Published Date: 30.03.2023

Обращение к пространственной организации школьной среды как психодидактический инструмент современного педагога

Annotation

В статье представлены некоторые направления отечественных и зарубежных исследований в области возможностей педагога обращаться к пространственной организации школьной среды как психодидактическому инструменту. Обоснование такой возможности определяется наличием значительного количества исследований, позволяющих выделить как отдельные атрибуты пространственной среды школы, так и систему показателей организации образовательных площадок, взаимосвязанных с психологическим и академическим благополучием субъектов образовательного процесса.



Library

1. 10. Павлова, М. В. Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов / М. В. Павлова, С. К. Нартова-Бочавер // Организационная психология. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 164–184.
2. 18. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва, 2001. — 346 с.
3. 17. Соловьева, Е. А. Представления преподавателей и студентов об образовательной среде вуза / Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник // Вестник гражданских инженеров. — 2008. — № 1 (14). — С. 97–103.
4. 16. Соловьева, Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза / Е. А. Соловьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2005. — Т. 5, № 12. — С. 8
5. 15. Панюкова, Ю. Г. Организация пространства школы как фактор психологического благополучия учащихся : обзор современных зарубежных исследований / Ю. Г. Панюкова, А. И. Панюков // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 49–60.
6. 14. Панюкова, Ю. Г. Психологические техники организации пространства рабочего места студента / Ю. Г. Панюкова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 11. — С. 102–108.
7. 13. Панюкова, Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников) / Ю. Г. Панюкова // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — С. 131–138.
8. 12. Панов, В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология / В. И. Панов // Социальная психология и общество. — 2013. — № 3. — С. 13–27.
9. 11. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 352 с.
10. 1. Абрамова, Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Абрамова Юлия Геннадьевна. — Москва, 1995. — 22 с.
11. 9. Нартова-Бочавер, С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 5. — С. 15–26.
12. 8. Лютомский, Н. В. Когнитивная архитектура образовательных учреждений на примере международной гимназии Сколково / Н. В. Лютомский // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 3 (44). — С. 147–166.
13. 7. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 13–23.
14. 6. Иванова, Е. В. Новая среда. Как менять образовательное пространство школ и детских садов : метод. пособие / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова, Е. М. Барсукова. — Москва : Альпина ПРО, 2022. — 188 с.
15. 5. Иванова, Е. В. Разработка многофункциональной модели школьного пространства / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова // Методист. — 2017. — № 6. — С. 32–36.
16. 4. Иванова, Е. В. Возможности исследования образовательной среды школы с использованием шкалы SACERS / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития : сб. матер. конф. — Москва, 2017. —
17. 3. Иванова, Е. В. Зарубежный опыт архитектурного планирования предметнопространственной среды современной школы / Е. В. Иванова // Вестник МГПУ. — Сер. Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (29). — С. 94–104.
18. 2. Виноградова, И. А. Фасилитационные возможности предметно-пространственной среды образовательной организации / И. А. Виноградова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2015. — № 1. — С. 50–54.

Other articles