Published Date: 31.03.2023

Механизм трансформации общих способностей в художественные в структуре одаренности

Annotation

В статье рассматривается механизм трансформации общих способностей в специальные, в данном случае художественные, в структуре одаренности, представленной в телеологической парадигме. В статье дана авторская дефиниция одаренности. Основными факторами, преобразующими общие способности в художественные, являются: эстетическое отношение к действительности — первооснова художественной одаренности; эстетическая реакция, исследованная Л. С. Выготским; эмоционально-энергетический резонанс (Любарт Т.); физиология движений, механизм которой представлен в трудах Н. А. Бернштейна. Знание действий механизма трансформации общих способностей в художественные, по мнению автора статьи, позволяет создавать благоприятные условия для формирования и развития художественной одаренности.



Library

1. 11. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — Москва : Прогресс-Традиция, 2000. — 135 с.
2. 21. Школяр Л. В. Педагогика искусства как фундамент эстетического воспитания детей и молодежи / Л. В. Школяр // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. — Москва, 2009. — С. 7–13.
3. 20. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. — Москва — Воронеж, 1997.
4. 19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. — Москва : Логос, 1996.
5. 18. Савенков А. И. Психология детской одаренности : учеб. пособие / А. И. Савенков. — Москва : Генезис, 2010.
6. 17. Рождественская Н. В. Психологические методы определения актерской одаренности. Методическая разработка / Н. В. Рождественская. — Ленинград : ЛГИТМИК, 1984.
7. 16. Ражников В. Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики / В. Г. Ражников // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. — Новосибирск, 1986. — С. 56–69.
8. 15. Николаенко Н. Н. Психология творчества / Н. Н. Николаенко. — СанктПетербург : Речь, 2005.
9. 14. Никитин А. А. Художественная одаренность : монография / А. А. Никитин. — Москва : Классика-ХХI, 2010.
10. 13. Методология педагогики музыкального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; под ред. Э. Б. Абдуллина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2006.
11. 12. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству : автореф. дис. … д-ра наук /А. А. Мелик-Пашаев. – Москва, 1994. – 51 с.
12. 1. Андреев В. Н. Восприятие и создание художественного образа в изобразительном искусстве / В. Н. Андреев. — Хабаровск, 2008.
13. 10. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. — Дубна : Феникс, 1999.
14. 9. Любарт Т. Психология креативности : учеб. пособие / Т. Любарт ; пер. с фр. — Москва : Когито-центр, 2009. — 215 с.
15. 8. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. — Москва, 1998. — 326 с.
16. 7. Дранков В. Л. Природа художественного таланта / В. Л. Дранков. — СанктПетербург, 2001.
17. 6. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: тренинг творческой психотехники / С. В. Гиппиус. — Москва — Ленинград : Искусство, 1967.
18. 5. Вэскер А. Б. Система К. С. Станиславского и педагогическое творчество / А. Б. Вэскер // Мир образования — образование в мире. — 2005. — № 3. — С. 77–91.
19. 4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 310 с.
20. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1967.
21. 2. Бернштейн Н. А. Основные методологические позиции физиологии движений / Н. А. Бернштейн // Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. — Москва : Смысл, 2004. — С. 167–210.

Other articles