Published Date: 01.01.2024

Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 1)

Annotation

Российские учителя испытывают большое количество стрессов, приводящих к профессиональному выгоранию, что сказывается на вовлеченности в процессы, происходящие в школе. Вопрос предупреждения профессиональных деформаций педагога является актуальным и для науки, и для практики. Для ответа на этот вопрос необходимо выделить факторы, связанные с выгоранием, на которые можно оказывать влияние, что и являлось целью данного исследования, проведенного с использованием смешанного дизайна, качественного и количественного. В результате исследования выделены следующие факторы: личностные характеристики педагогов, институциональные и геополитические факторы.



Library

1. Maslach, C. Job Burnout / C. Maslach, M. Leiter, W. Schaufeli // Annual Review of Psychology. — Utrecht University, 2001. — P. 397–422.
2. An examination of the relationships between Psychological Resilience, Organizational Ostracism, and Burnout in K-12 Teachers through Structural Equation Modelling / H. Polat, T. Karakose, T. Y. Ozdemir [et al.] // Behavioral Science. — 2023. — Vol. 13
3. Bakker, A. B. Job resources buffer the impact of job demands on burnout / A.B.Bakker, E. Demerouti // Journal of Occupational Health Psychology. — 2005. — Vol. 10, № 2. — P. 170–180.
4. Bakker, A. B. Job Demands-Resources Theory : Taking Stock and Looking Forward / A. B. Bakker, E. Demerouti // Journal of Occupational Health Psychology. — 2016. — Vol. 22, № 3. — P. 273–285.
5. Bakker, A. Job Demands-Resources theory and self-regulation: new explanations and remedies for job burnout / A. Bakker, J. D. de Vries // Anxiety, Stress and Coping. — 2021. — Vol. 34, № 1. — P. 1–21.
6. Chang, M. L. An Appraisal Perspective of Teacher Burnout : Examining the Emotional Work of Teachers / M. L. Chang // Educational Psychology Review. — 2009. — Vol. 21. — P. 193–218.
7. Fathi, J. Techer Self-efficacy and Emotional Regulation as Predictors of Teaching Stress : An Investigation of Iranian English Language Teachers / J. Fathi, A. Derakhshan // Teaching English Language. — 2019. — Vol. 13, № 2. — P. 117–143.
8. Hakanen, J. J. Burnout and work engagement among teachers / J. J. Hakanen, A. B. Bakker, W. B. Schaufeli // Journal of School Psychology. — 2006. — Vol. 43, № 6. — P. 495–513.
9. Herman, K. C. Empirically Derived Profiles of Teacher Stress, Burnout, SelfEfficacy, and Coping and Associated Student Outcomes / K. C. Herman, J. Hickmon-Rosa, W. M. Reinke // Journal of Positive Behavior Interventions. — 2018. — № Vol. 20, № 2. — P.
10. Kwon, K. An integrative literature review of employee engagement and innovative behavior : Revisiting the JD-R model / K. Kwon, T. Kim // Human Resource Management Review. — 2020. — Vol. 2, № 30. — P. 1–18.
11. Leiter, M. P. Burnout and engagement: contributions to a new vision / M. P. Leiter, C. Maslach // Burnout Research. — 2017. — Vol. 5. — P. 55–57.
12. Lepine, J. A. A meta-analytic test of the challenge stressor-hindrance stressor framework: an explanation for inconsistent relationships among stressors and performance / J. A. Lepine, N. Podsakoff, M. A. Lepine // The Academy of Management Journal. —
13. Linking Personality Traits, Self-Efficacy and Burnout of Teachers in Public Schools : Does School Climate Play a Moderating Role? / S. Shakeel, M. M. Khan, R. A. A Khan, B. G. Mujtaba // Public Organization Review. — 2022. — Vol. 22. — P. 19–39.
14. Anastasiou, S. Factors affecting job satisfaction, stress and work performance of secondary education teachers in Epirus, NW Greece / S. Anastasiou // International Journal of Management in Education. — 2014. — Vol. 8, № 1. — P. 37–53.
15. Maslach, C. Psychological connections with work / C. Maslach, C. G. Banks // The Routledge Companion to Wellbeing at Work. — Routledge, 2017. — P. 37–54.
16. Occupational well-being of Russian teachers : Risk factors and areas for improvement / R. Zvyagintsev, D. Konstantinovskiy, M. Pinskaya, S. Kosaretsky // Issues in Educational Research. — 2022. — Vol. 32, № 2. — P. 825–847.
17. Saloviita, T. Teacher burnout explained: Teacher-, student- and organizational level variables / T. Saloviita, E. Pakarinen // Teaching and Teacher Education. — 2021. — Vol. 97. — P. 1–14.
18. Schaufeli, W. The conceptualization and measurement of burnout : Common ground and worlds apart / W. Schaufeli, T. W. Taris // Work and Stress. — 2005. — Vol. 19, № 3. — P. 256–262.
19. Schaufeli, W. B. General Engagement : Conceptualization and Measurement with the Utrecht General Engagement Scale (UGES) / W. B. Schaufeli // Journal of Well-Being Assessment. — 2017. — Vol.1, № 1/3. — P. 9–24.
20. Schaufeli, W. Burnout Assessment Tool (BAT) — Development, Validity, and Reliability / W. Schaufeli, H. De Witte, S. Desart // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2020. — Vol. 17, № 24. — P. 1–21.
21. Skaalvik, E. M. Teacher burnout: relations between dimensions of burnout, perceived school context, job satisfaction and motivation for teaching. A longitudinal study / E. M. Skaalvik, S. Skaalvik // Teachers and Teaching. — 2021. — Vol. 26, № 7/8. —
22. Strauss, A. Basics of qualitative research technique Basics of Qualitative Research : Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory / A. Strauss, J. Corbin. — Thousand Oaks, London, New Delhi : Sage Publication, 1998. — 312 p.
23. TALIS 2018 Results (Vol. II) : Teachers and School Leaders as Valued Professionals // OECD. — URL: <a href="https://www.oecd.org/education/talis-2018-results-volume-ii-19cf08df-en." target="_blank">https://www.oecd.org/education/talis-2018-results-volume-ii-19cf08df-en.</a> htm (date of the application: 15.01.2024).
24. Talmor, R. Factors relating to regular education teacher burnout in inclusive education / R. Talmor, S. Reiter, N. Feigin // European Journal of Special Needs Education. — 2005. — Vol. 20, № 2. — P. 215–229.
25. Work Engagement : A meta-Analysis Using the Job Demands-Resources Model / G. Mazzetti, G. Topa, M. Vignoli, D. Guglielmi // Psychological Reports. — 2023. — Vol. 126, № 3. — P. 1069–1107.
26. 13.Корешникова, Ю. Н. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов / Ю. Н. Корешникова, И. Д. Фрумин // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 6. — C. 88–103.
27. Балыкина, О. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О. С. Балыкина, Н. М. Ерохина, Л. П. Петухова // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11 (105). — С. 17–23.
28. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Борисова Мария Владимировна. — Ярославль, 2003. — 20 c.
29. Водопьянова, Н. Е. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей / Н. Е. Водопьянова, А. Н. Густелева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. — 2010. — Вып. 4. — С. 166–172.
30. Водопьянова, Н. Е. Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию / Н. Е. Водопьянова, А. Н. Густелева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология.
31. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 336 c.
32. Волканевский, С. В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 / Волканевский Сергей Валерьевич. — Ярославль, 2010. — 26 c.
33. Гавриленко, П. А. Изменения в представлениях и практиках школьных учителей как основа для самостоятельного действия подростка. Институциональный подход / П. А. Гавриленко // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 3. — С. 39–49.
34. Гасинец, М. В. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения / М. В. Гасинец, А. В. Капуза, М. С. Добрякова // Вопросы образования. — 2022. — № 1. — С. 75–97.
35. Егорышев, С. А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности / С. А. Егорышев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/a" target="_blank">https://cyberleninka.ru/a</a>
36. Ермолаева, М. В. Психосоциальное благополучие учителя в контексте его психологической культуры / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». — 2017. — № 3. — С. 92–97.
37. Константиновский, Д. Л. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания / Д. Л. Константиновский, М. А. Пинская, Р. С. Звягинцев // Социологические исследования. — 2019. — № 5. — С. 14–25.
38. Аверьянов, А. И. Синдром эмоционального выгорания: попытка логотерапевтического объяснения / А. И. Аверьянов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. — 2020. — № XXV. — С. 217–221.
39. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области / Н. И. Колачев, Е. Н. Осин, В. Шауфели, Ш. Дезарт // Организационная психология. — 2019. — Т. 9, № 2. — С. 129–147.
40. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 3–16.
41. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального выгорания / Г. А. Макарова // Психотерапия. — 2003. — № 11. — С. 2–11.
42. Матюшкина, Е. Я. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий / Е. Я. Матюшкина, А. А. Кантемирова // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 2. — С. 50–68.
43. Орел, В. Е. Синдром «психологического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В. Е. Орел // Клиническая и медицинская психология. — 2006. — № 23. — С. 33–38.
44. Осин, Е. Не горящие профессией учителя быстрее сгорают: противоположные требования от директора, родителей и остальных этому помогают / Е. Осин // Институт образования НИУ ВШЭ : [сайт]. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/822579877.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/822579877.html</a> (дата обращения: 15
45. Осьмук, Л. А. Психосоциальное благополучие и профессиональная деятельность российских учителей / Л. А. Осьмук, М. В. Сафронова, Ю. С. Захир // Идеи и идеалы. — 2013. — Т. 1, № 3 (17). — С. 91–104.
46. Полякова, О. Б. Особенности самоэффективности психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) / О. Б. Полякова // Человеческий капитал. — 2015. — № 10 (82). — С. 36–41.
47. Сорокин, П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования / П. С. Сорокин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2021. — № 1. — С. 124–138.
48. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. — Москва : Институт психологии РАН, 2011. — 257 c.
49. Abdullah, A. S. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools / A. S. Abdullah, S. N. Ismail // International Journal of Instruction. — 2019. — Vol. 12, № 1. — P. 1251–1262.

Other articles