Published Date: 31.12.2022

Придавая смысл: психологические теории для интерпретации концептуальных карт

Annotation

Один из способов репрезентировать структуру понятий учащихся — метод концептуальных карт. Их анализ эффективно осуществляется с помощью сетевых теорий, но для содержательной психологической интерпретации возможности математики ожидаемо ограничены. В то же время психологические теории развития понятий позволяют задать осмысленные направления для математического анализа концептуальных карт и содержательно интерпретировать результаты такого анализа. В статье демонстрируются возможные способы интерпретации результатов сетевого анализа в терминах теории Л. С. Выготского.



Library

1. 12. Koponen, I. T. Entropy and energy in characterizing the organization of concept maps in learning science / I. T. Koponen,M. Pehkonen // Entropy. — 2010. — Vol. 12, № 7. — P. 1653–1672.
2. 23. Wilson, J. M. Differences in knowledge networks about acids and bases of year-12, undergraduate and postgraduate chemistry students / J. M. Wilson // Research in Science Education. — 1998. — Vol. 28, № 4. — P. 429–446.
3. 22. Walker, J. M. T. Concept mapping as a form of student assessment and instruction in the domain of bioengineering / J. M. T. Walker, P. H. King // J. of Engineering Education. — 2003. — Vol. 92, № 2. — P. 167–178.
4. 21. Thurn, C. M. Concept Mapping in Magnetism and Electrostatics : Core Concepts and Development over Time / C. M. Thurn, B. Hänger, T. Kokkonen // Education Sciences. — 2020. — Vol. 10, № 5. — doi: 10.3390/educsci10050129
5. 20. Sun, J. Understanding health information technology adoption : A synthesis of literature from an activity perspective / J. Sun, Z. Qu // Information Systems Frontiers. — 2015. — Vol. 17, № 5. — P. 1177–1190.
6. 19. Strautmane, M. Concept Map-Based Knowledge Assessment Tasks and Their Scoring Criteria: an Overview / M. Strautmane // Concept Maps : Theory, Methodology, Technology : Proceedings of the Fifth International Conference on Concept Mapping, Malta, Vallet
7. 18. Siew, C. S. Q. Using network science to analyze concept maps of psychology undergraduates / C. S. Q. Siew // Applied Cognitive Psychology. — 2019. — Vol. 33, № 4. — P. 662–668.
8. 17. Richmond, S. S. A set of guidelines for the consistent assessment of concept maps / S. S. Richmond, J. F. Defranco, K. Jablokow // International J. of Engineering Education. — 2014. — Vol. 30, № 5. — P. 1072–1082.
9. 16. Özdemir, G. An Overview of Conceptual Change Theories / G. Özdemir, D.B. Clark // Conceptual Change. — 2007. — Vol. 3, № 2. — P. 351–361.
10. 15. Novak, J. D. Concept mapping : A useful tool for science education / J. D. Novak // J. of Research in Science Teaching. — 1990. — Vol. 27, № 10. — P. 937–949.
11. 14. Koponen, I. T. Concept networks of students’ knowledge of relationships between physics concepts: finding key concepts and their epistemic support / I. T. Koponen, M. Nousiainen // Applied Network Science. — 2018. — Vol. 3, № 1. — doi: 10.1007/s411090
12. 13. Koponen, I. Pre-service physics teachers’ understanding of the relational structure of physics concepts : Organising subject contents for purposes of teaching / I. Koponen, M. Nousiainen // International J. of Science and Mathematics Education. — 2013
13. 1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — 5-е изд. — М. : Лабиринт, 1999.
14. 11. Kleinberg, J. M. Authoritative sources in a hyperlinked environment / J. M. Kleinberg // J. of the ACM (JACM). — 1999. — Vol. 46, № 5. — P. 604–632.
15. 10. Kinchin, I. M. How a qualitative approach to concept map analysis can be used to aid learning by illustrating patterns of conceptual development / I. M. Kinchin, D. B. Hay, A. Adams // Educational Research. — 2000. — Vol. 42, № 1. — P. 43–57.
16. 9. Kapuza, A. The network approach to assess the structure of knowledge : Storage, distribution and retrieval as three measures in analysing concept maps / A. Kapuza, I. T. Koponen, Y. Tyumeneva // British J. of Educational Technology. — 2020. — Vol. 51,
17. 8. Iñiguez, G. Bridging the gap between graphs and networks / G. Iñiguez, F. Battiston, M. Karsai // Communications Physics. — 2020. — Vol. 3, № 1. — doi: 10.1038/s42005-0200359-6
18. 7. Ifenthaler, D. The mystery of cognitive structure and how we can detect it / D.Ifenthaler, I. Masduki, N. M. Seel // Instructional Science. — 2011. — Vol. 39, № 1. — P. 41–61.
19. 6. Harrison, A. G. A typology of school science models / A. G. Harrison, D. F. Treagust // International J. of Science Education. — 2000. — Vol. 22, № 9. — P. 1011–1026.
20. 5. Goldman, A. W. Concept mapping and network analysis : An analytic approach to measure ties among constructs / A. W. Goldman, M. Kane // Evaluation and Program Planning. — 2014. — Vol. 47. — P. 9–17.
21. 4. Gkevrou, M. Illustration of a Software-Aided Content Analysis Methodology Applied to Educational Research / M. Gkevrou, D. Stamovlasis // Education Sciences. — 2022. — Vol. 12, № 5. — doi:10.3390/educsci12050328
22. 3. Brin, S. The anatomy of a large-scale hypertextual Web search engine / S. Brin // Computer Networks and ISDN Systems. — 1998. — Vol. 30, № 1–7. — P. 107–117.
23. 2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / [под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской]. — М. : Гардарики, 2001. — 622 c.

Other articles