Published Date: 01.01.2024

Идеи Демокрита о познании как предмет педагогической рефлексии

Annotation

Обращение автора к учению Демокрита о познании объясняется потребностью выделения таких идей, непреходящее значение которых для последующих теорий обучения подтверждается временем. Выявляется, что Демокрит одним из первых выделил два вида познания (чувственное и теоретическое) и соответствующие им виды знания. Для последующих теорий обучения значимы следующие идеи Демокрита: 1) познание идет вглубь от чувственного познания к теоретическому; 2) познание посредством чувств не может дать устойчивой основы для распознавания истины; 3) познание посредством мысли достоверно в суждении об истине и ее распознавании. Обозначаются важнейшие аспекты размышлений Демокрита, которые в поле современной терминологии могут быть названы гуманитарными: теоретическое мышление (оперирование понятиями и др.) воспитывает человека как мыслящее существо; при воспитании мыслящего ученика необходимо учитывать виды познания.



Library

1. Медынский, Е. Н. Воспитание в Древнем мире / Е. Н. Медынский // Очерки по истории педагогики : cб. ст. / под ред. Н. А. Константинова. — Москва, 1952. — С. 7–18.
2. Ювенал. Сатиры. Книга четвертая. Сатира десятая / Ювенал // Римская сатира : пер. с лат. / [сост. и науч. подгот. текста М. Гаспарова ; предисл. В. Дурова ; коммент. А. Гаврилова и др.]. — Москва, 1989. — С. 302–311.
3. Эмпирик, С. Сочинения : в 2 т. / С. Эмпирик ; общ. ред., вступ. ст. и пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева. — Москва : Мысль, 1975. — Т. 1. — 399 с.
4. Чанышев, А. Н. Лекции XVI–XVII, темы 34–38 / А. Н. Чанышев // Курс лекций по древней философии : учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — Москва, 1981. — С. 179–203.
5. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции : Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / общ. ред. и вступ. ст. М. А. Дынника ; пер с древнегреч. А. О. Маковельского. — Москва, 1955. — С. 53–178.
6. Трубецкой, С. Н. Атомисты и атомизм / С. Н. Трубецкой // Метафизика в Древней Греции ; примеч. И. И. Маханькова. — Москва, 2003. — С. 317–355.
7. Тахо-Годи А. А. Примечания : Протагор / А. А. Тахо-Годи // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1990. — С. 781–796.
8. Суриков, И. Е. Пифагор / И. Е. Суриков. — Москва : Академический проект, 2018. — 271 с.
9. Реале, Д. Левкип и Демокрит. Атомизм / Д. Реале, Д. Антисери // Западная философия от истоков до наших дней. — Санкт-Петербург, 1994. — 1. Античность. — С. 46–49.
10. Рассел, Б. Атомисты / Б. Рассел // История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней : в 3 кн. — Изд. 6-е, стер. — Москва, 2008. — Кн. первая. — С. 93–104.
11. Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. в примеч. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1994. — С. 79–420.
12. Платон. Протагор / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1990. — С. 418–476.
13. Муравьев, В. Н. Овладение временем : Избранные философские и публицистические произведения / В. Н. Муравьев. — Москва : РОССПЭН, 1998. — 320 с.
14. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. — Москва : Мысль, 1975. — Т. 1. — 550 с.
15. Маковельский, А. О. Древнегреческие атомисты / А. О. Маковельский. — Баку : Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1946. — 399 с.
16. Лурье, С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования / С. Я. Лурье. — Ленинград : Ленинградское отделение изд-ва «Наука», 1970. — 664 с.
17. Корнетов, Г. Б. Проблематизация историко-педагогического познания / Г. Б. Корнетов // История педагогической мысли и практики образования в России и в мире : монография / [Г. Б. Корнетов, Н. Б. Баранникова, Л. А. Липская и др.] ; под ред. Г. Б. Корнет
18. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. — Москва, 1982. — Т. 1. — С. 242–476.
19. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. — 205 с.
20. Жураковский, Г. Е. Исторические корни эллинистического просвещения / Г. Е. Жураковский // Очерки по истории античной педагогики. — Москва, 1963. — С. 120–272.
21. Диоген Лаэртский. Демокрит / Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — Москва, 1986. — С. 343–348. — (Философское наследие).
22. Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. — Москва : ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
23. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности : пер с древнегреч. / под ред. и с коммент. Г. К. Баммеля. — Москва : ОГИЗ Государственное социальноэкономическое издательство, 1935. — 382 с.
24. Гильдебранд, Д. Этика / Д. Гильдебранд. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — 570 с.
25. Гете, И. В. Фауст / И. В. Гете ; пер. с нем. Б. Пастернака // Избранные произведения : в 2 т. — Москва, 1985. — Т. 2. — С. 123–628.
26. Бэкон, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Бэкон ; сост., общ. ред., вступ. ст. А. Л. Субботина. — Москва : Мысль, 1977. — Т. 1. — 567 с.; 1978. — Т. 2. — 575 с.

Other articles