Published Date: 01.01.2024

Формирование гражданской идентичности мигрантов как условие нейтрализации рисков деструктивного поведения

Annotation

Формирование гражданской идентичности мигрантов рассматривается в контексте их интеграции и как совокупность стойких сформированных личностных свойств человека, осознающего принадлежность к сообществу граждан принимающего государства. На основе опроса трудовых мигрантов из стран СНГ выявлено, что группу социального риска представляют мигранты, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие значительную социокультурную дистанцию с принимающим обществом, обусловленную их этнической принадлежностью, низким образовательным ресурсом и уровнем языковой адаптации. Обосновано, что при интеграционной модели адаптации у мигрантов развивается интерес к культуре принимающего общества, создают ся условия для конструктивных межкультурных взаимодействий, снижаются риски социальной изоляции в принимающем обществе. Доказано, что формирование гражданской идентичности мигрантов важно не только для развития межнациональных отношений в российском обществе, но и для нейтрализации рисков негативных миграционных процессов.



Library

1. Полетаева, М. А. Культура как ресурс адаптации мигрантов: опыт противодействия экстремизму / М. А. Полетаева // Геополитическая картина мира: угрозы и вызовы : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 09–11 дек. 2020 г. — Москва, 2022. — С. 38
2. Towards an interactive acculturation model : A social psychological approach / R. Y. Bourhis, L. C. Moпse, S. Perreault, S. Senecal // International Journal of Psychology. — 1997. — Vol. 32, № 6. — P. 369–386.
3. Rohmann, A. The role of discordant acculturation attitudes in perceived threat : An analysis of host and immigrant attitudes in Germany / A. Rohmann, A. Florack, U. Piontkowski // International Journal of Intercultural Relations. — 2006. — Vol. 30, №
4. Berry, J. W. Immigration, Acculturation and Adaptation / J. W. Berry // Applied Psychology : An International Review. — 1997. — Vol. 46, № 1. — P. 5–68.
5. Acculturation strategies and attitudes according to the Relative Acculturation Extended Model (RAEM) : The perspectives of natives versus immigrants / M. Navas, A. J. Rojas, M. García, P. Pumares // International Journal of Intercultural Relations. —
6. Щербатова, Я. О. Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами искусства / Я. О. Щербатова // Региональная Россия: история и современность. — 2018. — № 1. — С. 316–320. — EDN: YZQZPV
7. Федотова, В. А. Социокультурные факторы формирования гражданской и этнической идентичности россиян: к постановке проблемы / В. А. Федотова, Е. В. Черкасова // Социально-гуманитарные знания. — 2023. — № 11. — С. 138–143. — EDN: LRSFWE
8. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок [и др.]. — Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. — 305 с. — EDN: JITGFZ
9. Соловьева, Е. Е. Проблема формирования гражданской идентичности школьников в современных исследованиях / Е. Е. Соловьева, С. И. Попова // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 3 (71). — С. 207–212. — EDN: YXKPBZ
10. Рыжова, С. В. Этническая идентичность в общественном измерении / С. В. Рыжова // Социологическая наука и социальная практика. — 2020. — Т. 8, № 3 (31). — С. 165–179. — DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7497 — EDN: QSYUIP
11. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666. — URL: <a href="http://government.ru/docs/all/85503/" target="_blank">http://government.ru/docs/all/85503/</a> (дата обр
12. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова, А. А. Шемшурин, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107–125. — DOI: 10
13. Попова, С. И. Межкультурная коммуникация как ресурс формирования гражданской идентичности учащихся / С. И. Попова, Е. Е. Соловьева, Е. В. Манюкова // Взаимодействие языков и культур : матер. докл. VII Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рож
14. Авдашкин, А. А. Миграция из Таджикистана на Южный Урал: к вопросу об интеграции и идентичности мигрантов на локальном уровне / А. А. Авдашкин // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. — 2022. — Т. 9, № 4 (36). — С. 120–126. — DOI: 10.
15. Петрова, К. Е. Условия формирования гражданской идентичности младших школьников посредством включения в социальную активность / К. Е. Петрова // Проектирование. Опыт. Результат. — 2023. — № 2. — С. 35–37. — EDN: INGPQY
16. Немков, П. А. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников / П. А. Немков // Социально-политические исследования. — 2020. — № 4 (9). — С. 121–134. — DOI: 10.20323/2658-428X-2020-4-9-121134 — EDN: IEURTN
17. Невеличко, Л. Г. Гражданская идентичность молодежи: теоретические и эмпирические аспекты исследования / Л. Г. Невеличко, И. М. Воротилкина // Власть и управление на Востоке России. — 2022. — № 1 (98). — С. 107–116. — DOI: 10.22394/18184049-2022-98-1-1
18. Милюгина, Е. Г. Региональный общественный блог как педагогический ресурс формирования гражданской идентичности школьников / Е. Г. Милюгина, Е. С. Шмаков // Нижегородское образование. — 2020. — № 4. — С. 88–97. — EDN: EUDUOC
19. Максимова, Л. Ю. Концептуализация феноменов гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности и гражданской компетентности как компонентов 194 гражданской направленности личности / Л. Ю. Максимова, И. В. Рябова // Мир образования — образование в
20. Лепшокова, З. Х. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри / З. Х. Лепшокова, А. Н. Татарко // Социальная психология и общество. — 2017. — Т. 8, № 3. — С. 125–146. — DOI: 10.17759/sps.2017080310 — EDN: ZQQMEV
21. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р. А. Андрианова [и др.] ; Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. — Москва : Институт изучения детства, семьи
22. Кашаф, Ш. Р. «Текучее» размывание национальной идентичности: мусульманская иммиграция как вызов европейской политике интеграции / Ш. Р. Кашаф // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 4. — С. 184–192. — DOI: 10.22394/20
23. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде / О. В. Гукаленко, Р. А. Андрианова, Г. В. Нездемковская. — Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семь
24. Безрукова, О. Н. Роль семьи в формировании гражданской идентичности детей мигрантов / О. Н. Безрукова, Ю. А. Поссель, В. А. Самойлова // Социологические исследования. — 2018. — № 4 (408). — С. 43–53. — DOI: 10.7868/S0132162518040050 — EDN: XNBKIH
25. Байдикова, М. П. Формирование основ гражданской идентичности учащихся в процессе участия в деятельности российского движения школьников / М. П. Байдикова, А. А. Северова // Современная школа России. Вопросы модернизации. — 2022. — № 2/1 (39). — С. 16–1

Other articles