Published Date: 01.04.2024

Socrates and Plato: How to Teach a Man Moral Virtue

Annotation

Plato (427–347 BC), referring to ideas of his teacher Socrates (469–399 BC) and developing them, has overcome his thesis about impossibility of teaching moral virtue (Meno and partly Protagoras), and agreed with the “wisest of the Greek” on the part that giving a man true knowledge which lies at the heart of the virtue itself, during the process of traditional teaching is impossible. However in Theaetetus he showed that according to his point of view teaching virtue is addressing a human soul and helping to develop inner activism of a student, aimed at making the soul “remember” and actualize the true knowledge which has already been inside of it. In other words, teaching virtue according to Plato is maintaining independent moving of a student to it through actualizing already existing experience of a human.




Library

1. 29. Петрова, Г. И. Философские истоки духовной ауры классического университета / Г. И. Петрова // Вестник Томского государственного университета. Серия «Культурология и искусствоведение». — 2013. — № 4 (12). — С. 241–245.
2. Pedagogicheskij e`nciklopedicheskij slovar` / gl. red. B. M. Bim-Bad. — Moskva : Bol`shaya rossijskaya e`nciklopediya, 2002. — 528 s.
3. 28. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
4. Novaya filosofskaya e`nciklopediya : v 4 t. / Institut filosofii RAN ; Nacional`ny`j obshhestvenno-nauchny`j fond ; nauch.-red. sovet: V. S. Stepin [i dr.]. — Moskva : My`sl`, 2010. — T. 1. A — D. — 744 s.
5. 27. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Институт философии РАН ; Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. — Москва : Мысль, 2010. — Т. 1. А — Д. — 744 с.
6. Nikishov, S. N. Pamyat` v predstavleniyax my`slitelej Drevnej Grecii / S. N. Nikishov // Inzhenerny`e texnologii i sistemy` . — 2007. — № 2. — S. 73–75.
7. 26. Никишов, С. Н. Память в представлениях мыслителей Древней Греции / С. Н. Никишов // Инженерные технологии и системы. — 2007. — № 2. — С. 73–75.
8. Mochalova, I. N. Mozhno li nauchit`sya dobrodeteli (Sofisty`, Isokrat i Platon o vospitanii) / I. N. Mochalova // Vestnik Russkoj xristianskoj gumanitarnoj akademii. — 2014. — T. 15, vy`p. 4. — S. 44–50.
9. 25. Мочалова, И. Н. Можно ли научиться добродетели (Софисты, Исократ и Платон о воспитании) / И. Н. Мочалова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. — Т. 15, вып. 4. — С. 44–50.
10. Petrova, G. I. Filosofskie istoki duxovnoj aury` klassicheskogo universiteta / G. I. Petrova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Kul`turologiya i iskusstvovedenie». — 2013. — № 4 (12). — S. 241–245.
11. 24. Майевтика. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1" target="_blank">https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1</a> (дата обращения: 04.03.2024).
12. Majevtika. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1" target="_blank">https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1</a> (data obrashheniya: 04.03.2024).
13. 23. Кремер, Г. И. Арете по Платону и Аристотелю / Г. И. Кремер ; пер. с нем. Д. В. Скляднева. — Санкт-Петербург : ИМХО-ПРЕСС, 2014. — 479 с.
14. Kremer, G. I. Arete po Platonu i Aristotelyu / G. I. Kremer ; per. s nem. D. V. Sklyadneva. — Sankt-Peterburg : IMXO-PRESS, 2014. — 479 s.
15. 22. Корнетов, Г. Б. Проблема обучения добродетели в контексте идей Сократа и Платона. Статья 1. Постановкапроблемы.Восхождениекарете / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 6. — С. 18–29.
16. Kornetov, G. B. Problema obucheniya dobrodeteli v kontekste idej Sokrata i Platona. Stat`ya 1. Postanovkaproblemy` .Vosxozhdeniekarete / G. B. Kornetov // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2023. — № 6. — S. 18–29.
17. 21. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования : монография / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия
18. Kornetov, G. B. Ustnoe slovo i pis`mennaya rech` v deyatel`nosti nastavnika: pedagogicheskaya interpretaciya dialoga Platona «Fedr» v e`poxu IKT i cifrovizacii obrazovaniya : monografiya / G. B. Kornetov ; Ministerstvo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Aka
19. Shevczov, K. P. Filosofiya pamyati / K. P. Shevczov ; Russkaya xristianskaya gumanitarnaya akademiya. — Sankt-Peterburg : Izd-vo RXGA, 2018. — 408 s.
20. 38. Шевцов, К. П. Философия памяти / К. П. Шевцов ; Русская христианская гуманитарная академия. — Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2018. — 408 с.
21. 37. Шабельников, В. К. История психологии. Психология души : учеб. для вузов. — 2-е изд. — Москва : Академический проект : Гаудеамус, 2013. — 391 с.
22. Shabel`nikov, V. K. Istoriya psixologii. Psixologiya dushi : ucheb. dlya vuzov. — 2-e izd. — Moskva : Akademicheskij proekt : Gaudeamus, 2013. — 391 s.
23. 36. Философия науки : учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — Москва : Академический проект : Альма Матер, 2007. — 731 с.
24. Filosofiya nauki : ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. S. A. Lebedeva. — Izd. 5-e, pererab. i dop. — Moskva : Akademicheskij proekt : Al`ma Mater, 2007. — 731 s.
25. 35. Тарасова, Л. В. От αρετη к παιδεια: сакральные аспекты воспитания гражданина в Древней Греции / Л. В. Тарасова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. — 2017. — № 1. — С
26. Tarasova, L. V. Ot αρετη k παιδεια: sakral`ny`e aspekty` vospitaniya grazhdanina v Drevnej Grecii / L. V. Tarasova // Vestnik Permskogo nacional`nogo issledovatel`skogo politexnicheskogo universiteta. Kul`tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo. — 2017. — № 1.
27. 34. Примечания // Собрание сочинений : в 4 т. / Платон ; пер. с древнегреч. ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; вступ. ст. А. Ф. Лосева ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 682–842. — (Философское наследие ; т. 112).
28. Primechaniya // Sobranie sochinenij : v 4 t. / Platon ; per. s drevnegrech. ; obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; vstup. st. A. F. Loseva ; primech. A. A. Taxo-Godi. — Moskva, 1990. — T. 1. — S. 682–842. — (Filosofskoe nasledie ; t. 112).
29. Platon. Tee`tet / Platon ; per. s drevnegrech. T. V. Vasil`evoj // Sobranie sochinenij : v 4 t. / obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; primech. A. F. Loseva, A. A. Taxo-Godi. — Moskva, 1993. — T. 2. — S. 192–274. — (Filosofskoe nasledie ; t. 116).
30. 33. Платон. Теэтет / Платон ; пер. с древнегреч. Т. В. Васильевой // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; примеч. А. Ф. Лосева, А. А. ТахоГоди. — Москва, 1993. — Т. 2. — С. 192–274. — (Философское наследие ; т. 116).
31. Platon. Protagor / Platon ; per. s drevnegrech. Vl. S. Solov`eva // Sobranie sochinenij : v 4 t. / obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; vstup. st. A. F. Loseva ; primech. A. A. Taxo-Godi. — Moskva, 1990. — T. 1. — S. 418–476. — (Filosofskoe nasledie ; t. 11
32. 32. Платон. Протагор / Платон ; пер. с древнегреч. Вл. С. Соловьева // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; вступ. ст. А. Ф. Лосева ; примеч. А.А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 418–476. — (Философское наследие ; т. 112).
33. Platon. Menon / Platon ; per. s drevnegrech. S. A. Osherova // Sobranie sochinenij : v 4 t. / obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; avt. vstup. st. A. F. Losev ; primech. A. A. Taxo-Godi. — Moskva, 1990. — T. 1. — S. 575–612. — (Filosofskoe nasledie ; t. 112
34. 31. Платон. Менон / Платон ; пер. с древнегреч. С. А. Ошерова // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 575–612. — (Философское наследие ; т. 112).
35. Platon / [sost. G. B. Kornetov]. — Moskva : Izd. Dom Shalvy` Amonashvili, 2000. — 224 s. — (Antologiya gumannoj pedagogiki).
36. 30. Платон / [сост. Г. Б. Корнетов]. — Москва : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
37. Bezhenar`, M. S. Mnogoaspektnost` problemy` cheloveka v antichnoj filosofii v svete ucheniya Sokrata / M. S. Bezhenar` // Kul`tura i civilizaciya. — 2022. — № 1 (15). — S. 97–103.
38. 10. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий ; АН СССР, Институт философии. — Москва : Наука, 1977. — 334 с.
39. Grecheskaya filosofiya / pod red. M. Kanto-Sperber [i dr. ; per. s fr. V. P. Gajdamaka]. — Moskva : Greko-latinskij kabinet Yu. A. Shichalina, 2006. — T. 1. — 499 s.
40. 9. Греческая философия / под ред. М. Канто-Спербер [и др. ; пер. с фр. В. П. Гайдамака]. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. — Т. 1. — 499 с.
41. Bol`shoj tolkovy`j slovar` russkogo yazy`ka : 120 ty`syach slov / pod red. D. N. Ushakova. — Moskva : Standart, 2019. — 896 s.
42. 8. Большой толковый словарь русского языка : 120 тысяч слов / под ред. Д. Н. Ушакова. — Москва : Стандарт, 2019. — 896 с.
43. Bojko, O. A. Uchenie Platona o dushe / O. A. Bojko // Mezhdunarodny`j zhurnal gumanitarny`x i estestvenny`x nauk. — 2021. — № 10/1 (61). — S. 67–72.
44. 7. Бойко, О. А. Учение Платона о душе / О. А. Бойко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 10/1 (61). — С. 67–72.
45. Bezduxov, V. P. Vospitanie dobrodetel`nogo uchashhegosya kak mnogoplanovy`j process / V. P. Bezduxov // Samarskij nauchny`j vestnik. — 2022. — T. 11, № 3. — S. 235–240.
46. 6. Бездухов, В. П. Воспитание добродетельного учащегося как многоплановый процесс / В. П. Бездухов // Самарский научный вестник. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 235–240.
47. Drobniczkij, O. G. Problemy` nravstvennosti / O. G. Drobniczkij ; AN SSSR, Institut filosofii. — Moskva : Nauka, 1977. — 334 s.
48. 5. Беженарь, М. С. Многоаспектность проблемы человека в античной философии в свете учения Сократа / М. С. Беженарь // Культура и цивилизация. — 2022. — № 1 (15). — С. 97–103.
49. Astaf`eva, E. N. Teoriya i praktika sovremennogo obrazovaniya v prostranstve istoriko-pedagogicheskogo processa / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2023. — № 3. — S. 35–39.
50. 4. Астафьева, Е. Н. Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 3. — С. 35–39.
51. Astaf`eva, E. N. Rossijskie issledovateli o poznavatel`nom potenciale istorikopedagogicheskogo znaniya: vtoroe desyatiletie XXI veka / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2021. — № 6. — S. 36–45.
52. 3. Астафьева, Е. Н. Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие ХХI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 36–45.
53. Astaf`eva, E. N. Zadachi i sposoby` postizheniya pedagogicheskogo proshlogo v kontekste problem teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2021. — № 3. — S. 31–37.
54. 2. Астафьева, Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 31–37.
55. Astaf`eva, E. N. Izuchenie pedagogicheskix innovacij v istoriko-pedagogicheskom kontekste / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 1. — S. 62–66.
56. 1. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62–66.
57. Kornetov, G. B. Mif ob izobretenii pis`mennosti v dialoge Platona «Fedr»: sovremennoe osmy`slenie idei Sokrata i Platona o preimushhestve ustnogo slova v obuchenii. Stat`ya 2. Traktovka mifa Platona v rabotax Zh. Derrida i M. Fuko / G. B. Kornetov // Inno
58. 19. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Иннова
59. Kornetov, G. B. Mif ob izobretenii pis`mennosti v dialoge Platona «Fedr»: sovremennoe osmy`slenie idei Sokrata i Platona o preimushhestve ustnogo slova v obuchenii. Stat`ya 3. Traktovka mifa Platona v rossijskix issledovaniyax 2000–2010-x godov / G. B. Ko
60. 20. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000–2010х годов / Г. Б. Корне
61. Kornetov, G. B. Mif ob izobretenii pis`mennosti v dialoge Platona «Fedr»: sovremennoe osmy`slenie idei Sokrata i Platona o preimushhestve ustnogo slova v obuchenii. Stat`ya 1. Soderzhanie mifa Platona ob izobretenii pis`mennosti i ego aktualizaciya v e`po
62. 18. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху и
63. Kornetov, G. B. Istoriya pedagogiki. Vvedenie v kurs «Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my`sli» : ucheb. posobie : v 2 ch. / G. B. Kornetov ; Ministerstvo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya. — Ch. 2. XIX–XX vv. — 3-e
64. 17. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие : в 2 ч. / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Ч. 2. XIX–XX вв. — 3-е изд., п
65. Kornetov, G. B. Istoriya pedagogiki. Vvedenie v kurs «Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my`sli» : ucheb. posobie : v 2 ch. / G. B. Kornetov ; Ministerstvo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya. — Ch. 1. S drevnejshix vre
66. 16. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие : в 2 ч. / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Ч. 1. С древнейших времен до к
67. 15. Каменева, О. Л. Этика добродетели в педагогике: совершенство как цель нравственного воспитания / О. Л. Каменева // Педагогический журнал. — 2019. — Т. 9, № 1А. — С. 508–517.
68. Kameneva, O. L. E`tika dobrodeteli v pedagogike: sovershenstvo kak cel` nravstvennogo vospitaniya / O. L. Kameneva // Pedagogicheskij zhurnal. — 2019. — T. 9, № 1A. — S. 508–517
69. Jeger, V. Pajdejya : Vospitanie antichnogo greka : (E`poxa velikix vospitatelej i vospitatel`ny`x sistem) / V. Jeger ; per. s nem. M. N. Botvinnika ; [primech. I. A. Makarova; Greko-latinskij kabinet]. — Moskva : Greko-latinskij kabinet Yu. A. Shichalina,
70. 14. Йегер, В. Пайдейя : Воспитание античного грека : (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника ; [примеч. И. А. Макарова; Греко-латинский кабинет]. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 199
71. Ivonin, Yu. P. Politicheskaya antropologiya Platona / Yu. P. Ivonin, O. I. Ivonina // Idei i idealy` . — 2019. — T. 11, № 1/1. — S. 103–128.
72. 13. Ивонин, Ю. П. Политическая антропология Платона / Ю. П. Ивонин, О. И. Ивонина // Идеи и идеалы. — 2019. — Т. 11, № 1/1. — С. 103–128.
73. Zudilina, N. V. Vliyanie znachenij grecheskogo ponyatiya «ἀρετή» na semantiku latinskogo ponyatiya «virtus» kak odna iz prichin polisemanticheskogo ponyatiya «virtual`ny`j» v XX–XXI vekax / N. V. Zudilina // Logos et Rraxis. — 2019. — T. 18, № 1. — S. 5–1
74. 12. Зудилина, Н. В. Влияние значений греческого понятия «ἀρετή» на семантику латинского понятия «virtus» как одна из причин полисемантического понятия «виртуальный» в XX–XXI веках / Н. В. Зудилина // Logos et Рraxis. — 2019. — Т. 18, № 1. — С. 5–14.
75. Efremova, O. N. Samost`: predposy`lki sovremennoj definicii / O. N. Efremova // Nacional`naya associaciya ucheny`x. — 2015. — № 8/2 (13). — S. 160–163.
76. 11. Ефремова, О. Н. Самость: предпосылки современной дефиниции / О. Н. Ефремова // Национальная ассоциация ученых. — 2015. — № 8/2 (13). — С. 160–163.

Other articles