Published Date: 01.04.2023

Ресурсность компонентов профессионального мышления и ценностные ориентации студентов

Annotation

В статье описано исследование компонентов профессионального мышления (когнитивного и метакогнитивного) у студентов (n = 109), осваивающих профессии типа «человек — человек», в сопоставлении с ценностными ориентациями. Когнитивные и метакогнитивные особенности имеют разнонаправленные парциальные связи с ценностными ориентациями. Ресурсность когнитивного компонента профессионального мышления у студентов различных групп характеризуется разными преобладающими качествами мышления. Ресурсность метакогнитивного компонента характеризуется разным уровнем развития метакогниций. Представляется перспективным использование полученных результатов в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения.



Library

1. Grugulis, I. Whose skill is it anyway? : ‘soft’ skills and polarization / I. Grugulis, S. Vincent // Work, Employment and Society. — 2009. — Vol. 23, № 4. — P. 597–615. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1177/0950017009344862
2. Шамаева, К. М. Динамика ценностей студенческой молодежи в постсоветский период / К. М. Шамаева // Теория и практика общественного развития. — 2020. — № 1 (143). — С. 93–96. — <a href="https://doi.org/10.24158/tipor.2020.1.14" target="_blank">https://doi.org/10.24158/tipor.2020.1.14</a>
3. Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях / Е. Г. Денисова, П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова, Н. В. Сылка // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 22, № 5. — C. 85–96.
4. Anderson, J. R. Cognitive Psychology and Its Implications / J. R. Anderson. — New York : Worth Publishers, 2020. — 560 р.
5. Baker, L. How the construct of metacognition has contributed to translational research in education, mental health, and beyond / L. Baker, Z. B. Millman, L. M. Singer Trakhman // Translational Issues in Psychological Science. — 2020 — Vol. 6, № 1. — P
6. Baron, J. Individual Mental Abilities vs. the World’s Problems / J. Baron // Journal of Intelligence. — 2018. — Vol. 6, № 2. — <a href="https://doi.org/10.3390/jintelligence6020023" target="_blank">https://doi.org/10.3390/jintelligence6020023</a>
7. Dignath, C. Components of fostering self-regulated learning among students. A meta-analysis on intervention studies at primary and secondary school level / C. Dignath, G. Buttner // Metacognition and Learning. — 2008. — Vol. 3. — P. 231–264. — <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
8. Flavell, J. H. Metacognitive aspects of problem solving / J. H. Flavell // The nature of intelligence. — New York, 1976. — P. 231–235.
9. Gokalp, M. Investigation of relationship between subjective well-being levels and academic achievements of university students according to various variables / M. Gokalp // Cypriot Journal of Educational Sciences. — 2020. — Vol. 15, № 3. — P. 532–539.
10. Фомин, А. Е. Генезис метакогнитивного знания в учении: от общих структур к текущим метакогнитивным суждениям и обратно / А. Е. Фомин, Ю. О. Стеканова // Психология обучения. — 2019. — № 2. — С. 14–22.
11. Hacker, D. J. Metacognition in education : A focus on calibration / D. J. Hacker, L. Bol, M. C. Keener // Handbook of metamemory and memory / ed. by J. Dunlosky, R. A. Bjork. — New York, 2008. — P. 429–455.
12. Kaufman, J. Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future / J. Kaufman // Journal of Intelligence. — 2018. — Vol. 6. — <a href="https://doi.org/10.3390/jintelligence6020021" target="_blank">https://doi.org/10.3390/jintelligence6020021</a>
13. Maslow, A. H. Motivation and Personality / A. H. Maslow. — 2nd ed. — New York : Harper and Row, 1970. — 369 p.
14. Paris, S. G. How metacognition can promote academic learning and instruction / S. G. Paris, P. Winograd // Dimensions of thinking and cognitive instruction / ed. by B. F. Jones, L. Idol. — Hillsdale, 1990. — P. 15–51.
15. Rogers, C. R. On Becoming a Person : A Therapists View of Psychotherapy / C. R. Rogers. — Boston, 1961. — 119 p.
16. Ros, M. Basic Individual Values, Work Values, and the Meaning of Work / M. Ros, S. H. Schwartz, S. Surkiss // Applied Psychology : An International Review. — 1999. — Vol. 48, № 1. — P. 49–71. — <a href="https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00048.x" target="_blank">https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00048.x</a>
17. Schraw, G. Metacognitive theories. Educational Psychology / G. Schraw, D. Moshman // Educational Psychology Review. — 1995. — Vol. 7. — P. 351–371. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1007/BF02212307
18. Veenman, M. V. J. Initial learning in a complex computer simulated environment : The role of metacognitive skills and intellectual ability / M. V. J. Veenman, F. J. Prins, J. J. Elshout // Computers in Human Behavior. — 2002. — Vol. 18. — P. 327–342.
19. Кашапов, М. М. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды / М. М. Кашапов, Н. В. Сурина, А. С. Кашапов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2022. — Т. 4
20. Боденова, О. В. Метакогнитивная компетентность как фактор саморегуляции учебной деятельности студентов / О. В. Боденова // Развитие образования. — 2020. — № 2 (8). — С. 13–16. — <a href="https://doi.org/10.31483/r-74937" target="_blank">https://doi.org/10.31483/r-74937</a>
21. Волкова, Н. Э. Понятийные способности как фактор осознания ресурсных возможностей разных стратегий совладания / Н. Э. Волкова, М. А. Холодная // Мир психологии. — 2018. — № 2 (94). — С. 191–201.
22. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — 480 с.
23. Дрожжин, Р. А. Приоритетные ценности студенческой молодежи как важный механизм социализации личности / Р. А. Дрожжин // Приоритетные направления развития науки и образования : сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф : в 2 ч. — Пенза, 2020. — Ч. 2. — С. 1
24. Зобков, В. А. Отношение к жизнедеятельности как методологический принцип целостного познания человека / В. А. Зобков // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — 2018. — № 34 (53). — С. 104–115.
25. Ивашкова, А. А. К вопросу об изучении формирования soft skills в зарубежных исследованиях / А. А. Ивашкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2021. — № 1. — C. 13–17. — <a href="https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/02" target="_blank">https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/02</a>
26. Карпов, А. А. Проблема формирования и развития метакогнитивных стратегий в процессе обучения в высших учебных заведениях / А. А. Карпов // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. — 2018. — № 4 (46). — С. 92–96.
27. Карпов, А. В. Метакогнитивная специфика образовательных ситуаций в педагогической деятельности/ А.В.Карпов // Мир психологии.— 2020.— №3 (103).— С. 12–23.
28. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 272 с.
29. Кофейникова, Ю. Л. Диагностика метакогниций студентов психологопедагогического профиля в процессе профессионального обучения / Ю. Л. Кофейникова, Е. С. Николаева, Ш. Хукуматшоева // Педагогика и психология образования. — 2019. — № 2. — С. 153–160.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
31. Литвинов, А. В. Метакогниция : Понятие, структура, связь с интеллектуальными когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) / А. В. Литвинов, Т. В. Иволина // Современная зарубежная психология. — 2013. — Т. 2, № 3. — С. 59–70. — UR
32. Мельникова, М. Л. Связь метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и развитием универсальных компетенций обучающихся / М. Л. Мельникова, О. А. Чиркова, Л. А. Максимова // Вектор науки Тольяттинского государственного уни
33. ных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности / Е. И. Перикова, В. М. Бызова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2018. — Т. 8, № 5. — С. 41–56.
34. Серафимович, И. В. Ценностные ориентации и метакогнитивные компоненты профессионального мышления студентов социономического типа профессий / И. В. Серафимович, Г. Ю. Базанова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Пс
35. Социально-психологические аспекты профессионального обучения в сфере здравоохранения: специфика метакогнитивных процессов / И. В. Серафимович, М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова, Г. Ю. Базанова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории ме
36. Спиридонов, В. Ф. Репрезентация личностной проблемы и процесс ее решения как предмет психологического исследования / В. Ф. Спиридонов, Н. В. Кисельникова (Волкова), М. М. Данина // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 2. — С. 27–37.

Other articles