Published Date: 01.01.2024

Переосмысление роли преподавателя в современном образовании: адъюнктификация или усиление человеческого фактора?

Annotation

В статье рассматривается проблема трансформации роли педагога в современном образовании. Делается акцент на том, что для современного общества характерна проблема избыточности доступной информации, в связи с чем возникает необходимость смещения основных ролей педагога, главными из которых становятся те, которые позволяют не передавать знания, а отбирать нужное/ненужное из доступного массива, увлекать процессом обучения и определенной стратегией работы с данными, а также научить слушать и слышать другого. Отмечается, что современное образование не предполагает и не порождает принципиально новых педагогических ролей, однако требует определенного перераспределения ролей, традиционно характерных для педагога. В качестве ключевых на сегодня ролей автор выделяет три: Сталкера, Пассионария и Собеседника, анализируя особенности каждой из них, их значимость с точки зрения цели образования и причин повышения этой значимости в современном обществе, а также основные трудности, которые могут возникать у педагогов в связи с освоением данных ролей.



Library

1. Молчанов, А. Робот vs учитель: нереальная реальность / А. Молчанов // Вести образования. — 2017. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_</a> uchitel_nerealnaya_realnost (дата обращения: 12.01.2024).
2. Which “culture”? A critical analysis of intercultural communication in engineering education / M. Handford, J. Van Maele, P. Matous, Y. Maemura // Journal of Engineering Education. — 2019. — Vol. 108, № 2. — P. 161–177. — DOI: 10.1002/jee.20254
3. The Future of Jobs Report : World Economic Forum. — 2020. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/ (date of the application: 14.01.2024).
4. Sankar, C. Competencies Required of Engineering Students Conducting International Projects / C. Sankar // International Journal of Project Management and Productivity Assessment (IJPMPA). — 2021. — Vol. 9, № 2. — P. 1–16. — DOI: 10.4018/ IJPMPA.202107
5. Postman, N. Teaching as a Subversive Activity / N. Postman, Ch. Weingartner. — New York : Delacorte, 1969. — 268 р.
6. Altbach, Ph. G. Internationalization and Global Tension : Lessons from History / Ph. G. Altbach, H. de Wit // Journal of Studies in International Education. — 2015. — Vol. 19, № 1. — P. 4–10. — <a href="https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734" target="_blank">https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734</a>
7. Altbach, Ph. G. Trends in global higher education : Tracking an academic revolution / Ph. G. Altbach, L. Reisberg, L. E. Rumbley. — Rotterdam, Netherlands : Sense, 2010. — 279 p.
8. Этика в эпоху роботизации: изучаем баланс // ВЦИОМ. — 2023. — URL: <a href="https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizaciiishchem-balans" target="_blank">https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizaciiishchem-balans</a> (дата обращения: 05.01.2024).
9. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие / У. Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. — 2 изд. — Москва : Университет, 2003. — 240 с.
10. Хайдеггер, М. Переписка, 1920–1963 / М. Хайдеггер, К. Ясперс. — Москва : Ad Marginem, 2001. — 416 с.
11. Симмонс, Д. Эндимион / Д. Симмонс. — Москва : АСТ, 2020. — 672 с. — (Эксклюзивная классика).
12. Симмонс, Д. Предисловие автора к рассказу «Гибель кентавра» / Д. Симмонс // Сироты вечности. — Санкт-Петербург ; Москва, 2019. — С. 257–259.
13. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
14. Образование: сокрытые сокровища : Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. — Москва : Изд-во ЮНЕСКО, 1996. — 31 с.
15. Азимов, А. Новые учителя / А. Азимов // Мечты роботов. — Москва, 2009. — С. 768–770.
16. Миронов, В. В. Философия — вневременное смысловое пространство, внутри которого идет диалог между философами / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства. — Москва, 2015. — С. 117–147.
17. Кузьминов, Я. И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» / Я. И. Кузьминов, Д. Н. Песков // Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 202–233. — <a href="http://" target="_blank">http://</a> doi. org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233
18. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. — 2007. — № 9. — С. 18–24.
19. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин.— Москва : Республика, 1993.— 430 с.
20. Диалог в образовании. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — Вып. 22. — 350 с. — (Серия «Symposium»).
21. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 254 с.
22. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Ленинград : Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
23. Гасилин, А. В. Философский диспут и его роль в средневековом образовании / А. В. Гасилин // Гуманитарий в роли педагога : По материалам студенческой практики студентов РГГУ. — Москва, 2012. — Вып. 2. — С. 49–55.
24. «Вебер» провел социологический опрос : «Сможет ли ChatGPT и искусственный интеллект заменить учителя?» // 53 новости. — 2023. — URL: <a href="https://53news.ru/novosti/" target="_blank">https://53news.ru/novosti/</a> veber-provyol-socziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenituc
25. Бондарева, Л. В. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров / Л. В. Бондарева, Т. В. Потемкина, Г. С. Саулембекова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 12. — С. 59–74.
26. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика : Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. — Москва ; Санкт-Петербург, 1999. — С. 193–226.
27. Биггл-младший, Л. Какая прелестная школа! / Л. Биггл-младший // Библиотека современной фантастики : в 15 т. — Москва, 1967. — Т. 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей. — С. 295–334.
28. Альтбах, Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Ф. Дж. Альтбах. — Москва : Высшая школа экономики, 2018. — 548 с. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17323/978-5-7598-1712-3

Other articles