Published Date: 01.10.2022

Socio-psychological features of the development of modern children

Annotation

Changes in the historical, social situation cause qualitative mental, psychophysiological and personal changes in modern children. The article discusses the socio-psychological features of the development of modern children, the emphasis is placed on the features of the development of adolescents. The data reflecting the state of physical and mental health of children are given. The features of the social situation of the development of modern adolescents are highlighted. Both positive and negative consequences of the influence of computer technologies, the Internet, social networks on the intellectual, emotional and personal development of the child are considered. The results of empirical studies of “virtual autism”, media tasking, and the attitude of students to school are presented.




Library

1. 12. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) / Т. В. Ермолова [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 89–102.
2. Prioritety` psixologo-pedagogicheskoj raboty` s pokoleniem Z (zarubezhny`j opy`t) / T. V. Ermolova [i dr.] // Sovr. zarub. psixologiya. — 2020. — T. 9, № 4. — S. 89–102.
3. 13. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л. С. Намазова-Баранова [и др.] // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2017. — № 31 : Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
4. Problemy` zdorov`ya podrostkov v Rossijskoj Federacii [E`lektronny`j resurs] / L. S. Namazova-Baranova [i dr.] // Al`manax Instituta korrekcionnoj pedagogiki. — 2017. — № 31 : Psixologicheskoe soprovozhdenie rebenka s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdoro
5. 14. Рязанова, А. А. Личностные особенности подростков с высоким уровнем виртуальной аутизации как проблема социально-психологической безопасности образовательной среды / А. А. Рязанова, Э. Н. Гилемханова // Казан. пед. журн. — 2021. — № 1. — С. 253–259.
6. Ryazanova, A. A. Lichnostny`e osobennosti podrostkov s vy`sokim urovnem virtual`noj autizacii kak problema social`no-psixologicheskoj bezopasnosti obrazovatel`noj sredy` / A. A. Ryazanova, E` . N. Gilemxanova // Kazan. ped. zhurn. — 2021. — № 1. — S. 253–
7. 15. Сундиев, И. Ю. Теряемое поколение. На смену членам социума пришли узлы в Сети [Электронный ресурс] / И. Ю. Сундиев // Огонек. — 2020. — № 4. — Режим доступа: <a href="https://www.kommersant.ru/doc/4219147" target="_blank">https://www.kommersant.ru/doc/4219147</a> (дата обращения:10.10.2022).
8. Sundiev, I. Yu. Teryaemoe pokolenie. Na smenu chlenam sociuma prishli uzly` v Seti [E`lektronny`j resurs] / I. Yu. Sundiev // Ogonek. — 2020. — № 4. — Rezhim dostupa: <a href="https://www.kommersant.ru/doc/4219147" target="_blank">https://www.kommersant.ru/doc/4219147</a> (data obrashheniya:10.10.2022).
9. 16. Сундиев, И. Ю. Цифровизация — фантастический по силе воздействия фейк [Электронный ресурс] / И. Ю. Сундиев // LiveJournal. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> philologist.livejournal.com/10871945.html (дата обращения:11.10.2022).
10. Sundiev, I. Yu. Cifrovizaciya — fantasticheskij po sile vozdejstviya fejk [E`lektronny`j resurs] / I. Yu. Sundiev // LiveJournal. — Rezhim dostupa: <a href="https://philologist.livejournal." target="_blank">https://philologist.livejournal.</a> com/10871945.html (data obrashheniya:11.10.2022).
11. 17. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — СПб. : Питер, 2003. — 400 с.
12. Fedotova, L. N. Sociologiya massovoj kommunikacii / L. N. Fedotova. — SPb. : Piter, 2003. — 400 s.
13. 18. Цвык, И. В. Социальные проблемы информационного общества / И.В. Цвык // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 76–79.
14. Czvy`k, I. V. Social`ny`e problemy` informacionnogo obshhestva / I. V. Czvy`k // Innovacionnaya nauka. — 2016. — № 4. — S. 76–79.
15. 19. Чудова, Н. В. Особенности образа Я «жителя» Интернета / Н. В. Чудова // Тез. 2-й Рос. конф. по экол. психологии. — М., 2003. — С. 269–270.
16. Chudova, N. V. Osobennosti obraza Ya «zhitelya» Interneta / N. V. Chudova // Tez. 2-j Ros. konf. po e`kol. psixologii. — M., 2003. — S. 269–270.
17. 20. Bronfenbrenner, U. Two worlds of childhood : US and USSR / U. Bronfenbrenner, J. C. Condry Jr. — N. Y. : Russell Sage Foundation, 1970. — 190 p.
18. 21. Effect of early screen media multitasking on behavioural problems in school-age children / P. Srisinghasongkram [et al.] // European Child and Adolescent Psychiatry. — 2021. — Vol. 30. — P. 1281–1297. — doi: 10.1007/s00787-020-01623-3
19. 22. Leskauskas, D. Generation Z — everyday (living with an) auxiliary ego / D. Leskauskas // International Forum of Psychoanalysis. — 2020. — Vol. 29, № 3. — P. 169–174. — doi: 10.1080/0803706X.2019.1699665
20. 23. Media multitasking in adolescence / M. S. Cain [et al.] // Psychonomic Bulletin and Review. — 2016. — Vol. 23, № 6. — P. 1932–1941. — doi: 10.3758/s13423-016-1036-3
21. 24. Risman, D. Lonely crowd. The Study of American Character / D. Risman, N. Glaser, R. Danney. — N. Y., 1950. — 392 р.
22. 1. Абрамов, М. Г. Самосознание подростков в эпоху Интернета / М. Г. Абрамов // Человек. — 2010. — № 2. — С. 65–70.
23. Abramov, M. G. Samosoznanie podrostkov v e`poxu Interneta / M. G. Abramov // Chelovek. — 2010. — № 2. — S. 65–70.
24. 2. Белозерова, Л. А. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа / Л. А. Белозерова, С. Д. Поляков // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2021. — Т. 10, вып. 1. — С. 23–32.
25. Belozerova, L. A. Transformaciya kognitivnoj sfery` detej «cifrovogo pokoleniya»: opy`t analiza / L. A. Belozerova, S. D. Polyakov // Izv. Saratov. un-ta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psixologiya razvitiya. — 2021. — T. 10, vy`p. 1. —
26. 3. Белоусова, С. А. Психологические особенности современного ребенка / С. А. Белоусова // Матер. Всерос. науч.-пед. форума «Современный ребенок: какой он?» / сост. С. В. Портье [и др.]. — Челябинск, 2018. — С. 8–12.
27. Belousova, S. A. Psixologicheskie osobennosti sovremennogo rebenka / S. A. Belousova // Mater. Vseros. nauch.-ped. foruma «Sovremenny`j rebenok: kakoj on?» / sost. S. V. Port`e [i dr.]. — Chelyabinsk, 2018. — S. 8–12.
28. 4. Воронцова, Э. М. Виртуальное коммуникативное пространство, становление и перспективы его развития : сб. ст. / Э. М. Воронцова // Матер. регион. науч.-практ. конф. Марийского гос. ун-та / под ред. С. Н. Федоровой. — Йошкар-Ола, 2017. — С. 47–55.
29. Voronczova, E` . M. Virtual`noe kommunikativnoe prostranstvo, stanovlenie i perspektivy` ego razvitiya : sb. st. / E` . M. Voronczova // Mater. region. nauch.-prakt. konf. Marijskogo gos. un-ta / pod red. S. N. Fedorovoj. — Joshkar-Ola, 2017. — S. 47–55.
30. 5. Гусова, А. Д. Психосоматическое нарушение личности / А. Д. Гусова, Е. А. Хаблиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 210–214.
31. Gusova, A. D. Psixosomaticheskoe narushenie lichnosti / A. D. Gusova, E. A. Xablieva // Azimut nauchny`x issledovanij: pedagogika i psixologiya. — 2016. — T. 5, № 2. — S. 210–214.
32. 6. Даргевичене, Л. И. Актуальные проблемы современного образования: взгляд изнутри / Л. И. Даргевичене, Е. В. Леонова // Педагогическое мастерство : матер. VII Междунар. науч. конф. (Москва, 2015 г.). — М., 2015. — С. 41–44.
33. Dargevichene, L. I. Aktual`ny`e problemy` sovremennogo obrazovaniya: vzglyad iznutri / L. I. Dargevichene, E. V. Leonova // Pedagogicheskoe masterstvo : mater. VII Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 2015 g.). — M., 2015. — S. 41–44.
34. 7. Зверева, Е. А. Поколения Y и Z: особенности медиапотребления / Е. А. Зверева, В. А. Хворова // Вестн. НГУ. — 2020. —Т. 19, № 6. — С. 131–140.
35. Zvereva, E. A. Pokoleniya Y i Z: osobennosti mediapotrebleniya / E. A. Zvereva, V. A. Xvorova // Vestn. NGU. — 2020. —T. 19, № 6. — S. 131–140.
36. 8. Козлова, Н. С. Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети / Н. С. Козлова // Матер. III Междунар. науч. конф. «Психологические науки: теория и практика». — М., 2015. — С. 39–42.
37. Kozlova, N. S. Vzaimosvyaz` e`mocional`ny`x osobennostej podrostkov i specifiki vovlechennosti v social`ny`e seti / N. S. Kozlova // Mater. III Mezhdunar. nauch. konf. «Psixologicheskie nauki: teoriya i praktika». — M., 2015. — S. 39–42.
38. 9. Королева, Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения / Д. О. Королева // Совр. заруб. психология. — 2016. — Т 5, № 2. — С. 55–61. — doi: 10.17759/ jmfp.2016050207
39. Koroleva, D. O. Issledovanie povsednevnosti sovremenny`x podrostkov: prisutstvie v social`ny`x setyax kak neot``emlemaya sostavlyayushhaya obshheniya / D. O. Koroleva // Sovr. zarub. psixologiya. — 2016. — T 5, № 2. — S. 55–61. — doi: 10.17759/jmfp.201605
40. 10. Малетин, С. С. Особенности потребительского поведения поколения Z / С. С. Малетин // Рос. предпринимательство. — 2017. — Т. 18, № 21. — С. 3347–3360.
41. Maletin, S. S. Osobennosti potrebitel`skogo povedeniya pokoleniya Z / S. S. Maletin // Ros. predprinimatel`stvo. — 2017. — T. 18, № 21. — S. 3347–3360.
42. 11. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности / Г. У. Солдатова [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — C. 8–21.
43. Mediamnogozadachnost`: ot kognitivny`x funkcij k cifrovoj povsednevnosti / G. U. Soldatova [i dr.] // Sovr. zarub. psixologiya. — 2020. — T. 9, № 4. — S. 8–21.

Other articles