Published Date: 01.01.2024

Reconsidering the Role of the Teacher in Modern Education: Adjunctification or Enhancement of the Human Factor?

Annotation

The article deals with the problem of transformation of the role of a teacher in modern education. The emphasis is placed on the fact that modern society is characterized by the problem of redundancy of available information, in connection with which there is a need to shift the main roles of the teacher, the main of which are those that allow not to transfer knowledge, but to select the necessary/unnecessary from the available array, to captivate the learning process and a certain strategy for working with data, as well as to teach listen and hear the other. It is noted that modern education does not require and does not generate fundamentally new pedagogical roles, however, it requires a certain redistribution of roles traditionally characteristic of a teacher. As the key roles for today, the author identifies three: Stalker, Passionary and Interlocutor, analyzing the features of each of them, their significance in terms of the purpose of education and the reasons for increasing this importance in modern society, as well as the main difficulties that teachers may have in connection with the development of these roles.




Library

1. 14. Миронов, В. В. Философия — вневременное смысловое пространство, внутри которого идет диалог между философами / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства. — Москва, 2015. — С. 117–147.
2. Mironov, V. V. Filosofiya — vnevremennoe smy`slovoe prostranstvo, vnutri kotorogo idet dialog mezhdu filosofami / V. V. Mironov // Edinstvo raznoobraziya. Raznoobrazie edinstva. — Moskva, 2015. — S. 117–147
3. 15. Молчанов, А. Робот vs учитель: нереальная реальность / А. Молчанов // Вести образования. — 2017. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_</a> uchitel_nerealnaya_realnost (дата обращения: 12.01.2024).
4. Molchanov, A. Robot vs uchitel`: nereal`naya real`nost` / A. Molchanov // Vesti obrazovaniya. — 2017. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_uchitel_nerealnaya_realnost" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_uchitel_nerealnaya_realnost</a> (data obrashheniya: 12.01.2024).
5. 16. Образование: сокрытые сокровища: Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. — Москва: Изд-во ЮНЕСКО, 1996. — 31 с.
6. Obrazovanie: sokry`ty`e sokrovishha: Osnovny`e polozheniya Doklada Mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka. — Moskva: Izd-vo YuNESKO, 1996. — 31 s.
7. 17. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
8. Rozanov, V. V. Tri glavny`e principa obrazovaniya / V. V. Rozanov // Sumerki prosveshheniya. — Sankt-Peterburg, 1899. — S. 83–93.
9. 18. Симмонс, Д. Предисловие автора к рассказу «Гибель кентавра» / Д. Симмонс // Сироты вечности. — Санкт-Петербург; Москва, 2019. — С. 257–259.
10. Simmons, D. Predislovie avtora k rasskazu «Gibel` kentavra» / D. Simmons // Siroty` vechnosti. — Sankt-Peterburg; Moskva, 2019. — S. 257–259.
11. 19. Симмонс, Д. Эндимион / Д. Симмонс. — Москва: АСТ, 2020. — 672 с. — (Эксклюзивная классика).
12. Simmons, D. E`ndimion / D. Simmons. — Moskva: AST, 2020. — 672 s. — (E`ksklyuzivnaya klassika).
13. 20. Хайдеггер, М. Переписка, 1920–1963 / М. Хайдеггер, К. Ясперс. — Москва: Ad Marginem, 2001. — 416 с.
14. Xajdegger, M. Perepiska, 1920–1963 / M. Xajdegger, K. Yaspers. — Moskva: Ad Marginem, 2001. — 416 s.
15. 21. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод. пособие / У. Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. — 2 изд. — Москва: Университет, 2003. — 240 с.
16. E`ko, U. Kak napisat` diplomnuyu rabotu. Gumanitarny`e nauki : ucheb.-metod. posobie / U. E`ko ; per. s it. E. Kostyukovich. — 2 izd. — Moskva: Universitet, 2003. — 240 s.
17. 22. Этика в эпоху роботизации: изучаем баланс // ВЦИОМ. — 2023. — URL: <a href="https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizaciiishchem-balans" target="_blank">https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizaciiishchem-balans</a> (дата обращения: 05.01.2024).
18. E`tika v e`poxu robotizacii: izuchaem balans // VCIOM. — 2023. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizacii-ishchembalans (data obrashheniya: 05.01.2024).
19. 23. Altbach, Ph. G. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution / Ph. G. Altbach, L. Reisberg, L. E. Rumbley. — Rotterdam, Netherlands: Sense, 2010. — 279 p.
20. 24. Altbach, Ph. G. Internationalization and Global Tension: Lessons from History / Ph. G. Altbach, H. de Wit // Journal of Studies in International Education. — 2015. — Vol. 19, № 1. — P. 4–10. — <a href="https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734" target="_blank">https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734</a>
21. 25. Postman, N. Teaching as a Subversive Activity / N. Postman, Ch. Weingartner. — New York: Delacorte, 1969. — 268 р.
22. 26. Sankar, C. Competencies Required of Engineering Students Conducting International Projects / C. Sankar // International Journal of Project Management and Productivity Assessment (IJPMPA). — 2021. — Vol. 9, № 2. — P. 1–16. — DOI: 10.4018/ IJPMPA.202107
23. 27. The Future of Jobs Report: World Economic Forum. — 2020. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/ (date of the application: 14.01.2024).
24. 28. Which “culture”? A critical analysis of intercultural communication in engineering education / M. Handford, J. Van Maele, P. Matous, Y. Maemura // Journal of Engineering Education. — 2019. — Vol. 108, № 2. — P. 161–177. — DOI: 10.1002/jee.20254
25. 1. Азимов, А. Новые учителя / А. Азимов // Мечты роботов. — Москва, 2009. — С. 768–770.
26. Azimov, A. Novy`e uchitelya / A. Azimov // Mechty` robotov. — Moskva, 2009. — S. 768–770.
27. 2. Альтбах, Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Ф. Дж. Альтбах. — Москва: Высшая школа экономики, 2018. — 548 с. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17323/978-5-7598-1712-3
28. Al`tbax, F. Dzh. Global`ny`e perspektivy` vy`sshego obrazovaniya / F. Dzh. Al`tbax. — Moskva: Vy`sshaya shkola e`konomiki, 2018. — 548 s. — <a href="https://doi.org/10.17323/978-57598-1712-3" target="_blank">https://doi.org/10.17323/978-57598-1712-3</a>
29. 3. Биггл-младший, Л. Какая прелестная школа! / Л. Биггл-младший // Библиотека современной фантастики: в 15 т. — Москва, 1967. — Т. 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей. — С. 295–334.
30. Biggl-mladshij, L. Kakaya prelestnaya shkola! / L. Biggl-mladshij // Biblioteka sovremennoj fantastiki : v 15 t. — Moskva, 1967. — T. 10. Antologiya fantasticheskix rasskazov anglijskix i amerikanskix pisatelej. — S. 295–334.
31. 4. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. — Москва; Санкт-Петербург, 1999. — С. 193–226.
32. Bodrijyar, Zh. Rekviem po mass-media / Zh. Bodrijyar // Poe`tika i politika: Al`manax Rossijsko-franczuzskogo centra sociologii i filosofii Instituta sociologii Rossijskoj akademii nauk. — Moskva; Sankt-Peterburg, 1999. — S. 193–226.
33. 5. Бондарева, Л. В. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров / Л. В. Бондарева, Т. В. Потемкина, Г. С. Саулембекова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 12. — С. 59–74.
34. Bondareva, L. V. Vliyanie «myagkix» navy`kov na gotovnost` k samostoyatel`nomu trudoustrojstvu: opy`t samoocenki budushhix inzhenerov / L. V. Bondareva, T. V. Potemkina, G. S. Saulembekova // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2021. — T. 30, № 12. — S. 59–7
35. 6. «Вебер» провел социологический опрос: «Сможет ли ChatGPT и искусственный интеллект заменить учителя?» // 53 новости. — 2023. — URL: <a href="https://53news.ru/novosti/" target="_blank">https://53news.ru/novosti/</a> veber-provyol-socziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenituch
36. «Veber» provel sociologicheskij opros: «Smozhet li ChatGPT i iskusstvenny`j intellekt zamenit` uchitelya?»// 53 novosti. — 2023. — URL: <a href="https://53news.ru/novosti/veber-provyolsocziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenit-uch" target="_blank">https://53news.ru/novosti/veber-provyolsocziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenit-uch</a>
37. 7. Гасилин, А. В. Философский диспут и его роль в средневековом образовании / А. В. Гасилин // Гуманитарий в роли педагога: По материалам студенческой практики студентов РГГУ. — Москва, 2012. — Вып. 2. — С. 49–55.
38. Gasilin, A. V. Filosofskij disput i ego rol` v srednevekovom obrazovanii / A. V. Gasilin // Gumanitarij v roli pedagoga: Po materialam studencheskoj praktiki studentov RGGU. — Moskva, 2012. — Vy`p. 2. — S. 49–55.
39. 8. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
40. Gumilev, L. N. E`tnogenez i biosfera Zemli / L. N. Gumilev. — Leningrad: Gidrometeoizdat, 1990. — 526 s.
41. 9. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 254 с.
42. Del`banko, E`. Kolledzh. Kakim on by`l, stal i dolzhen by`t` / E`. Del`banko; per. s angl. I. Kushnarevoj pod nauch. red. A. Vasil`evoj. — Moskva: Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2015. — 254 s.
43. 10. Диалог в образовании. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — Вып. 22. — 350 с. — (Серия «Symposium»).
44. Dialog v obrazovanii. — Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo, 2002. — Vy`p. 22. — 350 s. — (Seriya «Symposium»).
45. 11. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — Москва: Республика, 1993.— 430 с.
46. Il`in, I. A. Put` k ochevidnosti / I. A. Il`in. — Moskva: Respublika, 1993. — 430 s.
47. 12. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. — 2007. — № 9. — С. 18–24.
48. Korol`, A. D. Dialogovy`j podxod k organizacii e`vristicheskogo obucheniya / A. D. Korol` // Pedagogika. — 2007. — № 9. — S. 18–24.
49. 13. Кузьминов, Я. И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» / Я. И. Кузьминов, Д. Н. Песков // Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 202–233. — <a href="http://" target="_blank">http://</a> doi. org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233
50. Kuz`minov, Ya. I. Diskussiya «Kakoe budushhee zhdet universitety`» / Ya. I. Kuz`minov, D. N. Peskov // Voprosy` obrazovaniya. — 2017. — № 3. — S. 202–233. — <a href="http://doi." target="_blank">http://doi.</a> org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

Other articles