Published Date: 01.04.2023

Характеристики познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в разные временные эпохи

Annotation

В статье представлены результаты исследования познавательной деятельности двух выборок детей старшего дошкольного возраста с разницей в 20 лет. С помощью метода «Креативное поле» были выявлены достоверные различия в особенностях мыслительной деятельности и мотивации исследуемых групп в сторону их снижения в группе современных дошкольников. Вместе с тем полученные данные по интеллекту, измеренному тестом Дж. Равена, говорят о том, что современные дошкольники чуть лучше справлялись с заданиями по этому тесту, чем их сверстники 20 лет назад. Дан анализ современной ситуации развития ребенка.



Library

1. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О. В. Рубцова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 3. — С. 117–124. — DOI: 10.17759/chp.2019150312
2. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8 : A community study / V. Skalická, B. W. Hygen, F. Stenseng [et al.] // British Journal of Developmental Psychology. — 2019. — Vol. 37, № 3. — P. 427–443. — DOI: 10.1111/bjdp
3. Screen time and early childhood development in Ceará, Brazil: a population-based study / H. A. L. Rocha, L. L. Correia, Á. J. M. Leite [et al.] // BMC Public Health. — 2021. — Vol. 21. — 2072. — <a href="https://doi.org/10.1186/s12889-021-12136-2" target="_blank">https://doi.org/10.1186/s12889-021-12136-2</a>
4. Kӥhhirt, M. Parental education, television exposure, and children’s early cognitive, language and behavioral development / M. Kühhirt, M. Klein // Social Science Research. — 2019. — Vol. 86. – 102391. — DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.102391
5. Kail, R. Human intelligence : Perspectives and Prospects / R. V. Kail, J. W. Pellegrino. — New York : W. H. Freeman, 1985. — 224 p.
6. Griffiths, L. Associations between sport and screen-entertainment with mental health problems in 5-year-old children / L. Griffiths, M. Dowda, C. Dezateux // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. — 2010. — Vol. 7, №30. —
7. Galotti, K. M. Approaches to studying formal and everyday reasoning / K. M. Galotti // Psychological Bulletin. — 1989. — Vol. 105, № 3. — P. 331–351. — <a href="https://doi.org/10.1037/" target="_blank">https://doi.org/10.1037/</a> 0033-2909.105.3.331
8. Труды по социологии образования / Российская академия образования, Институт социологии образования. — Т. 17, вып. 29. Социология дошкольного детства / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина, А. И. Иванова, Е. С. Верясова. — Москва : Институт социологии образ
9. Солдатова, Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Г. У. Солдатова, О. И. Теславская // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 4 (36). — С. 12–27. — DOI: 10.11621/npj.
10. Смирнова, Е. О. Специфика современного дошкольного детства / Е. О. Смирнова // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 2 (34). — С. 25–32. — DOI: 10.11621/npj.2019.0207
11. Смирнова, Е. О. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова, Н. Ю. Матушкина, С. Ю. Смирнова // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 3. — C. 42–53. — DOI: 10.17759/pse.2018230304
12. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) / О. В. Рубцова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 4. — С. 100–108. — DOI: 10.17759/chp.2019150410
13. Артеменков, С. Л. Проблема опосредования в киберпсихологии / С. Л. Артеменков // «Нейрокомпьютеры и их применение» : XIX Всерос. науч. конф. : тез. докл. — Москва, 2021. — С. 391–395.
14. Прихожан, А. М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста / А. М. Прихожан // Психологические исследования. — 2010. — № 1 (9). — EDN: KZULXZ
15. Ларионова, Л. И. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды / Л. И. Ларионова, А. Ю. Горбунова // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития.
16. Карабанова, О.А.Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 3 (31). — С. 37–46.
17. Жукова, Е. С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Жукова Елена Сергеевна. — Москва, 2000. — 423 с.
18. Денисенкова, Н. С. Эрозия норм развития современного ребенка / Н. С. Денисенкова // Тезисы международного симпозиума «Л. С. Выготский и современное детство». — Москва, 2017. — С. 37–39.
19. Дель Веккьо, Ж. «Киндерсюрприз» для маркетологов : как создать «долгоиграющий» бренд для детей/ Жене дель Веккьо.— Москва : ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2005.— 249 с.
20. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников / А. Н. Веракса, Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, О. В. Алмазова // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 1. — С. 27–40. — DOI
21. Бурлакова, И. А. Парадоксы современной детской субкультуры / И. А. Бурлакова, Е.Е.Клопотова, Е.К.Ягловская// Дошкольное воспитание.— 2021.— №2.— С.2–27.
22. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : монография / Д. Б. Богоявленская. — Самара : Федоров, 2009. — 414 с.
23. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — 1971. — № 1. — С. 144–146.
24. Батенова, Ю. В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия / Ю. В. Батенова // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2019. — № 4. — С. 4–20.

Other articles