Published Date: 01.04.2023
Modeling of the Process of Forming the Experience of Paradoxical Thinking of Future Teachers as a Factor of Readiness for Innovative Pedagogical Activity
Annotation
The article deals with the problem of forming the experience of paradoxical thinking in future teachers as a factor of their readiness for innovative pedagogical activity. The study proves the importance of the formation of the designated thinking among students of pedagogical universities, the basic scientific concepts of the subject field are considered and analyzed. The paper describes the elements of the process of forming the experience of paradoxical thinking in future specialists, offers a theoretical model of this process, and also shows the results of verification of the developed model in the real professional training of future teachers.
Keywords
Type | Article |
Information | INNOVATION IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDIES № 02/2023 |
Pages | 130-148 |
UDK | 378.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_130 |
Library
1. 12. Лепешко Б. М. Парадоксальное мышление и его эвристические функции / Б. М. Лепешко // Крынiцазнауства i спецяльныя гiстарычные дысцыплiны: навук. Зб. Вып. 3 / рэдкал.: У. Н. Сiдарцоу, С. М. Ходзiн. — Мiнск : БДУ, 2007. — С. 129–139.
2. Lepeshko B. M.Paradoksal’noe myshlenie i ego evristicheskie funktsii / B.M. Lepeshko // Krynitsaznaustva i spetsyal’nyya gistarychnye dystsypliny: navuk. Zb. Vyp. 3 / redkal.: U. N. Sidartsou, S. M. Khodzin. — Minsk : BDU, 2007. — S. 129–139.
3. 13. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 2003. — 192 с.
4. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya / A. K. Markova. — Moskva : Prosveshchenie, 2003. — 192 s.
5. 14. Писаренко В. И. Использование синергетических идей в педагогическом проектировании образовательной среды вуза / В. И. Писаренко // European Social Science Journal. — 2016. — № 11. — С. 251–262.
6. Pisarenko V. I. Ispol’zovanie sinergeticheskikh idei v pedagogicheskom proektirovanii obrazovatel’noi sredy vuza / V. I. Pisarenko // European Social Science Journal. — 2016. — № 11. — S. 251–262.
7. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер, 2015. — 546 с.
8. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii / S. L. Rubinshtein. — Sankt-Peterburg : Piter, 2015. — 546 s.
9. 16. Семенцова К. С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена [Электронный ресурс] / К. С. Семенцова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2012. — № 1. — URL: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
10. Sementsova K. S.Teoreticheskii obzor issledovanii opyta lichnosti kak psikhologicheskogo fenomena [Elektronnyi resurs] / K. S. Sementsova // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnye nauki. — 2012. — №1. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
11. 17. Ситнова Е. В. Развитие парадоксальности мышления как фактор обеспечения качества физического образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Ситнова. — Санкт-Петербург, 2009. — 33 с.
12. Sitnova E. V. Razvitie paradoksal’nosti myshleniya kak faktor obespecheniya kachestva fizicheskogo obrazovaniya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.02 / E. V. Sitnova. — SanktPeterburg, 2009. — 33 s.
13. 18. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — Москва : Издательство Магистр, 2000. — 365 с.
14. Slastenin V. A. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel’nost’ / V. A. Slastenin, L. S. Podymova. — Moskva : Izdatel’stvo Magistr, 2000. — 365 s.
15. 19. Ширинская Е. А. Инновационная деятельность как основа устойчивого развития России / Е. А. Ширинская // Modern Science. — 2020. — № 2–2. — С. 92–96.
16. Shirinskaya E. A. Innovatsionnaya deyatel’nost’ kak osnova ustoichivogo razvitiya Rossii / E. A. Shirinskaya // Modern Science. — 2020. — № 2–2. — S. 92–96.
17. 20. Шумакова А. В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель — студент» / А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин, Е. И. Дворникова // Мир науки, культуры, обра
18. Shumakova A. V. Avtoritet lichnosti prepodavatelya vysshei shkoly kak determinanta konstruktivnogo stilya pedagogicheskogo upravleniya v sisteme otnoshenii «prepodavatel’ — student» / A. V. Shumakova, V. A. Yashutkin, E. I. Dvornikova // Mir nauki, kul’tu
19. 21. Шумакова А. В. Антропоцентрическая парадигма педагогических отношений: сущность и методологические перспективы в отечественном образовании : монография / А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин. — Ставрополь : Тимченко О. Г., 2022. — 135 с.
20. Shumakova A. V. Antropotsentricheskaya paradigma pedagogicheskikh otnoshenii: sushchnost’ i metodologicheskie perspektivy v otechestvennom obrazovanii : monografiya / A. V. Shumakova, V. A. Yashutkin. — Stavropol’ : Timchenko O. G., 2022. — 135 s.
21. 22. Шумакова А. В. Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты управления брендингом педагогического вуза в региональной образовательной реальности : монография / А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин. — Ставрополь : Тимченко О. Г., 2021. — 137 с.
22. Shumakova A. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i prikladnye aspekty upravleniya brendingom pedagogicheskogo vuza v regional’noi obrazovatel’noi real’nosti : monografiya / A. V. Shumakova, V. A. Yashutkin. — Stavropol’ : Timchenko O. G., 2021. — 137 s.
23. 23. McCord W. The Development of Mind / W. McCord. — Routledge, 1973. — 152 p. — DOI: <a href="https://doi.org/10.4324/9781315131719" target="_blank">https://doi.org/10.4324/9781315131719</a>
24. 1. Бешенков С. А. Моделирование и формализация : методическое пособие / С. А. Бешенков. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. — 336 с.
25. Beshenkov S. A. Modelirovanie i formalizatsiya : metodicheskoe posobie / S. A. Beshenkov. — Moskva : BINOM. Laboratoriya znanii, 2002. — 336 s
26. 2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление : пер. с англ. / М. Вертгеймер ; общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. — Москва : Прогресс, 1987. — 336 с.
27. Vertgeimer M. Produktivnoe myshlenie : per. s angl. / M. Vertgeimer ; obshch. red. S. F. Gorbova i V. P. Zinchenko. — Moskva : Progress, 1987. — 336 s.
28. 3. Гейн А. Г. Изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. Г. Гейн. — Москва, 2000. — 221 с.
29. Gein A. G. Izuchenie informatsionnogo modelirovaniya kak sredstva realizatsii mezhpredmetnykh svyazei informatiki s distsiplinami estestvennonauchnogo tsikla : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02 / A. G. Gein. — Moskva, 2000. — 221 s.
30. 4. Григорьева С. Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление [Электронный ресурс] / С. Г. Григорьева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2011. — № 3–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnostuchitelya-ka" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnostuchitelya-ka</a>
31. Grigor’eva S. G. Innovatsionnaya deyatel’nost’ uchitelya kak pedagogicheskoe yavlenie [Elektronnyi resurs] / S. G. Grigor’eva // Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. — 2011. — № 3–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchi" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchi</a>
32. 5. Дрозд К. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение : учеб.-метод. пособие / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017
33. Drozd K. V. Proektirovanie obrazovatel’noi sredy shkoly kak pedagogicheskaya innovatsiya: nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie : ucheb.-metod. posobie / K. V. Drozd, I. V. Plaksina ; Vladim. gos. un-t im. A. G. i N. G. Stoletovykh. — Vladimir : Izd-vo VlG
34. 6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — Москва : Педагогика, 1987. — 159 с.
35. Zagvyazinskii V. I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya / V. I. Zagvyazinskii. — Moskva : Pedagogika, 1987. — 159 s.
36. 7. Истомина С. В. Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С. В. Истомина. — Москва, 2009. — 23 с.
37. Istomina S. V. Rol’ regulyatornogo opyta v professional’nom samoopredelenii starsheklassnikov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13 / S. V. Istomina. — Moskva, 2009. — 23 s.
38. 8. Калинкина И. В. Психосемантическая репрезентация психологических понятий в структуре субъективного опыта студентов педагогического вуза : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Калинкина. — Ярославль, 2007. — 181 с.
39. Kalinkina I. V. Psikhosemanticheskaya reprezentatsiya psikhologicheskikh ponyatii v strukture sub»ektivnogo opyta studentov pedagogicheskogo vuza : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / I. V. Kalinkina. — Yaroslavl’, 2007. — 181 s.
40. 9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. — Томск : Томский государственный университет, 2005. — 174 с.
41. Klochko V. E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental’nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyi analiz) / V. E. Klochko. — Tomsk : Tomskii gosudarstvennyi universitet, 2005. — 174 s.
42. 10. Клушина Н. П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы / Н. П. Клушина. — Ставрополь, 2001. — 195 с.
43. Klushina N. P. Metodicheskoe obespechenie professional’noi podgotovki spetsialistov sotsial’noi raboty / N. P. Klushina. — Stavropol’, 2001. — 195 s.
44. 11. Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Коточигова. — Ярославль, 2002. — 123 с.
45. Kotochigova E. V. Psikhologicheskie osobennosti tvorcheskogo pedagogicheskogo myshleniya : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / E. V. Kotochigova. — Yaroslavl’, 2002. — 123 s.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal