Published Date: 01.07.2022

Соотношение учебной мотивации и внутренней позиции обучающихся четвертых классов

Annotation

В эмпирическом исследовании с участием 83 четвероклассников в возрасте 10–11лет изучалась связь параметров внутренней позиции обучающихся, мотивации учения и школьной ситуации. Применены опросники мотивации учения (Ч. Д. Спилбергер, модификация А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан), внутренней позиции обучающегося (Д. В. Лубовский) и опросник «Школьная ситуация» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова). Получены данные, свидетельствующие о валидности опросника внутренней позиции в диагностической работе с четвероклассниками. Отсутствуют значимые различия показателей внутренней позиции обучающегося у девочек и мальчиков, не выявлены значимые связи параметров внутренней позиции и показателей школьной ситуации четвероклассников. Обсуждены дальнейшие перспективы исследований.



Library

1. Басманова Е. С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса [Электронный ресурс] / Е. С. Басманова // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 565–567. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/76/13094/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/76/13094/</a> (дата обращения: 23.08
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — 398 с.
3. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1992. — № 3–4. — С. 11–19.
4. Ерохина Ю. А. О диагностике определяющей рефлексии у младших школьников / Ю. А. Ерохина // Педагогика развития : тез. республ. науч.-практ. конф. (Красноярск, 27–28 апреля 1992 г.). — Красноярск, 1992. — С. 35–38.
5. Зарецкий Ю. В. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов / Ю. В. Зарецкий, В. К. Зарецкий, И. Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19, № 1. — С. 99–110.
6. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум / И. Ю. Кулагина. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2020. — 291 с. — (Высшее образование).
7. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2008. — Т. 4, № 1. — С. 2–8.
8. Лубовский Д. В. Связь познавательной рефлексии и сформированности субъектной позиции обучающихся в возрасте 10–11 лет / Д. В. Лубовский, А. С. Селиванова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 24–29.
9. Лубовский Д. В. Опросник внутренней позиции обучающихся: особенности субъектности старшеклассников / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 161–168. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_161
10. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — М. : ПЭБ, 2007. — 56 с.
11. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением / В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий и др. — М. : Форум, 2011. — 216 с.
12. Ушаков Д. В. Личностные результаты образования и достижения общества / Д. В. Ушаков // Образовательная политика. — 2014. — № 3 (65). — С. 23–29.

Other articles