Published Date: 01.04.2023
Teacher of the Future: Resource-Prognostic Determination of Personal and Professional Development
Annotation
In the theoretical and empirical study, a complex of resource-prognostic components of the teacher’s personality is identified: reflexive design, constructive coping, emotional and value involvement, which determine the analysis, forecast and actualization of the teacher’s resource capabilities in response to the challenges and risks of the future. It is proved that resource-predictive constructs are the main factors determining the high level of personal and professional development of a teacher as a subject of creating a favorable educational environment for students of the future.
Keywords
Type | Article |
Information | WORLD OF PSYCHOLOGY № 02/2023 |
Pages | 9-21 |
UDK | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_9 |
Library
1. 28. Mitin, G. V. Theoretical and Analytical Foundations and New Technological Means of Overcoming Barriers to Personal and Professional Development of Educational Subjects / G. V. Mitin, L. M. Mitina, S. O. Shchelina // ARPHA Proceedings. — 2022. — Vol. 5
2. 27. Hobfoll, S. Conservation of resource caravans and engaged settings / S. Hobfoll // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2011. — Vol. 84. — P. 116–122.
3. 26. Greenglass, E. R. Proactive coping / E. R. Greenglass // Beyond coping : Meeting goals, vision, and challenges / еd. by E. Frydenberg. — London, 2002. — P. 37–62.
4. 25. Хватова, М. В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Хватова Марина Владимировна. — Тамбов, 2012. — 53 с.
5. 24. Фоминова, А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект / А. Н. Фролова. — Москва : Прометей, 2021. — 296 с.
6. 23. Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : сб. науч. ст. / под ред. Л. М. Митиной. — Москва : Психологический институт РАО, 2022. — 308 с.
7. 22. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 101–109.
8. 21. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза/ М.А.Одинцова, Л.А.Александрова, Б.Б.Айсмонтас[и др.]// Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — №3 (60). — С. 76–94. — DOI: 10.51944/20738544_2022_3_76
9. 20. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : [кол. монография] / под ред. Л. М. Митиной ; Психологический институт РАО. — Москва ; Самара : Бахрах, 2022. — 276 с.
10. 19. Митина, Л. М. Структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 1. — С. 122–143.
11. 18. Митина, Л. М. Психологические закономерности и ресурсы личностнопрофессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций / Л. М. Митина, Г. В. М
12. 17. Митина, Л. М. Психологические условия и средства обеспечения преемственности в развитии учащихся на этапе перехода от среднего образования к высшему / Л. М. Митина, Г. В. Митин, С. О. Щелина // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 1 (55). — С.
13. 16. Митина, Л. М. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и систем
14. 15. Митина, Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности / Л. М. Митина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. — № 3. — С. 143–161. — DOI: 10.24412/2073-0861-
15. 14. Митина, Л. М. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов / Л. М. Митина, С. О. Щелина. — Москва : Психологический институт РАО, 2021. — 312 с.
16. 13. Мадди, С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Р. Мадди // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26, № 6. — С. 87–101.
17. 12. Ломов, Б. Ф. Системный подход и проблемы детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 4. — С. 19–33.
18. 11. Личность как субъект жизненных ситуаций: психологические ресурсы совладания / Т. В. Белых, Г. Н. Малюченко, А. А. Карелин, М. М. Орлова. — Саратов : Наука, 2020. — 119 с.
19. 10. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. — 2019. — № 3 (79). — С. 10–16.
20. 9. Ларионова, Л. И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе / Л. И. Ларионова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2017. — Т. 6, № 6А. — С. 50–58.
21. 8. Калашникова, С. А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты / С. А. Калашникова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 1 (29). — С. 218–224.
22. 7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. — Москва, 1986. — Т. 2. Развитие произвольных движений. — 296 с.
23. 6. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
24. 5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2005. — 1136 с.
25. 4. Виноградова, Г. А. Развитие психологических ресурсов студентов-первокурсников (на примере студентов-социологов) / Г. А. Виноградова, Т. П. Сашилова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4/6. — С. 1481–1488.
26. 3. Белинская, Е. П. Проактивное совладание: детерминанты, ресурсы, стратегии / Е. П. Белинская // Личность в пространстве и времени. — 2019. — № 8. — С. 37–43.
27. 2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — Москва : Просвещение, 1976. — 158 с.
28. 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 260 с.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal