Published Date: 01.04.2024

«Власть над куррикулумом»: как происходит реконтекстуализация в учительских практиках (на примере конкурсных открытых уроков)

Annotation

Статья посвящена одному из ключевых вопросов современной педагогики — трансформации содержания образования. Зарубежные исследования (теория Б. Бернстейна) увязывают разрывы между уровнями куррикулума со свободой действий акторов образовательного процесса в борьбе за власть над ним. Использование данного подхода проливает свет на роль учителей в реконтекстуализации куррикулума. В статье предлагается попытка интерпретации содержания куррикулума участниками конкурсов профессионального мастерства с позиции теории Б. Бернстейна. В качестве принципиального вывода выдвигается тезис о доминировании власти учителя над всеми элементами педагогического дизайна урока и формировании нормы преподавания, редуцированной по своей сути и потенциалу.



Library

1. Баженов, О. А. Реконтекстуализация в системе подходов к изучению содержания школьного образования / О. А. Баженов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 19–32.
2. Бернстейн, Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса / Б. Бернстейн ; [пер. с англ. И. В. Борисовой] ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. — Москва : Просвещение, 2008. — 272 с.
3. Федоров, О. Д. Урок между молотом и наковальней: учительские практики и дидактические концепции содержания образования / О. Д. Федоров // Преподавание истории в школе. — 2021. — № 6. — С. 5–9.
4. Claúdia, V. Galian Recontextualization and the level of demand of conceptual school knowledge / V. Claúdia // Educacao e Pesquisa. — 2011. — Vol. 37, № 4. — P. 763–778.
5. Curriculum contexts, recontextualisation and attention for higher-order thinking / U. Krause, T. Béneker, J. van Tartwijk, V. Maier // London Review of Education. — 2021. — Vol. 19, № 1. — DOI: 10.14324/LRE.19.1.24
6. Kelly, A. V. The curriculum : Theory and practice / A. V. Kelly. — London : Sage, 2009. — 336 p.
7. Kridel, C. Encyclopedia of Curriculum Studies / C. Kridel. — Thousand Oaks : Sage, 2010. — 1064 p.
8. Liu, Y. Educational reform in China : Tensions in national policy and local practice / Y. Liu, M. Dunne // Comparative Education. — 2009. — Vol. 45, № 4. — P. 461–476.
9. Sikoyo, L. N. Primary teachers’ recontextualization of a curriculum innovation in Uganda / L. N. Sikoyo // University of Cape Town, Faculty of Humanities, School of Education, 2007 : [Thesis]. — URL: <a href="http://hdl.handle.net/11427/8219" target="_blank">http://hdl.handle.net/11427/8219</a> (date of the applic
10. Wragg, E. C. An Introduction to Classroom Observation / E. C. Wragg. — London : Routledge, 2012. — 168 p.
11. Yoon, J. Control and agency in student-teacher relations: a cross-cultural perspective on Finnish and Korean comprehensive schools / J. Yoon, M. Rönnlund // Education Inquiry. — 2021. — Vol. 12, № 1. — P. 54–72.

Other articles