиниции / О. Н. Ефремова // Национальная ассоциация ученых. — 2015. — № 8/2 (13). — С. 160–163.
21. Астафьева, Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 31–37.
22. Астафьева, Е. Н. Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие ХХI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 36–45.
23. Астафьева, Е. Н. Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 3. — С. 35–39.
24. Беженарь, М. С. Многоаспектность проблемы человека в античной философии в свете учения Сократа / М. С. Беженарь // Культура и цивилизация. — 2022. — № 1 (15). — С. 97–103.
25. Бездухов, В. П. Воспитание добродетельного учащегося как многоплановый процесс / В. П. Бездухов // Самарский научный вестник. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 235–240.
26. Бойко, О. А. Учение Платона о душе / О. А. Бойко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 10/1 (61). — С. 67–72.
27. Большой толковый словарь русского языка : 120 тысяч слов / под ред. Д. Н. Ушакова. — Москва : Стандарт, 2019. — 896 с.
28. Греческая философия / под ред. М. Канто-Спербер [и др. ; пер. с фр. В. П. Гайдамака]. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. — Т. 1. — 499 с.
29. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий ; АН СССР, Институт философии. — Москва : Наука, 1977. — 334 с.
30. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62–66.
31. Зудилина, Н. В. Влияние значений греческого понятия «ἀρετή» на семантику латинского понятия «virtus» как одна из причин полисемантического понятия «виртуальный» в XX–XXI веках / Н. В. Зудилина // Logos et Рraxis. — 2019. — Т. 18, № 1. — С. 5–14.
32. Ивонин, Ю. П. Политическая антропология Платона / Ю. П. Ивонин, О. И. Ивонина // Идеи и идеалы. — 2019. — Т. 11, № 1/1. — С. 103–128.
33. Йегер, В. Пайдейя : Воспитание античного грека : (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника ; [примеч. И. А. Макарова; Греко-латинский кабинет]. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 199
34. Каменева, О. Л. Этика добродетели в педагогике: совершенство как цель нравственного воспитания / О. Л. Каменева // Педагогический журнал. — 2019. — Т. 9, № 1А. — С. 508–517.
35. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие : в 2 ч. / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Ч. 1. С древнейших времен до к
36. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие : в 2 ч. / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Ч. 2. XIX–XX вв. — 3-е изд., п
37. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху и
38. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Иннова

Other articles