Published Date: 01.04.2023
Обращение к пространственной организации школьной среды как психодидактический инструмент современного педагога
Annotation
В статье представлены некоторые направления отечественных и зарубежных исследований в области возможностей педагога обращаться к пространственной организации школьной среды как психодидактическому инструменту. Обоснование такой возможности определяется наличием значительного количества исследований, позволяющих выделить как отдельные атрибуты пространственной среды школы, так и систему показателей организации образовательных площадок, взаимосвязанных с психологическим и академическим благополучием субъектов образовательного процесса.
Type | Article |
Information | WORLD OF PSYCHOLOGY № 02/2023 |
Pages | 38-44 |
UDK | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_38 |
Library
1. Павлова, М. В. Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов / М. В. Павлова, С. К. Нартова-Бочавер // Организационная психология. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 164–184.
2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва, 2001. — 346 с.
3. Соловьева, Е. А. Представления преподавателей и студентов об образовательной среде вуза / Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник // Вестник гражданских инженеров. — 2008. — № 1 (14). — С. 97–103.
4. Соловьева, Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза / Е. А. Соловьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2005. — Т. 5, № 12. — С. 8
5. Панюкова, Ю. Г. Организация пространства школы как фактор психологического благополучия учащихся : обзор современных зарубежных исследований / Ю. Г. Панюкова, А. И. Панюков // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 49–60.
6. Панюкова, Ю. Г. Психологические техники организации пространства рабочего места студента / Ю. Г. Панюкова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 11. — С. 102–108.
7. Панюкова, Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников) / Ю. Г. Панюкова // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — С. 131–138.
8. Панов, В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология / В. И. Панов // Социальная психология и общество. — 2013. — № 3. — С. 13–27.
9. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 352 с.
10. Абрамова, Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Абрамова Юлия Геннадьевна. — Москва, 1995. — 22 с.
11. Нартова-Бочавер, С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 5. — С. 15–26.
12. Лютомский, Н. В. Когнитивная архитектура образовательных учреждений на примере международной гимназии Сколково / Н. В. Лютомский // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 3 (44). — С. 147–166.
13. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 13–23.
14. Иванова, Е. В. Новая среда. Как менять образовательное пространство школ и детских садов : метод. пособие / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова, Е. М. Барсукова. — Москва : Альпина ПРО, 2022. — 188 с.
15. Иванова, Е. В. Разработка многофункциональной модели школьного пространства / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова // Методист. — 2017. — № 6. — С. 32–36.
16. Иванова, Е. В. Возможности исследования образовательной среды школы с использованием шкалы SACERS / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития : сб. матер. конф. — Москва, 2017. —
17. Иванова, Е. В. Зарубежный опыт архитектурного планирования предметнопространственной среды современной школы / Е. В. Иванова // Вестник МГПУ. — Сер. Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (29). — С. 94–104.
18. Виноградова, И. А. Фасилитационные возможности предметно-пространственной среды образовательной организации / И. А. Виноградова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2015. — № 1. — С. 50–54.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal