Published Date: 01.01.2023

Digital Transformation of Education: Psychodidactic and Technological Aspects

Annotation

The article discusses the problems associated with the current trends of digital transformation of education. The degree of psychodidactic novelty of the proposed changes in education, the functional capabilities and limitations of the use of digital technologies in teaching, their relationship with the traditional classroom system are considered. The research method is based on a critical analysis of a number of domestic publications on the problems of substantive, procedural and organizational aspects of building a personalized education system. The issues of psychological mechanisms of cognitive activity of students in the new learning environment, its age and individual variants are particularly emphasized.




Library

1. 34. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О. В. Рубцова // Культ.-ист. психология. — 2019. — Т. 15, № 3. — С. 117–124.
2. Rozin, V. M. Cifrovizaciya v obrazovanii (po sledam issledovaniya «Trudnosti i perspektivy` cifrovoj transformacii obrazovaniya») / V. M. Rozin // Mir psixologii. — 2021. — № 1–2. — S. 104–115.
3. 33. Розин, В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») / В. М. Розин // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 104–115.
4. Psixologo-pedagogicheskie usloviya stanovleniya individual`ny`x strategij obucheniya shkol`nikov / pod nauch. red. I. S. Yakimanskoj. — M. ; Obninsk : IG-SOCIN, 2007. — 140 s.
5. 32. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под науч. ред. И. С. Якиманской. — М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. — 140 с.
6. Psixologo-pedagogicheskie problemy` razvitiya shkol`nika kak sub``ekta ucheniya / pod red. E. D. Bozhovich. — M. : Izd-vo MPSI ; Voronezh : MODE`K, 2000. — 191 s.
7. 31. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 191 с.
8. Poziciya sub``ekta ucheniya kak psixologicheskaya sistema: vneshnie i vnutrennie svyazi / pod red. E. D. Bozhovich. — M. : Pamyatniki istoricheskoj my`sli, 2013. — 294 s.
9. 30. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / под ред. Е. Д. Божович. — М. : Памятники исторической мысли, 2013. — 294 с.
10. Perspektivy` programmirovannogo obucheniya (Rukovodstvo po sostavleniyu programm) / K. Tomas [i dr.]. — M. : Mir, 1966. — 247 s.
11. 29. Перспективы программированного обучения (Руководство по составлению программ) / К. Томас [и др.]. — М. : Мир, 1966. — 247 с.
12. Personalizirovannaya model` obrazovaniya : metod. posobie / ANO «Platforma novoj shkoly`». — M., 2019. — 36 s.
13. 28. Персонализированная модель образования : метод. пособие / АНО «Платформа новой школы». — М., 2019. — 36 с.
14. Personalizaciya v obrazovanii: ot programmiruemogo k adaptivnomu obucheniyu / D. A. Kravchenko [i dr.] // Sovr. zarub. psixologiya. — 2020. — T 9, № 3. — S. 34–46. — doi: <a href="https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303" target="_blank">https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303</a>
15. 27. Персонализация в образовании: от программируемого к адаптивному обучению / Д. А. Кравченко [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т 9, № 3. — C. 34–46. — doi: <a href="https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303" target="_blank">https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303</a>
16. Pask, G. E`lektronny`e klavishny`e obuchayushhie mashiny` / G. Pask // Programmirovannoe obuchenie : sb. st. : per. s angl. / sost. I. D. Ladanov. — M., 1966. — S. 178–191.
17. 26. Паск, Г. Электронные клавишные обучающие машины / Г. Паск // Программированное обучение : сб. ст. : пер. с англ. / сост. И. Д. Ладанов. — М., 1966. — С. 178–191.
18. Panov, V. I. Opy`t sistemny`x issledovanij cifrovizacii informacionnoj sredy`: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya / V. I. Panov, E` . V. Patrakov // Mir psixologii. — 2021. — № 1–2. — S. 116–130.
19. 25. Панов, В. И. Опыт системных исследований цифровизации информационной среды: риски, представления, взаимодействия / В. И. Панов, Э. В. Патраков // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 116–130.
20. Nikandrov, N. D. Cifrovizaciya: potencial, dostizheniya, riski / N. D. Nikandrov // Mir psixologii. — 2021. — № 1–2. — S. 75–88.
21. 24. Никандров, Н. Д. Цифровизация: потенциал, достижения, риски / Н. Д. Никандров // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 75–88.
22. Morosanova, V. I. Osoznannaya samoregulyaciya i otnoshenie k ucheniyu v dostizhenii uchebny`x celej / V. I. Morosanova, T. G. Fomina, I. Yu. Cyganov. — M. ; SPb. : NestorIstoriya, 2017. — 377 s.
23. 23. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, И. Ю. Цыганов. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. — 377 с.
24. Yakimanskaya, I. S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole / I. S. Yakimanskaya. — M. : Sentyabr`, 1996. — 173 s.
25. 44. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 1996. — 173 с.
26. Yudina, O. N. Vneshnie i vnutrennie svyazi, opredelyayushhie razvitie regulyatornogo komponenta v strukture pozicii sub``ekta ucheniya (na materiale russkogo yazy`ka) / O. N. Yudina // Poziciya sub``ekta ucheniya kak psixologicheskaya sistema: vneshnie i
27. 43. Юдина, О. Н. Внешние и внутренние связи, определяющие развитие регуляторного компонента в структуре позиции субъекта учения (на материале русского языка) / О. Н. Юдина // Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи
28. Yudina, O. N. Samodiagnostika i samokorrekciya kak faktory` razvitiya pozicii sub``ekta ucheniya u shkol`nikov / O. N. Yudina // Psixologo-pedagogicheskie problemy` razvitiya shkol`nika kak sub``ekta ucheniya / pod red. E. D. Bozhovich. — M. ; Voronezh, 2
29. 42. Юдина, О. Н. Самодиагностика и самокоррекция как факторы развития позиции субъекта учения у школьников / О. Н. Юдина // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. ; Воронеж, 2000. — С. 61–75
30. Shingaev, S. M. Razvivayushhaya beseda kak metod raboty` s obuchayushhimisya sovremenny`x obrazovatel`ny`x organizacij / S. M. Shingaev, S. Shershun // Psixologiya cheloveka v obrazovanii. — 2019. — T. 1, № 4. — S. 380–387.
31. 41. Шингаев, С. М. Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций / С. М. Шингаев, С. Шершун // Психология человека в образовании. — 2019. — Т. 1, № 4. — С. 380–387.
32. Shenshev, L. V. Ob optimal`nom raspredelenii funkcij mezhdu chelovekom i obuchayushhim ego ustrojstvom / L. V. Shenshev // Voprosy` algoritmizacii i programmirovaniya obucheniya. — M., 1969. — S. 154–167.
33. 40. Шеншев, Л. В. Об оптимальном распределении функций между человеком и обучающим его устройством / Л. В. Шеншев // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. — М., 1969. — С. 154–167.
34. Czukerman, G. A. Vidy` obshheniya v obuchenii / G. A. Czukerman. — Tomsk : Peleng, 1993. — 268 s.
35. 39. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск : Пеленг, 1993. — 268 с.
36. Universal`ny`e kompetentnosti i novaya gramotnost`: chemu uchit` segodnya dlya uspexa zavtra : Predvaritel`ny`e vy`vody` mezhdunarodnogo doklada o tendenciyax transformacii shkol`nogo obrazovaniya / I. D. Frumin [i dr.]. — M. : NIU VShE`, 2018. — 28 s. —
37. 38. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра : Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин [и др.]. — М. : НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — (Современна
38. Uvarov, A. Yu. Ob opisanii kompetencij XXI veka / A. Yu. Uvarov // Obrazovatel`naya politika. — 2014. — № 1. — S. 13–30.
39. 37. Уваров, А. Ю. Об описании компетенций XXI века / А. Ю. Уваров // Образовательная политика. — 2014. — № 1. — С. 13–30.
40. Trudnosti i perspektivy` cifrovoj transformacii obrazovaniya / pod red. A.Yu. Uvarova, I. D. Frumina. — M.: Izd. dom Vy`ssh. shk. e`konomiki, 2019. — 342 s.
41. 36. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. — 342 с.
42. Skinner, B. F. Nauka ob obuchenii i iskusstvo obucheniya / B. F. Skinner // Teorii ucheniya : xrestomatiya / red.-sost. N. F. Taly`zina, I. A. Volodarskaya. — M., 1998. — S. 103–109.
43. 35. Скиннер, Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения / Б. Ф. Скиннер // Теории учения : хрестоматия / ред.-сост. Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская. — М., 1998. — С. 103–109.
44. Rubczova, O. V. Cifrovy`e texnologii kak novoe sredstvo oposredovaniya (Chast` pervaya) / O. V. Rubczova // Kul`t.-ist. psixologiya. — 2019. — T. 15, № 3. — S. 117–124.
45. Davy`dov, V. V. Teoriya razvivayushhego obucheniya / V. V. Davy`dov. — M. : Akademiya, 2004. — 288 s.
46. 12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : Академия, 2004. — 288 с.
47. Granik, G. G. Rech`, yazy`k i sekrety` punktuacii / G. G. Granik, L. A. Koncevaya. — M. : Prosveshhenie, 1996. — 350 s.
48. 11. Граник, Г. Г. Речь, язык и секреты пунктуации / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая. — М. : Просвещение, 1996. — 350 с.
49. Granik, G. G. Russkij yazy`k : Programmirovanny`j uchebnik i sbornik uprazhnenij / G. G. Granik, O. N. Yudina. — M. : Pedagogika, 1970. — Ch. 2. — 226 s.
50. 10. Граник, Г. Г. Русский язык : Программированный учебник и сборник упражнений / Г. Г. Граник, О. Н. Юдина. — М. : Педагогика, 1970. — Ч. 2. — 226 с.
51. Granik, G. G. Russkij yazy`k : Programmirovanny`j uchebnik i sbornik uprazhnenij / G. G. Granik, E. D. Bozhovich. — M. : Pedagogika, 1970. — Ch. 1. — 242 s.
52. 9. Граник, Г. Г. Русский язык : Программированный учебник и сборник упражнений / Г. Г. Граник, Е. Д. Божович. — М. : Педагогика, 1970. — Ч. 1. — 242 с.
53. Gal`perin, P. Ya. Vvedenie v psixologiyu / P. Ya. Gal`perin. — M. : Izd-vo MGU, 1976. — 247 s.
54. 8. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во МГУ, 1976. — 247 с.
55. Gal`perin, P. Ya. Razvitie issledovanij po formirovaniyu umstvenny`x dejstvij / P. Ya. Gal`perin // Psixologicheskaya nauka v SSSR : v 2 t. — M., 1959. — T. 1. — S. 441–469.
56. 7. Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР : в 2 т. — М., 1959. — Т. 1. — С. 441–469.
57. Budancev, D. V. Cifrovizaciya v sfere obrazovaniya [E`lektronny`j resurs] : obzor rossijskix nauchny`x publikacij / D. B. Budancev // Mol. ucheny`j. — 2020. — № 27. — S. 120–127. — Rezhim dostupa: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72477/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72477/</a> (data obrashheniya: 1
58. 6. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования [Электронный ресурс] : обзор российских научных публикаций / Д. Б. Буданцев // Мол. ученый. — 2020. — № 27. — С. 120–127. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72477/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72477/</a> (дата обращения: 16.07.2022
59. Bondarenko, S. M. Pochemu detyam trudno uchit`sya? / S. M. Bondarenko. — M. : Znanie, 1975. — 64 s.
60. 5. Бондаренко, С. М. Почему детям трудно учиться? / С. М. Бондаренко. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
61. Bozhovich, E. D. Yazy`kovaya kompetenciya rebenka: struktura, dinamika razvitiya, vozrastnaya i individual`naya variativnost` (na materiale russkogo yazy`ka kak rodnogo) / E. D. Bozhovich. — Ivanovo : Listos, 2022. — 460 s.
62. 4. Божович, Е. Д. Языковая компетенция ребенка: структура, динамика развития, возрастная и индивидуальная вариативность (на материале русского языка как родного) / Е. Д. Божович. — Иваново : Листос, 2022. — 460 с.
63. Bibler, V. S. Kul`tura. Dialog kul`tur (Opy`t opredeleniya) / V. S. Bibler // Vopr. filosofii. — 1989. — № 6. — S. 31–42.
64. 3. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) / В. С. Библер // Вопр. философии. — 1989. — № 6. — С. 31–42.
65. Asmolov, A. G. Rossijskaya shkola i novy`e informacionny`e texnologii: vzglyad v sleduyushhee desyatiletie / A. G. Asmolov, A. L. Semenov, A. Yu. Uvarov. — M. : Neks-Print, 2010. — 84 s.
66. 2. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. — М. : НексПринт, 2010. — 84 с.
67. Abramenkova, V. V. Cifrovizaciya vospitaniya kak ugroza bezopasnomu razvitiyu detstva [E`lektronny`j resurs] / V. V. Abramenkova // Psixol. gazeta. — 2021. — Rezhim dostupa: <a href="https://psy.su/feed/9194/" target="_blank">https://psy.su/feed/9194/</a> (data obrashheniya: 31.08.2021).
68. 1. Абраменкова, В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства [Электронный ресурс] / В. В. Абраменкова // Психол. газета. — 2021. — Режим доступа: <a href="https://psy.su/feed/9194/" target="_blank">https://psy.su/feed/9194/</a> (дата обращения: 31.08.2021).
69. Lichnostny`e faktory` razvitiya pozicii sub``ekta ucheniya / pod red. E.D.Bozhovich.— M. ; SPb. : Nestor-Istoriya, 2020. — 368 s.
70. 22. Личностные факторы развития позиции субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. — 368 с.
71. Leont`ev, A. A. Psixologiya obshheniya / A. A. Leont`ev. — M. : Smy`sl, 1997. — 365 s.
72. 21.Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 1997. — 365 с.
73. Landa, L. N. Umenie dumat` . Kak emu uchit` / L. N. Landa. — M. : Znanie, 1975. — 64 s.
74. 20. Ланда, Л. Н. Умение думать. Как ему учить / Л. Н. Ланда. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
75. Landa, L. N. Algoritmizaciya v obuchenii / L. N. Landa ; pod obshh. red. i so vstup. st. B. V. Gnedenko, B. V. Biryukova. — M. : Prosveshhenie, 1966. — 523 s.
76. 19. Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда ; под общ. ред. и со вступ. ст. Б. В. Гнеденко, Б. В. Бирюкова. — М. : Просвещение, 1966. — 523 с.
77. Krauder, N. Avtomaticheskoe obuchenie s vnutrennim (razvetvlenny`m) programmirovaniem / N. Krauder // Programmirovannoe obuchenie : sb. st. : per. s angl. / sost. I. D. Ladanov — M., 1966. — S. 30–36.
78. 18. Краудер, Н. Автоматическое обучение с внутренним (разветвленным) программированием / Н. Краудер // Программированное обучение : сб. ст. : пер. с англ. / сост. И. Д. Ладанов — М., 1966. — С. 30–36.
79. Kochetkov, N. V. Vzaimosvyaz` uvlechennosti onlajn-igrami i motivacii k obucheniyu raznostatusny`x shkol`nikov / N. V. Kochetkov, E. N. Volozhaeva // Psixol. nauka i obrazovanie. — 2021. — T. 26, № 4. — S. 34–42.
80. 17. Кочетков, Н. В. Взаимосвязь увлеченности онлайн-играми и мотивации к обучению разностатусных школьников / Н. В. Кочетков, Е. Н. Воложаева // Психол. наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 34–42.
81. Konstantinovskij, M. A. Programmirovannoe obuchenie s razny`x storon / M. A. Konstantinovskij. — M. : Znanie, 1974. — 64 s.
82. 16. Константиновский, М. А. Программированное обучение с разных сторон / М. А. Константиновский. — М. : Знание, 1974. — 64 с.
83. Konopkin, O. A. Obshhaya sposobnost` k samoregulyacii kak faktor sub``ektnogo razvitiya / O. A. Konopkin // Vopr. psixologii. — 2004. — № 2. — S. 128–135.
84. 15. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О. А. Конопкин // Вопр. психологии. — 2004. — № 2. — С. 128–135.
85. Konokotin, A. V. Primenenie komp`yuterny`x sredstv v ocenke razvitiya uchebny`x vzaimodejstvij mladshix shkol`nikov / A. V. Konokotin // Psixol. nauka i obrazovanie. — 2021. — T. 26, № 4. — S. 5–19.
86. 14. Конокотин, А. В. Применение компьютерных средств в оценке развития учебных взаимодействий младших школьников / А. В. Конокотин // Психол. наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 5–19.
87. Isaeva, A. N. «Bestelesnost`» lichnosti v usloviyax virtual`noj kul`tury` / A. N. Isaeva // Psixologiya : zhurn. Vy`ssh. shk. e`konomiki. — 2021. — T. 18, № 3. — S. 491–505.
88. 13. Исаева, А. Н. «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры / А. Н. Исаева // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 491–505.

Other articles