Published Date: 01.04.2024

«Не хочу повторения опыта»: качественное исследование связи личной истории родителей с применяемыми практиками поддержки детской самостоятельности

Annotation

Поддержка детской самостоятельности — одна из важных задач семейного воспитания. Современная семья часто описывается как отличная от семей предыдущих поколений, причем это отличие связано не только с общественно-историческими изменениями, но и с личной историей взаимодействия с родителями. В связи с этим представляется важным изучить представления родителей о том, как поддерживали самостоятельность их родители и как это повлияло на используемые ими самими практики воспитания. Выделено четыре типа таких представлений. В трех из них родители противопоставляют свои практики практикам своих родителей (отстраненным, чрезмерно опекающим или требовательным), в одном — продолжают родительские практики (сочетающие доверие и предоставление свободы).



Library

1. Dimensionality of helicopter parenting and relations to emotional, decision-making, and academic functioning in emerging adults / A. M. Luebbe, K. J. Mancini, E. J. Kiel [et al.] // Assessment. — 2018. — Vol. 25, № 7. — P. 841–857.
2. Trifan, T. A. Have authoritarian parenting practices and roles changed in the last 50 years? / T. A. Trifan, H. L. Stattin, L. C. Tilton-Weaver // Journal of Marriage and Family. — 2014. — Vol. 76, № 4. — P. 744–761.
3. The relationship between Parent’s anxiety and their Children’s self-efficacy in primary schools / E. Mazaheri, A. Ghasemzadeh, M. Saadat [et al.] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. — 2011. — Vol. 29, № 19. — P. 257–260.
4. Soenens, B. A theoretical upgrade of the concept of parental psychological control : Proposing new insights on the basis of self-determination theory / B. Soenens, M. Vansteenkiste // Developmental Review. — 2010. — Vol. 30, № 1. — P. 74–99.
5. Skinner, E. Six dimensions of parenting : A motivational model / E. Skinner, S. Johnson, T. Snyder // Parenting : Science and Practice. — 2005. — Vol. 5, № 2. — P. 175–235.
6. Segrin, C. Fostering social and emotional intelligence : What are the best current strategies in parenting? / C. Segrin, J. Flora // Social and Personality Psychology Compass. — 2019. — Vol. 13, № 3. — e12439.
7. Narayan, A. J. Intergenerational transmission and prevention of adverse childhood experiences (ACEs) / A. J. Narayan, A. F. Lieberman, A. S. Masten // Clinical Psychology Review. — 2021. — Vol. 85, № 3. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.cpr.2021.101997" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.cpr.2021.101997</a>
8. Measurement of parental autonomy support : A review of theoretical concerns and developmental considerations / A. L. McCurdy, K. N. Williams, G. Y. Lee [et al.] // Journal of Family Theory and Review. — 2020. — Vol. 12, № 3. — P. 382–397.
9. Joussemet, M. Parental consideration of children’s experiences : A critical review of parenting constructs / M. Joussemet, W. S. Grolnick // Journal of Family Theory and Review. — 2022. — Vol. 14, № 4. — P. 593–619.
10. How to solve the conundrum of adolescent autonomy? : On the importance of distinguishing between independence and volitional functioning / B. Soenens, M.Vansteenkiste, S. Van Petegem [et al.] // Autonomy in Adolescent Development : Towards Conceptual
11. 18.Grolnick, W. S. Issues and Challenges in Studying Parental Control : Toward a New Conceptualization / W. S. Grolnick, E. M. Pomerantz // Child Development Perspectives. — 2009. — Vol. 3, № 3. — P. 165–170. — <a href="https://doi.org/10.1111/j.17508606.2009.0009" target="_blank">https://doi.org/10.1111/j.17508606.2009.0009</a>
12. Froiland, J. M. Parental autonomy support and student learning goals : A preliminary examination of an intrinsic motivation intervention / J. M. Froiland // Child & Youth Care Forum. — 2011. — Vol. 40, № 2. — P. 135–149.
13. Farkas, M. Conceptualizing parental provision of structure as a major dimension of parenting : Links to parental control and children’s competence : Paper presented at the meeting of the American Educational Research Association / M. Farkas, W. S. Gro
14. Elkind, D. Ties that stress : The new family imbalance / D. Elkind. — Cambridge : Harvard University Press, 2009. — 260 p.
15. Галимзянова, М. В. Ранние детские воспоминания взрослых с различными дезадаптивными схемами / М. В. Галимзянова, П. М. Касьяник, Е. В. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2017. — Т. 7, № 1. — С. 66–80. — <a href="https://doi.org" target="_blank">https://doi.org</a>
16. Clarke, K. The Parental Overprotection Scale : Associations with child and parental anxiety / K. Clarke, P. Cooper, C. Creswell // Journal of Affective Disorders. — 2013. — Vol. 151, № 2. — P. 618–624.
17. Bruggen, C. O. van der. Research review : The relation between child and parent anxiety and parental control : a meta-analytic review / C. O. van der Bruggen, G. J. J. M. Stams, S. M. Bögels // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 2008. — Vol
18. Blos, P. The second individuation process of adolescence / P. Blos // The Psychoanalytic Study of the Child. — 1967. — Vol. 22, № 1. — P. 162–186.
19. Affect Recall Bias : Being Resilient by Distorting Reality / D. Colombo, C. SusoRibera, J. Fernández-Álvarez [et al.] // Cognitive Therapy and Research. — 2020. — Vol. 44. — P. 906–918. — <a href="https://doi.org/10.1007/s10608-020-10122-3" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10608-020-10122-3</a>
20. Спок, Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок, С. Паркер. — Москва : Наука, 1991. — 592 с.
21. Поливанова, К. Н. Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 45–55.
22. Поливанова, К. Н. Современное родительство как предмет исследования / К. Н. Поливанова // Психолого-педагогические исследования. — 2015. — Т. 7, № 3. — С. 1–11. — DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
23. Михайлова, Я. Я. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются / Я. Я. Михайлова, Е. В. Сивак // Вопросы образования. — 2018. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoeroditelstvo-chto-volnuet-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoeroditelstvo-chto-volnuet-</a>
24. Ланина, Е. В. Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов / Е. В. Ланина, А. А. Бочавер, И. В. Антипкина // Вопросы образования. — 2021. — № 2. — С. 152–171.
25. Карабанова, О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О.А.Карабанова // Национальный психологический журнал.— 2019.— № 3 (35).— С. 71–79.
26. Зеликова, Ю. А. Что формирует родительские практики? Физическое наказание и воспитание в петербургских семьях / Ю. А. Зеликова // Женщина в российском обществе. — 2014. — № 1. — С. 42–51.
27. Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2021. — 720 с.

Other articles