Published Date: 01.04.2023
Analysis of Digital Competence Models of Russian Teachers
Annotation
The paper considers and analyzes various approaches to the model of digital competencies of teachers. The emphasis is on the latest research by Russian scientists devoted to the study of digital competencies, digital literacy, and digital skills. It is indicated that there is no single approach to considering the structure and content of the concept of “digital competencies”. The results of a study of digital competencies of Russian teachers, conducted in 2022, are shown.
Keywords
Type | Article |
Information | INNOVATION IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDIES № 02/2023 |
Pages | 149-163 |
UDK | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_149 |
Library
1. 13. Рылеева А. С. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации / А. С. Рылеева, Ю. В. Стефаник // МНКО. — 2021. — № 2 (87). — С. 97–99. — DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-97-99
2. Ryleeva A. S. Model’ formirovaniya tsifrovoi kompetentnosti pedagogov obrazovatel’noi organizatsii / A. S. Ryleeva, Yu. V. Stefanik // MNKO. — 2021. — № 2 (87). — S. 97–99. — DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-97-99
3. 14. Савельева О. Ю. Цифровые компетенции современного преподавателя / О. Ю. Савельева, Е. Ю. Кутенкова, Т. В. Ларина // Актуальные вопросы образования. — 2022. — № 1. — С. 199–203. — DOI: 10.33764/2618-8031-2022-1-199-203
4. Savel’eva O. Yu. Tsifrovye kompetentsii sovremennogo prepodavatelya / O. Yu. Savel’eva, E. Yu. Kutenkova, T. V. Larina // Aktual’nye voprosy obrazovaniya. — 2022. — № 1. — S. 199– 203. — DOI: 10.33764/2618-8031-2022-1-199-203
5. 15. Соколова С. К. Модель цифровых компетенций, разработанная АНО ВО «Университет Иннополис», и процедура диагностики. Опыт реализации [Электронный ресурс] / С. К. Соколова. — URL: <a href="https://innopolis.university/filespublic/предложение_ассесмент.pdf" target="_blank">https://innopolis.university/filespublic/предложение_ассесмент.pdf</a> (дата о
6. Sokolova S. K. Model’ tsifrovykh kompetentsii, razrabotannaya ANO VO «Universitet Innopolis», i protsedura diagnostiki. Opyt realizatsii [Elektronnyi resurs] / S. K. Sokolova. — URL: <a href="https://innopolis.university/filespublic/predlozhenie_assesment.pdf" target="_blank">https://innopolis.university/filespublic/predlozhenie_assesment.pdf</a> (dat
7. 16. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность российских педагогов / Г. У. Солдатова, В. Н. Шляпников // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 4. — С. 5–18. — DOI: 10.17759/pse.2015200401
8. Soldatova G. U. Tsifrovaya kompetentnost’ rossiiskikh pedagogov / G. U. Soldatova, V. N. Shlyapnikov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2015. — T. 20, № 4. — S. 5–18. — DOI: 10.17759/pse.2015200401
9. 17. Университет 2035 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.2035.university/" target="_blank">https://www.2035.university/</a> (дата обращения: 10.02.2023).
10. Universitet 2035 [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.2035.university/" target="_blank">https://www.2035.university/</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
11. 18. Хоченкова Т. Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты / Т. Е. Хоченкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2021. — Т. 18, № 4. — С. 314– 325. — DOI: 10.2
12. Khochenkova T. E. Model’ tsifrovykh kompetentsii pedagogov: terminologicheskii i soderzhatel’nyi aspekty / T. E. Khochenkova // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. — 2021. — T. 18, № 4. — S. 314–325. —
13. 19. Цифровая грамотность в России [Электронный ресурс] // TADVISER 22/09/27. — URL: <a href="https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_грамотность_в_" target="_blank">https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_грамотность_в_</a> России (дата обращения: 10.02.2023).
14. Tsifrovaya gramotnost’ v Rossii [Elektronnyi resurs] // TADVISER 22/09/27. — URL: <a href="https://www.tadviser.ru/index.php/Stat’ya:Tsifrovaya_gramotnost’" target="_blank">https://www.tadviser.ru/index.php/Stat’ya:Tsifrovaya_gramotnost’</a> _v_Rossii (data obrashcheniya: 10.02.2023).
15. 20. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ / Т. А. Аймалетдинов [и др.]. — Москва : НАФИ, 2019. — 84 с.
16. Tsifrovaya gramotnost’ rossiiskikh pedagogov. Gotovnost’ k ispol’zovaniyu tsifrovykh tekhnologii v uchebnom protsesse. Analiticheskii tsentr NAFI / T. A. Aimaletdinov [i dr.]. — Moskva : NAFI, 2019. — 84 s.
17. 21. Цифровой гражданин [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://it-gramota.ru/" target="_blank">https://it-gramota.ru/</a> (дата обращения: 10.02.2023).
18. Tsifrovoi grazhdanin [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://it-gramota.ru/" target="_blank">https://it-gramota.ru/</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
19. 22. Цифровой диктант [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://digitaldictation.ru" target="_blank">https://digitaldictation.ru</a> (дата обращения: 10.02.2023).
20. Tsifrovoi diktant [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://digitaldictation.ru" target="_blank">https://digitaldictation.ru</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
21. 23. Чиркова В. М. Цифровая грамотность преподавателя вуза как основа успешной педагогической деятельности / В. М. Чиркова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2022. — Т. 11, № 2 (39). — С. 19–22. — DOI: 10.57145/27129780_2022_11_02_05
22. Chirkova V. M. Tsifrovaya gramotnost’ prepodavatelya vuza kak osnova uspeshnoi pedagogicheskoi deyatel’nosti / V. M. Chirkova // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. — 2022. — T. 11, № 2 (39). — S. 19–22. — DOI: 10.57145/27129780_2022_11_02_05
23. 24. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е. В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2021. — № 4. — С. 46–57. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021
24. Yakovleva E. V. Tsifrovaya kompetentnost’ budushchego pedagoga: komponentnyi sostav / E. V. Yakovleva // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». — 2021. — № 4. — S. 46–57. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021
25. 25. Serezhkina A. E. Digital skills of teachers / A. E. Serezhkina // Ural Environmental Science Forum “Sustainable Development of Industrial Region” (UESF-2021), Chelyabinsk, Russia, Edited by Kankhva, V.; E3S Web of Conferences. — 2021. — No. 258. — DOI
26. 1. Вершкова Е. М. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя / Е. М. Вершкова, Г. В. Можаева // Гуманитарная информатика. — 2019. — № 16. — С. 6–12. — DOI: 10.17223/23046082/16/1
27. Vershkova E. M. K voprosu o modeli tsifrovykh kompetentsii prepodavatelya / E. M. Vershkova, G. V. Mozhaeva // Gumanitarnaya informatika. — 2019. — № 16. — S. 6–12. — DOI: 10.17223/23046082/16/1
28. 2. Гайсина С. В. Методические рекомендации по цифровому образованию «Карта цифровых компетенций» [Электронный ресурс] / С. В. Гайсина, И. П. Давыдова. — URL: <a href="https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf" target="_blank">https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf</a> (дата обращения: 10.02.2
29. Gaisina S. V. Metodicheskie rekomendatsii po tsifrovomu obrazovaniyu «Karta tsifrovykh kompetentsii» [Elektronnyi resurs] / S. V. Gaisina, I. P. Davydova. — URL: <a href="https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Karta-kompetentsii-ITOG.pdf" target="_blank">https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Karta-kompetentsii-ITOG.pdf</a> (data obrashcheniya
30. 3. Грязнов С. А. Цифровая компетентность преподавателя [Электронный ресурс] / С. А. Грязнов // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — № 2 (35). — C. 79–81. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya</a> (дата обращения:
31. Gryaznov S. A. Tsifrovaya kompetentnost’ prepodavatelya [Elektronnyi resurs] / S. A. Gryaznov // ANI: pedagogika i psikhologiya. — 2021. — № 2 (35). — C. 79–81. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya</a> (data obrashc
32. 4. Интенсив «Я Учитель 3.0» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://education." target="_blank">https://education.</a> yandex.ru/ uchitel/intensiv3 (дата обращения: 12.02.2023).
33. Intensiv «Ya Uchitel’ 3.0» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://education.yandex.ru/" target="_blank">https://education.yandex.ru/</a> uchitel/intensiv3 (data obrashcheniya: 12.02.2023).
34. 5. Компаниец А. А. О необходимости формирования цифровой компетентности у современного педагога как субъекта цифрового образовательного пространства / А. А. Компаниец // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета
35. Kompaniets A. A. O neobkhodimosti formirovaniya tsifrovoi kompetentnosti u sovremennogo pedagoga kak sub»ekta tsifrovogo obrazovatel’nogo prostranstva / A. A. Kompaniets // Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo univer
36. 6. Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa" target="_blank">https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa</a> (дата обращения: 10.0
37. Kompetentsii rossiiskikh uchitelei: tsifrovaya gramotnost’, gibkie navyki i umenie razvivat’ funktsional’nuyu gramotnost’ [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://yandex." target="_blank">https://yandex.</a> ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (data obrashchen
38. 7. Кучина О. В. Digital преподаватель: новые компетенции / О. В. Кучина // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). — 2021. — № 15 (17). — С. 28–34.
39. Kuchina O. V. Digital prepodavatel’: novye kompetentsii / O. V. Kuchina // Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom (Sankt-Peterburg). — 2021. — № 15 (17). — S. 28–34.
40. 8. Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов / Ю. А. Масалова // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — № 25 (3). — С. 33–44. — DOI: 10.15826/umpa.2021.03.025
41. Masalova Yu. A.Tsifrovaya kompetentnost’ prepodavatelei rossiiskikh vuzov / Yu. A. Masalova // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. — 2021. — № 25 (3). — S. 33–44. — DOI: 10.15826/umpa.2021.03.025
42. 9. Петрова В. С. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций / В. С. Петрова, Е. Е. Щербик // Московский педагогический журнал. — 2018. — № 5 (3). — С. 237–244.
43. Petrova V. S. Izmerenie urovnya sformirovannosti tsifrovykh kompetentsii / V. S. Petrova, E. E. Shcherbik // Moskovskii pedagogicheskii zhurnal. — 2018. — № 5 (3). — S. 237–244.
44. 10. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)”» [Электронный ресурс]. — UR
45. Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsial’noi zashchity RF «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v sfere nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (uchitel’)”» [Elektronn
46. 11. Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://rocit.ru" target="_blank">https://rocit.ru</a> (дата обращения: 12.02.2023).
47. Regional’naya obshchestvennaya organizatsiya «Tsentr internet-tekhnologii» (ROTsIT) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://rocit.ru" target="_blank">https://rocit.ru</a> (data obrashcheniya: 12.02.2023).
48. 12. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, А. Е. Вишнева [и др.]. — Москва : Акрополь, 2022. — 356 с.
49. Rozhdennye tsifrovymi: semeinyi kontekst i kognitivnoe razvitie / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova, A. E. Vishneva [i dr.]. — Moskva : Akropol’, 2022. — 356 s.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal