Published Date: 01.04.2023

Appeal to the Spatial Organization of School Environment as a Psychodidactic Tool of the Modern Teacher

Annotation

The article presents some directions of domestic and foreign research in the field of the teacher’s ability to address the interaction with the spatial environment as a psychodidactic tool. The substantiation of such a possibility is determined by the presence of a significant number of studies that allow to identify both individual attributes of the spatial environment of the school, and the system of indicators for the organization of educational sites interrelated with the psychological and academic well-being of the subjects of the educational process.




Library

1. Павлова, М. В. Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов / М. В. Павлова, С. К. Нартова-Бочавер // Организационная психология. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 164–184.
2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва, 2001. — 346 с.
3. Соловьева, Е. А. Представления преподавателей и студентов об образовательной среде вуза / Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник // Вестник гражданских инженеров. — 2008. — № 1 (14). — С. 97–103.
4. Соловьева, Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза / Е. А. Соловьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2005. — Т. 5, № 12. — С. 8
5. Панюкова, Ю. Г. Организация пространства школы как фактор психологического благополучия учащихся : обзор современных зарубежных исследований / Ю. Г. Панюкова, А. И. Панюков // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 49–60.
6. Панюкова, Ю. Г. Психологические техники организации пространства рабочего места студента / Ю. Г. Панюкова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 11. — С. 102–108.
7. Панюкова, Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников) / Ю. Г. Панюкова // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — С. 131–138.
8. Панов, В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология / В. И. Панов // Социальная психология и общество. — 2013. — № 3. — С. 13–27.
9. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 352 с.
10. Абрамова, Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Абрамова Юлия Геннадьевна. — Москва, 1995. — 22 с.
11. Нартова-Бочавер, С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 5. — С. 15–26.
12. Лютомский, Н. В. Когнитивная архитектура образовательных учреждений на примере международной гимназии Сколково / Н. В. Лютомский // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 3 (44). — С. 147–166.
13. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 13–23.
14. Иванова, Е. В. Новая среда. Как менять образовательное пространство школ и детских садов : метод. пособие / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова, Е. М. Барсукова. — Москва : Альпина ПРО, 2022. — 188 с.
15. Иванова, Е. В. Разработка многофункциональной модели школьного пространства / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова // Методист. — 2017. — № 6. — С. 32–36.
16. Иванова, Е. В. Возможности исследования образовательной среды школы с использованием шкалы SACERS / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития : сб. матер. конф. — Москва, 2017. —
17. Иванова, Е. В. Зарубежный опыт архитектурного планирования предметнопространственной среды современной школы / Е. В. Иванова // Вестник МГПУ. — Сер. Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (29). — С. 94–104.
18. Виноградова, И. А. Фасилитационные возможности предметно-пространственной среды образовательной организации / И. А. Виноградова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2015. — № 1. — С. 50–54.

Other articles