Published Date: 31.12.2022

Контроль стресса: определение, применение, перспективы исследований

Annotation

В статье представлены теоретический обзор научных исследований, описывающих совладание со стрессом, и результаты исследования по апробации метода Джима Уайта и Мэри Кинан — контроля стресса. Психообразовательные методы низкой интенсивности — группа методов, отличающихся краткосрочностью, ориентацией на получение знаний в области психологии, предоставлением информации о психологических проблемах и психических расстройствах и подразумевающих помощь пациентам в организации самопомощи. Контроль стресса как психообразовательный метод низкой интенсивности, использующий групповые методы работы, предлагается исследовать наряду с иными формами совладающего поведения, применяемыми в практической психологии и психологии спорта. Описываются технология контроля стресса, ее преимущества, процесс и результаты апробации на спортсменах в рамках коррекции тревожности.



Library

1. 27. Biggs, A. Lazarus and Folkman’s Psychological Stress and Coping Theory / A. Biggs, P. Brough, S. Drummond // The Handbook of Stress and Health : A Guide to Research and Practice. — John Wiley and Sons, 2017. — P. 349–364. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1002/97
2. 19. Тудупова, Т. Ц. Развитие адаптивных копинг-стратегий у подростков как средство профилактики суицидальных рисков / Т. Ц. Тудупова, Н. Г. Батуева, Т. А. Парфентьева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2018. — Т. 7, №
3. 20. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований / М. Р. Хачатурова // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2013. — Т. 10, № 3. — С. 160–169.
4. 21. Шапарь, В. Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 452 с. — (Психологический факультет).
5. 22. Шац, И. К. Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов / И. К. Шац // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2013. — Т. 5, № 4. — С. 19–27.
6. 23. Яковец, О. Г. Фитофизиология стресса : курс лекций / О. Г. Яковец. — Минск : Белорус. гос. ун-т, 2010. — 103 с.
7. 24. A Meta-Analysis of Cognitive-Behavioural Therapy for Adult Depression, Alone and in Comparison with other Treatments / P. Cuijpers [et al.] // The Canadian Journal of Psychiatry.— 2013. — Vol. 58, № 7. — P. 376–385. — <a href="https://doi.org/10.1177/070674371" target="_blank">https://doi.org/10.1177/070674371</a>
8. 25. APA Dictionary of Psychology [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> dictionary.apa.org/coping (date of the application: 27.01.2023).
9. 26. A pragmatic patient preference trial of cognitive behavioural versus cognitive analytic guided self-help for anxiety disorders / S. Kellett [et al.] // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. — 2020. — Vol. 49, № 1. — P. 104–111. — <a href="https://doi.org/10" target="_blank">https://doi.org/10</a>
10. 18. Тимофей Нестик: Важно, чтобы в списке наших контактов оставались люди с разными точками зрения [Электронный ресурс]. — 2022. — Режим доступа: <a href="https:" target="_blank">https:</a> <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=bd0b0e0e-c78e-4ddf-b9c0-2e27d4e9c2e5 (дата обращения: 27.01.2
11. 28. Brown, J. S. Can Large-Scale Self-Referral Psycho-Educational Stress Workshops Help Improve the Psychological Health of the Population? / J. S. Brown, S. A. Elliott, C. Butler // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. — 2006. — Vol. 34, № 2. — P. 16
12. 29. Burns, P. “Stress Control” as a Large Group Psychoeducational Intervention at Step 2 of IAPT Services : Acceptability of the Approach and Moderators of Effectiveness / P. Burns, S. Kellett // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. — 2015. — Vol. 44,
13. 30. Eayrs, C. B. Behavioural Group Training for Anxiety Management / C. B. Eayrs, D.Rowan, P. G. Harvey // Behavioural Psychotherapy. — 1984. — Vol. 12, № 2. — P. 117–129. — <a href="https://doi.org/10.1017/s0141347300009794" target="_blank">https://doi.org/10.1017/s0141347300009794</a>
14. 31. Effectiveness of stress control large group psychoeducation for anxiety and depression : Systematic review and meta-analysis / N. Dolan [et al.] // British J. of Clinical Psychology. — 2021. — Vol. 60, № 3. — P. 375–399. — <a href="https://doi.org/10.1111/bjc." target="_blank">https://doi.org/10.1111/bjc.</a>
15. 32. Empathy / A. C. Bohart [et al.] // Psychotherapy relationships that work : Therapist contributions and responsiveness to patients / ed. by J. C. Norcross. — N. Y., 2002. — P. 89–108.
16. 33. Folkman, S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire : Research Edition / S. Folkman, R. S. Lazarus. — Palo Alto, CA : Consulting Psychologists Press, 1988.
17. 34. Haney, C. J. Coping Effectiveness : A Path Analysis of Self-Efficacy, Control, Coping, and Performance in Sport Competitions1 / C. J. Haney, B. C. Long // J. of Applied Social Psychology. — 1995. — Vol. 25, № 19. — P. 1726–1746. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.
18. 35. Hoffman, S. G. Cognitive-Behavioral Therapy for Adult Anxiety Disorders / S. G. Hoffman, J. A. J. Smits // The Journal of Clinical Psychiatry. — 2008. — Vol. 69, № 4. — P. 621–632. — <a href="https://doi.org/10.4088/jcp.v69n0415" target="_blank">https://doi.org/10.4088/jcp.v69n0415</a>
19. 10. Мартынов, А. И. Психология альпинизма / А. И. Мартынов. — М. : ТВТ Дивизион, 2017. — 252 с.
20. 2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — М. : АСТ, 2009. — 811 с. — (Большая психологическая энциклопедия).
21. 3. Даев, Е. В. О «Стрессе», … или о двух ошибках Ганса Селье, завоевавших мир / Е. В. Даев // Экол. генетика. — 2019. — Т. 17, № 4. — С. 103–111. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17816/ecogen174103-111
22. 4. Ермакова, Е. Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса / Е. Г. Ермакова // Междунар. журн. гуманит. и естеств. наук. — 2020. — № 9–2. — С. 49–52. — <a href="https://doi.org/10.24411/" target="_blank">https://doi.org/10.24411/</a> 2500-1000-2020
23. 5. Ильин, Е. П. Стили спортивной деятельности / Е. П. Ильин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия. — СПб., 2002. — С. 128–136.
24. 6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — М. [и др.] : Питер, 2008. — 351 с. — (Мастера психологии).
25. 7. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журн. практ. психолога. — 2007. — № 3. — С. 93–112.
26. 8. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т. Л. Крюкова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. — 2013. — Т. 19, № 5. — С. 184–188.
27. 9. Мамедова, Л. В. Стресс и способы борьбы с ним в предэкзаменационный период / Л. В. Мамедова, А. В. Юдина // Инновации в науке. — 2016. — № 57–2. — С. 70–75.
28. 1. Барабанщикова, В. В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В. В. Барабанщикова, О. А. Климова // Нац. психол. журн. — 2015. — № 2. — С. 3–12. — <a href="https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201" target="_blank">https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201</a>
29. 11. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. — М. : Наука, 1981. — 278 с.
30. 12. Першина, К. В. Нейрофизиологические механизмы стресса и депрессивных состояний и методы борьбы с ними / К. В. Першина // ropean Science. — 2019. — № 1. — С. 78–83
31. 13. Предсоревновательные психические состояния в спортивной деятельности / Ю. В. Нечушкин [и др.] // Живая психология. — 2017. — Т. 4, № 4. — С. 301–310. — <a href="https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38656" target="_blank">https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38656</a>
32. 14. Психология спорта : хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. — Минск : АСТ ; М. : Харвест, 2005. — 350 с. — (Б-ка практ. психологии).
33. 15. Разумов, С. А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье / С. А. Разумов. — Л. : Знание, 1975. — 156 с.
34. 16. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психол. исследования. — 2011. — Т. 4, № 17. — С. 4. — doi: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850</a>
35. 17. Спортивная психология : учеб. для акад. бакалавриата / В. И. Воронова [и др.]. ; под общ. ред. В. А. Родионова [и др.].— М. : Юрайт, 2018. — 367 с. — (Бакалавр. Академический курс).

Other articles