Published Date: 31.03.2022

Институционализация профессии «руководитель образовательной организации»

Annotation

основанное на внедрении профессиональных стандартов, определяющих обобщенные трудовые функции и иные характеристики, необходимые для подготовки, отбора и оценки эффективности специалиста. Но профессиональные стандарты для такой категории работников, как руководители общеобразовательных организаций, до сих пор не утверждены. Цель статьи — показать оптимальные подходы к разработке и способы реализации профессиональных стандартов для руководителей образовательных организаций. В сфере осуществления функций по управлению образовательными организациями давно уже существует практика рассмотрения этой деятельности с позиций менеджмента, но отсутствуют однозначно понимаемые требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации лиц, их реализующих. Возникло противоречие между все возрастающими требованиями к этой категории служащих и отсутствием признания управления образовательными организациями как самостоятельной профессии, чему препятствует и внедрение однозначно понимаемых, нормативно закрепленных требований к ним. Внедрение профессиональных стандартов, определяющих требования к профессиональной компетенции и уровню квалификации управленцев, будет способствовать четкости определения прав и обязанностей руководителей общеобразовательных организаций, а также сделает их деятельность прозрачной для общества и защитит от субъективизма оценочных суждений. В статье проводится обоснование необходимости применения требований к уровню профессионализма и результативности работы таких управленцев, закрепленных в разработанном, но не вступившем в силу профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации». Проводится детальное сравнение данного документа с уже действующим стандартом «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», доказывается возможность и необходимость его применения до утверждения профильного профессионального стандарта. Внедрение стандарта руководителя образовательной организации приведет к определению и закреплению социального статуса профессии «руководитель образовательной организации».



Library

1. 11. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru" target="_blank">http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 03.11.2017).
2. 20. Яковлева Н. А. Методологические основы развития профессиональной культуры менеджера / Н. А. Яковлева // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2011. — № 1 (14). — С. 94–97.
3. 19. Щербаков А. И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования / А. И. Щербаков. — М. : Издательство РАГС, 2004.
4. 18. Филиппов В. М. Профстандарт руководителя образовательной организации / В. М. Филиппов, А. П. Ефремов // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 4. — С. 29–31.
5. 16. Социально-психологический портрет инженера / под ред. В. А. Ядова. — М., 1977. 17. Социологический словарь / Б. С. Тернер, Н. Аберкромби, С. Хилл ; пер. с англ. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1997.
6. 15. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://http://www.consultant.ru" target="_blank">http://http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 27.07.2017).
7. 14. Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)» (по состоянию на 01.10.2013) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ht
8. 13. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://http://www.consultant.ru" target="_blank">http://http://www.consultant.ru</a> (дата обра
9. 12. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов (с исправлениями и изменениями): Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> <a href="http://www.consultant.ru/" target="_blank">http://www.consultant.ru/</a> (дата обращения: 19.03.2
10. 1. Авдеева И. О. Профессионализм: генезис и категориальный анализ [Электронный ресурс] / И. О. Авдеева // Современные исследования социальных проблем // Russian Journal of Education and Psychology. — 2013. — № 10 (30). — Режим доступа: <a href="http://journal-s.or" target="_blank">http://journal-s.or</a>
11. 10. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> <a href="http://www.consultant." target="_blank">http://www.consultant.</a> ru (д
12. 9. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Стратегия24. — Режим доступа: <a href="https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie" target="_blank">https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie</a> (дата обращения: 15.03.2019).
13. 8. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина и др. — М. : Федеральный институт развития образования, 2008.
14. 7. Мацаренко Т. Н. Ключевые компетенции руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс] / Т. Н. Мацаренко // Docplayer. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> docplayer.ru (дата обращения: 18.10.2018).
15. 6. Лейбович А. Н. Разработка и применение профессиональных стандартов : словарносправочное пособие / А. Н. Лейбович, И. А. Волошина, П. Н. Новиков и др. — М. : Перо, 2014.
16. 5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова ; под ред. И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005.
17. 3. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Друкер. — М. : МИФ, 2012. 4. Ильковская И. М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности / И. М. Ильковская // Вестник Саратовского государственного тех
18. 2. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А. А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 5. — С. 306–315.

Other articles