Published Date: 31.12.2021

Влияние дистанционного обучения на развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре

Annotation

В статье изложено исследование развития профессионально важных личностных качеств студентов-магистрантов психолого-педагогического направления в условиях экстренного удаленного преподавания (ERT). Исследование с участием 105 студентов магистратуры (35 — в 2018–2019 годах, 70 — в 2020–2021 годах) и с использованием Шкалы эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна, теста коммуникативных умений Л. Михельсона, методик исследования профессиональной идентичности (МИПИ) и личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер подтвердило предположение о том, что в начале обучения интенсивно развивается эмпатия в очном обучении, но развитие коммуникативной компетентности затруднено по сравнению с очным обучением. В отличие от условий очного обучения, при экстренном удаленном преподавании у студентов обоих курсов распространен статус диффузной профессиональной идентичности, а достигнутая профессиональная идентичность встречается значительно реже, чем у студентов, обучающихся очно. Среди первокурсников наиболее распространенным является статус диффузной личностной идентичности, среди второкурсников — статус моратория. Обсуждены ограничения полученных выводов и показаны перспективы дальнейших исследований.



Library

1. 34. Шнейдер Л. Б. Человек и работа: радиус профессионализма / Л. Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 7 / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. — М. : ИП РАН, 2015. — С. 23–38.
2. 24. Радина Н. К. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований / Н. К. Радина, Ю. В. Балакина // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 178–194. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194
3. 25. Рогозин Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования / Д. М. Рогозин // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 31–51. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51
4. 26. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / Д. В. Лубовский, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 267 с.
5. 27. Сорокова М. Г. Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении / М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова // Моделирование и анализ данных. — 2021. — Т. 11, № 1. — С. 61–77. — DOI:10.17759/mda.202111010
6. 28. Термины и определения дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования — М., 2012. — Режим доступа: <a href="https://uchebana5.ru/cont/1126633.html" target="_blank">https://uchebana5.ru/cont/1126633.html</a> (дата обращения: 20.11.2021).
7. 29. Тимофеева Т. С. Особенности профессиональных качеств у психологов с разным уровнем профессиональной идентичности / Т. С. Тимофеева // Человеческий капитал. — 2020. — № 5 (137). — С. 159–166. — DOI: 10.25629/HC.2020.05.19
8. 30. Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд / В. Д. Шадриков. — Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2017. — 326 с.
9. 31. Шатуновский В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская // Вестник науки и образования. — 2020. — № 9–1 (87). — С. 53–56.
10. 32. Шермазанян Л. Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи / Л. Г. Шермазанян // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — Т. 23, № 5. — С. 257–289. — DOI: 10.17759/cpp.2015230512
11. 33. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. — М. : МПСИ, 2007. — 128 с.
12. 23. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — в 2 ч. Ч. 1. — М. : Юрайт, 2021. — 237 с.
13. 35. Aleksic-Maslac K. ICT as a tool for building social capital in higher education / K. AleksicMaslac, M. Magzan // Campus-Wide Information Systems. — 2012. — Vol. 29. — No. 4. — P. 272–280.
14. 36. Elmer T. Students under Lockdown: Comparisons of Students Social Networks and Mental Health before and during the COVID 19 Crisis in Switzerland / T. Elmer, K. Mepham, C. Stadtfeld // Plos Оne. — 2020. — Vol. 15. — No. 7. — Art. No 0236337. — P. 1492–
15. 37. George M. Effective Teaching and Examination Strategies for Undergraduate Learning during COVID 19 School Restrictions / M. George // Journal of Educational Technology Systems. — 2020. — Vol. 49. — No. 8. — P. 1–26.
16. 38. Hirschheim R. A. Information Systems and User Resistance: Theory and Practice / R. A. Hirschheim, M. Newman // Computer Journal. — 1988. — Vol. 31. — No. 5. — P. 398–408.
17. 39. Hodges C. The Difference between Emergency Remote Teaching and Online Learning [Electronic resource] / C. Hodges, S. Moore, B. Lockee, T. Trust, A. Bond // EDUCAUSE Review. — 2020. — Access mode: <a href="https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-" target="_blank">https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-</a>
18. 40. Horita R. The Effect of Remote Learning on the Mental Health of First Year University Students in Japan [Electronic resource] / R. Horita, A. Nishio, M. Yamamoto // Psychiatry Research. — 2021. — Access mode: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/arti" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/arti</a>
19. 41. Milligan C. Supporting Professional Learning in a Massive Open Online Course / C. Milligan, A. Littlejohn // The International Review of Research in Open and Distance Learning. — 2014. — Vol. 15. — No. 5. — P. 197–213.
20. 42. Offir B. Surface and Deep Learning Processes in Distance Education: Synchronous versus Asynchronous Systems / B. Offir, Y. Lev, R. Bezalel // Computers & Education. — 2021. — Vol. 51. — No. 3. — P. 1172–1183.
21. 43. Seginer R. Defensive Pessimism and Optimism Correlates of Adolescent Future Orientation: A Domain-Specific Analysis / R. Seginer // Journal of Adolescent Research. — 2020. — Vol. 15. —
22. 44. Soria K. M. The Obstacles to Remote Learning for Undergraduate, Graduate, and Professional Students [Electronic resource] / K. M. Soria, I. Chirikov, D. Jones-White. — UC Berkeley : Center for Studies in Higher Education, 2020. — Access mode: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
23. 12. Зинченко В. П. Психология образования / В. П. Зинченко ; ред.-сост. Н. Д. Гордеева ; науч. ред. А. И. Назаров. — М. : ЦГИ Принт, 2018. — С. 287–303.
24. 2. Алешковский И. А. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева и др. // Высшее образование в России. — 2020. — № 10. — C. 86–100.
25. 3. Бекова С. К. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов / С. К. Бекова, Е. А. Терентьев, Н. Г. Малошонок // Вопросы образования // Educational Studi
26. 4. Бондарчук Н. В. Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования [Электронный ресурс] / Н. В. Бондарчук, Е. А. Быкова // Организационная психология. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 30–51. — Режим доступа: <a href="https://orgpsyjournal.hse.ru/" target="_blank">https://orgpsyjournal.hse.ru/</a> 20
27. 5. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та ; Воронеж : МОДЭК, 2015. — 520 с.
28. 6. Груздев И. А. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения / И. А. Груздев, Л. Р. Камальдинова, Р. Г. Калинин // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Совреме
29. 7. Дубровина И. В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина // Психолого-педагогические исследования. — 2012. — № 1. — Режим доступа: <a href="http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtml" target="_blank">http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtml</a> (дата
30. 8. Евтешина Н. В. Психологическая характеристика идентичности психологов / Н. В. Евтешина // Человеческий капитал. — 2015. — № 9 (81). — С. 22–23.
31. 9. Ермолаева М.В.Оценка личностных образовательных результатов студентов магистратуры / М. В. Ермолаева, Е. И. Исаев, Д. В. Лубовский // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2020. — № 4. — С. 193–206. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-193-2
32. 10. Захарова У. С. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии/ У.С.Захарова, К.А.Вилкова, Г.В.Егоров// Вопросы образования// Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 115–137. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-115-1
33. 11. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности / Н. А. Зимина. — Н. Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. — 42 с.
34. 1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации : учеб. пособие / Р. Ф. Абдеев. — М. : ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
35. 13. Исаева Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости : дис. … канд. психол. наук / Д. А. Исаева. — СПб., 2013. — 165 с.
36. 14. Клягин А. В. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А. В. Клягин, Е. С. Абалмасова, К. В. Гарев и др. — М. : НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с.
37. 15. Клячко Т. Л. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов / Т. Л. Клячко, А. В. Новосельцев, Е. В. Одоевская, С. Г. Синельников-Мурылев // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2
38. 16. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практ. пособ. для шк. психол. / Л. С. Колмогорова. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
39. 17. Кузьминов Я. И. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 284 с.
40. 18. Кокшаров В. А. Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация? / В. А. Кокшаров, Д. Г. Сандлер, П. Д. Кузнецов и др. // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 52–73. — DOI: 10.17323/1814-
41. 19. Ларионова В. А. Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или Какую цену заплатили вузы за дистант / В. А. Ларионова, Т. В. Семенова, Е. М. Мурзаханова, Л. В. Дайнеко // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. —
42. 20. Марголис А. А. Что смешивает смешанное обучение? / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 3. — С. 5–19. — DOI:10.17759/pse.2018230301
43. 21. Никишина В. Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 13 (184). — С
44. 22. Новак Н. Г. Эмпатия как критерий профпригодности студентов-психологов / Н. Г. Новак, Н. М. Ткач // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сб. науч. статей и матер. междунар. конференции (г. Коломна, 11–13 февраля 201

Other articles