Published Date: 31.03.2023

Конфликт мировоззренческих позиций в образовании, в деловых и межличностных отношениях

Annotation

В статье отмечается недостаточная проработанность проблемы гражданского и патриотичного воспитания школьников и студентов на данном этапе развития страны. Отмечается особая ответственность педагогов и психологов за такое воспитание, которая заметно снизилась за последние десятилетия «псевдодемократических» реформ. Рассматриваются проблемы развития мировоззренческого плюрализма в условиях относительной стабильности общества и международной ситуации, а также в условиях обострения международных и внутриполитических отношений. Выделяются разные уровни проявления мировоззренческих противоречий: внутриличностные противоречия, мировоззренческие «расколы» в семье, в общении с друзьями и коллегами, в организациях, в обществе в целом, в общении с представителями иных культур. Предлагается обобщенная модель мировоззренческих ориентаций личности (социальных групп и целых народов), позволяющая лучше понять сущность имеющихся разногласий и основные причины взаимного непонимания оппонентов.



Library

1. — С.20–23.
2. 22. Шарков Ф. И. Общая конфликтология / Ф. И. Шарков, В. И. Сперанский ; под общ. ред. Ф. И. Шаркова. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. — 240 с.
3. 21. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
4. 20. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник Моск. унта. Серия 14, Психология. — 1981. — № 2. — С. 15–29.
5. 19. Пряжников Н. С. Психология нестабильности / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2021. — 288 с.
6. 18. Пряжников Н. С. Метафора «после того, как…» в контексте переосмысления жизни развивающейся личности / Н. С. Пряжников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — Т. 3, № 59. — С. 73–93.
7. 17. Пряжников Н. С. Дискуссионный метод в психологии и педагогике: проблемы и перспективы развития / Н. С. Пряжников // Мир психологии. — 2016. — № 4 (88). — С. 190–202.
8. 16. Пряжников Н. С. Психология элиты. Психология маленького человека (Книга с двойным входом) / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та ; Воронеж : МОДЭК, 2012. — 320, 184 с.
9. 15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — Москва : Педагогика-Пресс, 1994. — 526 с.
10. — С.13–20.
11. — №4.
12. 14. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В. В. Петухов// Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1984.
13. 13. Павлова Т. А. Картина мира личности студентов высшей школы / Т. А. Павлова. — Москва : Педагогическое общество России, 2010. — 160 с.
14. 1. Бернс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс ; общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. — Москва : Прогресс, 1986. — 420.
15. — №6.
16. 12. Некрасова Н. А. Мировоззрение как объект философской рефлексии / Н. А. Некрасова, С.И.Некрасов// Современные наукоемкие технологии. — 2005.
17. 11. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. Опыт знаменитых семей России — современным родителям / О. С. Муравьева. — Москва : Эксмо, 2014. — 304 с.
18. 10. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — Москва : Политиздат, 1991. — 525 с.
19. 9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. I / А. Н. Леонтьев. — Москва : Педагогика, 1983. — 392 с.
20. 8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_</a> doc_LAW_28399 (дата обращения:
21. 7. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с.
22. 6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 224 с.
23. 5. Карловская Н. Н. Доверие и вера в деловых отношениях / Н. Н. Карловская, Е. В. Камнева, Е. Б. Моргунов и др. // Организационная психология. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 183–207.
24. 4. Камнева Е. В. Имитации личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний / Е. В. Камнева, Н. С. Пряжников, Е. В. Бабанова, С. М. Буянова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 4. — С. 27–41.
25. 3. Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — С. 375–376.
26. 2. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. — Москва : Экопрос, 1993. — 544 с.

Other articles