Published Date: 01.01.2023

Сильные стороны личности педагога как предиктор благополучия на разных ступенях преподавания

Annotation

В статье приводится сравнение сильных сторон личности в зависимости от ступеней преподавания, и ее целью является теоретико-эмпирическое рассмотрение представленности различных сильных сторон личности у педагогов определенных ступеней образования. В исследовании приняли участие преподаватели из 4 федеральных округов Российской Федерации. Выборка респондентов составила 7 946 педагогов. Ступени преподавания были поделены на начальную и основную, внутри групп выделены подгруппы благополучных и неблагополучных. Выявлены значимые различия в выраженности сильных сторон личности педагогов на разных ступенях преподавания. Подтверждена возможность использования предиктивной модели психологического благополучия в профессиональной деятельности.



Library

1. Abasimi, E. Character strengths and life satisfaction of teachers in Ghana / E. Abasimi, G. Xiaosong // Humanities and Social Sciences Letters. — 2016. — Vol. 4, № 1. — P. 22–35.
2. Sezgin, F. Humility and forgiveness as predictors of teacher self-efficacy / F. Sezgin, O. Erdogan // Educational Research and Reviews. — 2018. — Vol. 13, № 4. — P. 120–128.
3. Seligman, M. E. P. Positive psychology : An introduction / M. E. P. Seligman, M. Csikszentmihalyi // Flow and the foundations of positive psychology. — Dordrecht, 2014. — P. 279–298.
4. Seligman, M. E. P. Flourish : A visionary new understanding of happiness and wellbeing / M. E. P. Seligman. — N. Y. : Simon and Schuster, 2012. — 368 p.
5. Peterson, K. Character Strengths and Virtues : A Handbook and Classification / K. Peterson, M. Seligman. — N. Y. : American Psychological Association : Oxford University Press, 2004. — 800 p.
6. Keyes, C. The Mental Health Continuum : From Languishing to Flourishing / C. Keyes // J. of Health and Social Research. — 2002. — Vol. 43, № 2. — P. 207–222.
7. Jacob, J. K. Influence of personality traits and virtues of character strengths on teacher effectiveness [Electronic resource] / Jessy K. Jacob, Smitha Baboo // Background of the study. — 2019. — Vol. 17, № 3. — Mode of access: <a href="https://www.sxcejournal" target="_blank">https://www.sxcejournal</a>
8. Gradišek, P. Character strengths and life satisfaction of Slovenian in-service and preservice teachers / P. Gradišek // Center for Educational Policy Studies Journal. — 2012. — Vol. 2, № 3. — P. 167–180.
9. Gardner, H. E. Frames of mind : The theory of multiple intelligences / H.E.Gardner.— Cambridge : Basic books, 2011. — 528 p.
10. Csikszentmihalyi, M. The contribution of flow to positive psychology / M. Csikszentmihalyi // The science of optimism and hope : Research essays in honor of Martin E. P. Seligman / ed. by J. E. Gillham. — Philadelphia, 2000. — P. 387–395.
11. Character Strengths in the United Kingdom : The VIA Inventory of Strengths / P.A.Linley [et al.] // Personality and Individual Differences. — 2007. — Vol. 43, № 2. — P. 341–351.
12. Bachik, M. A. K. VIA Character Strengths among US College Students and Their Associations with Happiness, Well-Being, Resiliency, Academic Success and Psychopathology / M. A. K. Bachik, G. Carey, W. E. Craighead // The Journal of Positive Psychology.
13. Арутюнова, К. Р. Мораль и субъективный опыт / К. Р. Арутюнова, Ю. И. Александров. — М. : Ин-т психологии РАН, 2019. — 188 с.
14. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностр. психология. — 1996. — № 7. — C. 71–76.
15. Ставцев, А. А. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA-IS120) / А. А. Ставцев, А. А. Реан, Р. Г. Кузьмин // Интеграция образования. — 2021. — Т. 25, № 4. —
16. Ставцев, А. А. Образование XXI века: задачи, вызовы, маршруты [Электронный ресурс] / А. А. Ставцев // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2021. — № 4. — С. 613–620. — Режим доступа: <a href="https://www.elibrary.ru/" target="_blank">https://www.elibrary.ru/</a> item.asp?id=4
17. Реан, А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин // Нац. психол. журн. — 2022. — № 2. — С. 25–34.
18. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика : монография / A. A. Реан, А. Р. Кудашев, A. А. Баранов. — М. : МПГУ, 2022. — 524 с.
19. Реан, А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности / А. А. Реан, А. А. Ставцев // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Психология. — 2021. — Т. 11, № 4. — С. 371–388.
20. Реан, А. А. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников / А. А. Реан, А. А. Ставцев, А. В. Егорова // Сибир. психол. журн. — 2021. — № 82. — С. 191–207.
21. Осин, Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1.
22. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.
23. Левит, Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма / Л. З. Левит // Пед. образование в России. — 2013. — № 1. — С. 102–111.
24. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М. : Юрайт, 2019. — 299 с.

Other articles