Published Date: 01.04.2023

The Mechanism of Transformation of General Abilities into Artistic ones in the Structure of Giftedness

Annotation

The article examines the mechanism of transformation of general abilities into special, in this case, artistic ones in the structure of giftedness presented in the teleological paradigm. The author’s definition of giftedness is given in the article. The main factors that transform general abilities into artistic ones are: aesthetic attitude to reality — the primary basis of artistic giftedness; aesthetic reaction, studied by L. S. Vygotsky; emotional and energetic resonance (Lubart T.); physiology of movements, the mechanism of which is presented in the works of N. A. Bernstein. Knowledge of the actions of the mechanism of transformation of general abilities into artistic ones, according to the author of the article, allows creating favorable conditions for the formation and development of artistic giftedness.




Library

1. 11. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — Москва : Прогресс-Традиция, 2000. — 135 с.
2. Melik-Pashaev A. A. Mir khudozhnika / A. A. Melik-Pashaev. — Moskva : Progress-Traditsiya, 2000. — 135 s.
3. 12. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству : автореф. дис. … д-ра наук /А. А. Мелик-Пашаев. – Москва, 1994. – 51 с.
4. Melik-Pashaev A. A. Psikhologicheskie osnovy sposobnostei k khudozhestvennomu tvorchestvu : avtoref. dis. … d-ra nauk /A. A. Melik-Pashaev. – Moskva, 1994. – 51 s.
5. 13. Методология педагогики музыкального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; под ред. Э. Б. Абдуллина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2006.
6. Metodologiya pedagogiki muzykal’nogo obrazovaniya : uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii, obuchayushchikhsya po spetsial’nosti «Muzykal’noe obrazovanie» / [E. B. Abdullin i dr.] ; pod red. E. B. Abdullina. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Akadem
7. 14. Никитин А. А. Художественная одаренность : монография / А. А. Никитин. — Москва : Классика-ХХI, 2010.
8. Nikitin A. A. Khudozhestvennaya odarennost’ : monografiya / A. A. Nikitin. — Moskva : Klassika- ХХI, 2010.
9. 15. Николаенко Н. Н. Психология творчества / Н. Н. Николаенко. — СанктПетербург : Речь, 2005.
10. Nikolaenko N. N. Psikhologiya tvorchestva / N. N. Nikolaenko. — Sankt-Peterburg : Rech’, 2005.
11. 16. Ражников В. Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики / В. Г. Ражников // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. — Новосибирск, 1986. — С. 56–69.
12. Razhnikov V.G.Nekotorye voprosy teorii muzykal’nykh sposobnostei v svete sovremennoi psikhologii i pedagogiki / V. G. Razhnikov // Psikhologicheskie i pedagogicheskie problemy muzykal’nogo obrazovaniya. — Novosibirsk, 1986. — S. 56–69.
13. 17. Рождественская Н. В. Психологические методы определения актерской одаренности. Методическая разработка / Н. В. Рождественская. — Ленинград : ЛГИТМИК, 1984.
14. Rozhdestvenskaya N. V. Psikhologicheskie metody opredeleniya akterskoi odarennosti. Metodicheskaya razrabotka / N. V. Rozhdestvenskaya. — Leningrad : LGITMIK, 1984.
15. 18. Савенков А. И. Психология детской одаренности : учеб. пособие / А. И. Савенков. — Москва : Генезис, 2010.
16. Savenkov A. I. Psikhologiya detskoi odarennosti : ucheb. posobie / A. I. Savenkov. — Moskva : Genezis, 2010.
17. 19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. — Москва : Логос, 1996.
18. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatel’nosti i sposobnosti cheloveka / V. D. Shadrikov. — Moskva : Logos, 1996.
19. 20. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. — Москва — Воронеж, 1997.
20. Shadrikov V. D. Sposobnosti cheloveka / V. D. Shadrikov. — Moskva — Voronezh, 1997.
21. 21. Школяр Л. В. Педагогика искусства как фундамент эстетического воспитания детей и молодежи / Л. В. Школяр // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. — Москва, 2009. — С. 7–13.
22. Shkolyar L. V. Pedagogika iskusstva kak fundament esteticheskogo vospitaniya detei i molodezhi / L. V. Shkolyar // Modernizatsiya soderzhaniya, metodov i form muzykal’nogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh. — Moskva, 2009. — S. 7–13.
23. 1. Андреев В. Н. Восприятие и создание художественного образа в изобразительном искусстве / В. Н. Андреев. — Хабаровск, 2008.
24. Andreev V. N. Vospriyatie i sozdanie khudozhestvennogo obraza v izobrazitel’nom iskusstve / V. N. Andreev. — Khabarovsk, 2008.
25. 2. Бернштейн Н. А. Основные методологические позиции физиологии движений / Н. А. Бернштейн // Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. — Москва : Смысл, 2004. — С. 167–210.
26. Bernshtein N. A. Osnovnye metodologicheskie pozitsii fiziologii dvizhenii / N. A. Bernshtein // Nikolai Bernshtein: ot refleksa k modeli budushchego. — Moskva : Smysl, 2004. — S. 167–210.
27. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1967.
28. Vygotskii L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste / L. S. Vygotskii. — 2-e izd. — Moskva : Prosveshchenie, 1967.
29. 4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 310 с.
30. Vygotskii L. S. Psikhologiya iskusstva / L. S. Vygotskii. — Rostov-na-Donu : Feniks, 1998. — 310 s.
31. 5. Вэскер А. Б. Система К. С. Станиславского и педагогическое творчество / А. Б. Вэскер // Мир образования — образование в мире. — 2005. — № 3. — С. 77–91.
32. Vesker A. B. Sistema K. S. Stanislavskogo i pedagogicheskoe tvorchestvo / A. B. Vesker // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2005. — № 3. — S. 77–91.
33. 6. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: тренинг творческой психотехники / С. В. Гиппиус. — Москва — Ленинград : Искусство, 1967.
34. Gippius S. V. Gimnastika chuvstv: trening tvorcheskoi psikhotekhniki / S. V. Gippius. — Moskva — Leningrad : Iskusstvo, 1967.
35. 7. Дранков В. Л. Природа художественного таланта / В. Л. Дранков. — СанктПетербург, 2001.
36. Drankov V. L. Priroda khudozhestvennogo talanta / V. L. Drankov. — Sankt-Peterburg, 2001.
37. 8. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. — Москва, 1998. — 326 с.
38. Losskii N. O. Mir kak osushchestvlenie krasoty. Osnovy estetiki / N. O. Losskii. — Moskva, 1998. — 326 s.
39. 9. Любарт Т. Психология креативности : учеб. пособие / Т. Любарт ; пер. с фр. — Москва : Когито-центр, 2009. — 215 с.
40. Lyubart T. Psikhologiya kreativnosti : ucheb. posobie / T. Lyubart ; per. s fr. — Moskva : Kogito-tsentr, 2009. — 215 s.
41. 10. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. — Дубна : Феникс, 1999.
42. Malyukov A. N. Psikhologiya perezhivaniya i khudozhestvennoe razvitie lichnosti / A. N. Malyukov. — Dubna : Feniks, 1999.

Other articles