Published Date: 01.04.2023

Reflection on the development of pedagogical psychology of the systematic formation of mental actions, creative thinking and professional training of psychologists and teachers (for the 100th anniversary of N. F. Talyzina and the 120th anniversary of P.

Annotation

The purpose of the study: to analyze the scientific activity of outstanding psychologists P. Ya. Galperin and N. F. Talyzina. The methodology is determined by the interaction of such methods as: social and cultural, biographical, conceptual and methodological analysis. The work of P. Ya. Galperin is characterized generically and for the first time the periodization of the development of N. F. Talyzina as a scientist and her contribution to psychology and pedagogy, to the creation of conditions at Moscow State University with P. Ya. Galperin for experimental study and the formation of reflexive and creative thinking are presented. The connection of the formative and developing approaches in ensuring the modernization of education is shown.




Cooperation between generations of the scientific school in the creative space for the development of educational psychology

Library

1. 30. Талызина, Н. Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. — Москва : Знание, 1977. — 64 с.
2. Taly`zina N. F. Kibernetika i pedagogika / N. F. Taly`zina // Problemy` socialisticheskoj pedagogiki : mater. 1-j nauch. konf. ucheny`x-pedagogov socz. stran. — Moskva, 1973. — S. 142–149.
3. 29. Талызина, Н. Ф. Кибернетика и педагогика / Н. Ф. Талызина // Проблемы социалистической педагогики : матер. 1-й науч. конф. ученых-педагогов соц. стран. — Москва, 1973. — С. 142–149.
4. Taly`zina, N. F. Teoriya poe`tapnogo formirovaniya umstvenny`x dejstvij i problema razvitiya my`shleniya / N. F. Taly`zina // Obuchenie i razvitie / otv. red. N. A. Menchinskaya [i dr.]. — Moskva, 1966. — S. 16–22.
5. 28. Талызина, Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления / Н. Ф. Талызина // Обучение и развитие / отв. ред. Н. А. Менчинская [и др.]. — Москва, 1966. — С. 16–22.
6. Semenov, I. N. Refleksivno-pedagogicheskie puti formirovaniya chelovecheskogo kapitala kak resursa psixologicheskoj gotovnosti sub``ektov professional`nogo obrazovaniya / I. N. Semenov, D. A. Vodop`yanov // Strategii i resursy` lichnostnoprofessional`nogo
7. 27.Семенов, И. Н. Рефлексивно-педагогические пути формирования человеческого капитала как ресурса психологической готовности субъектов профессионального образования / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального разви
8. Semenov, I. N. Ya. A. Ponomarev izvestny`j i neizvestny`j: personologicheskaya refleksiya vzaimodejstviya filosofii tvorchestva i psixologii razvitiya (k 100-letnemu yubileyu) / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2020. — № 3 (103). — S. 245–261.
9. 26.Семенов, И. Н. Я. А. Пономарев известный и неизвестный: персонологическая рефлексия взаимодействия философии творчества и психологии развития (к 100-летнему юбилею) / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 245–261.
10. Semenov, I. N. Personologicheskaya refleksiya zhiznetvorchestva P. Ya. Gal`perina i ego psixologo-pedagogicheskoj i istoriko-metodologicheskoj deyatel`nosti v Moskovskom universitete / I. N. Semenov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psixolog
11. 25.Семенов, И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете / И. Н. Семенов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2
12. Semenov, I. N. Tipologiya konceptual`no-metodologicheskix sredstv razvitiya N. F. Taly`zinoj pedagogicheskoj psixologii / I. N. Semenov // Deyatel`nostnaya teoriya ucheniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy` . — Moskva, 2014. — S. 8–12.
13. 24.Семенов, И. Н. Типология концептуально-методологических средств развития Н. Ф. Талызиной педагогической психологии / И. Н. Семенов // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. — Москва, 2014. — С. 8–12.
14. Semenov, I. N. Opy`t izucheniya refleksivnosti tvorcheskogo my`shleniya metodom soderzhatel`no-smy`slovogo analiza / I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2014. — № 5. — S. 10–57.
15. 23. Семенов, И. Н. Опыт изучения рефлексивности творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 5. — С. 10–57.
16. Semenov, I. N. Uchenie P. Ya. Gal`perina ob orientirovke kak konceptual`naya baza refleksivnoj psixologii / I. N. Semenov // Vestnik MGU im. M. V. Lomonosova. Seriya 14, Psixologiya. — 2012. — № 4. — S. 83–92.
17. 22. Семенов, И. Н. Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальная база рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Серия 14, Психология. — 2012. — № 4. — С. 83–92.
18. Semenov, I. N. Problemy` refleksivnoj psixologii resheniya tvorcheskix zadach / I. N. Semenov. — Moskva: NII OPP APN SSSR, 1990. — 215 s.
19. 21. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. — Москва : НИИ ОПП АПН СССР, 1990. — 215 с.
20. Taly`zina, N. F. Problema individual`ny`x razlichij : Opy`t issledovaniya blizneczovy`m metodom / N. F. Taly`zina, S. V. Krivczova, E. A. Muxamatulina. — Moskva : MGU, 1991. — 192 s.
21. 40.Мatthaus, W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie / W. Мatthaus. — Gottingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.3
22. Xozieva, M. V. Tvorchestvo kak razvernuty`j «rechevoj e`tap» v kontekste formirovaniya / M. V. Xozieva // Zhurnal prakticheskogo psixologa. — 2002. — № 4/5.
23. 39.Хозиева, М. В. Творчество как развернутый «речевой этап» в контексте формирования / М. В. Хозиева // Журнал практического психолога. — 2002. — № 4/5.
24. Taly`zina, N. F. Deyatel`nostnaya teoriya ucheniya / N. F. Taly`zina. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2018. — 400 s.
25. 38.Талызина, Н. Ф. Деятельностная теория учения / Н. Ф. Талызина. — Москва : Изд-во Московского университета, 2018. — 400 с.
26. Taly`zina, N. F. Usvoenie nauchny`x ponyatij v shkole / N. F. Taly`zina, I. A. Volodarskaya, G. A. Butkin. — Moskva, 1999; 2-e izd., dop. — Moskva : Yurajt, 2017. — 114 s.
27. 37.Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — Москва, 1999; 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2017. — 114 с.
28. Taly`zina, N. F. Puti ispol`zovaniya teorii planomernogo formirovaniya umstvenny`x dejstvij v praktike obrazovaniya / N. F. Taly`zina // Vestnik MGU. Seriya 14, Psixologiya. — 1992. — № 4. — S. 18–26.
29. 36.Талызина, Н. Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования / Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. — 1992. — № 4. — С. 18–26.
30. Semenov, I. N. K normativnomu analizu poznavatel`noj deyatel`nosti pri diskursivnom reshenii tvorcheskix zadach / I. N. Semenov // Psixologicheskie issledovaniya / pod red. A. N. Leont`eva. — Moskva, 1977. — Vy`p. 7. — S. 39–49.
31. 35.Талызина, Н. Ф. Проблема индивидуальных различий : Опыт исследования близнецовым методом / Н. Ф. Талызина, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. — Москва : МГУ, 1991. — 192 с.
32. Taly`zina, N. F. Formirovanie poznavatel`noj deyatel`nosti mladshix shkol`nikov : kn. dlya uchitelya / N. F. Taly`zina. — Moskva : Prosveshhenie, 1988. — 175 s.
33. 34.Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. — Москва : Просвещение, 1988. — 175 с.
34. Taly`zina, N. F. Puti razrabotki profilya specialista / N. F. Taly`zina, N. G. Pechenyuk, L. B. Xixlovskij ; pod red. N. F. Taly`zinoj. — Saratov : Izd-vo Saratovskogo universiteta, 1987. — 173 s.
35. 33.Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский ; под ред. Н. Ф. Талызиной. — Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1987. — 173 с.
36. Taly`zina, N. F. Pedagogicheskaya psixologiya : Psixodiagnostika intellekta / N. F. Taly`zina, Yu. V. Karpov. — Moskva : Izd-vo MGU, 1987. — 63 s.
37. 32.Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. — Москва : Изд-во МГУ, 1987. — 63 с.
38. Taly`zina, N. F. Texnologiya obucheniya i ee mesto v pedagogicheskoj teorii / N. F. Taly`zina // Sovremennaya vy`sshaya shkola. — 1977. — № 1.
39. 31. Талызина, Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. — 1977. — № 1.
40. Taly`zina, N. F. Puti i vozmozhnosti avtomatizacii uchebnogo processa / N. F. Taly`zina, T. V. Gabaj. — Moskva : Znanie, 1977. — 64 s.
41. Kostyukov, N. N. Teoreticheskie problemy` formirovaniya znanievy`x kompetencij v innovacionnom professional`nom obrazovanii / N. N. Kostyukov, I. N. Semenov // Rossiya: tendencii i perspektivy` razvitiya : ezhegodnik INION RAN. — Moskva, 2010. — Vy`p. 5,
42. 11. Костюков, Н. Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 2. —
43. Kornilova, T. V. Celeobrazovanie v usloviyax poe`tapnogo formirovaniya umeniya reshat` igrovy`e zadachi / T. V. Kornilova, O. K. Tixomirov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psixologiya. — 1979. — № 3. — S. 3–13.
44. 10. Корнилова, Т. В. Целеобразование в условиях поэтапного формирования умения решать игровые задачи / Т. В. Корнилова, О. К. Тихомиров // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1979. — № 3. — С. 3–13.
45. Kaloshina, I. P. Struktura i mexanizmy` tvorcheskoj deyatel`nosti: normativny`j podxod / I. P. Kaloshina. — Moskva : Izd-vo MGU, 1983. — 168 s.
46. 9. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход / И. П. Калошина. — Москва : Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
47. Davy`dov, V. V. Teoriya razvivayushhego obucheniya / V. V. Davy`dov. — Moskva : INTOR, 1996. — 544 s.
48. 8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
49. Gal`perin, P. Ya. Lekcii po psixologii : ucheb. posobie dlya stud. vuzov / P. Ya. Gal`perin. — 2-e izd. — Moskva : Knizhny`j dom «Universitet» : Moskovskij psixologosocial`ny`j institut, 2005. — 399 s.
50. 7. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. — 2-е изд. — Москва : Книжный дом «Университет» : Московский психолого-социальный институт, 2005. — 399 с.
51. Gal`perin, P. Ya. Vospitanie sistematicheskogo my`shleniya v processe resheniya maly`x tvorcheskix zadach / P. Ya. Gal`perin, V. L. Danilova // Voprosy` psixologii. — 1980. — № 1. — S. 31–38.
52. 6. Гальперин, П. Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, В. Л. Данилова // Вопросы психологии. — 1980. — № 1. — С. 31–38.
53. Gal`perin, P. Ya. Sovremennoe sostoyanie teorii poe`tapnogo formirovaniya umstvenny`x dejstvij / P. Ya. Gal`perin, N. F. Taly`zina // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psixologiya. — 1979. — № 4. — S. 54–63.
54. 5. Гальперин, П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1979. — № 4. — С. 54–63.
55. Gal`perin, P. Ya. Psixologiya my`shleniya i uchenie o poe`tapnom formirovanii umstvenny`x dejstvij / P. Ya. Gal`perin // Issledovaniya my`shleniya v sovetskoj psixologii / pod red. E. V. Shoroxovoj. — Moskva, 1966. — S. 236–277.
56. 4. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е. В. Шороховой. — Москва, 1966. — С. 236–277.
57. Gal`perin, P. Ya. Formirovanie nachal`ny`x geometricheskix ponyatij na osnove organizovannogo dejstviya uchashhixsya / P. Ya. Gal`perin, N. F. Taly`zina // Voprosy` psixologii. — 1957. — № 1. — C. 28–44.
58. 3. Гальперин, П. Я. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. — 1957. — № 1. — C. 28–44.
59. Ancyferova, L. I. Issledovanie processa resheniya tvorcheskix zadach / L.I.Ancyferova // Materialy` Soveshhaniya po psixologii : stenogr. otchet / [red.: A. N.Leont`ev i dr.]. — Moskva, 1953.
60. 2. Анцыферова, Л. И. Исследование процесса решения творческих задач / Л. И. Анцыферова // Материалы Совещания по психологии : стеногр. отчет / [ред.: А. Н. Леонтьев и др.]. — Москва, 1953.
61. Alekseev, N. G. Kognitivizm kak obshhepsixologicheskaya koncepciya poznavatel`ny`x processov i naucheniya / N. G. Alekseev, V. K. Zareczkij, I. N. Semenov // Voprosy` psixologii. — 1979. — № 2. — S. 164–169.
62. 1. Алексеев, Н. Г. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. — 1979. — № 2. — С. 164–169.
63. 20. Семенов, И. Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при дискурсивном решении творческих задач / И. Н. Семенов // Психологические исследования / под ред. А. Н. Леонтьева. — Москва, 1977. — Вып. 7. — С. 39–49.
64. Refleksivno-organizacionny`e problemy` formirovaniya my`shleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. — Moskva : IRPTiGO, 2003. — 247 s.
65. 19. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Москва : ИРПТиГО, 2003. — 247 с.
66. Psixologo-pedagogicheskie problemy` professional`nogo obucheniya / otv. red. P. Ya. Gal`perin, N. F. Taly`zina, Z. A. Reshetova. — Moskva : MGU, 1979. — 298 s.
67. 18. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / отв. ред. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, З. А. Решетова. — Москва : МГУ, 1979. — 298 с.
68. Podol`skij, A. I. Psixologicheskaya sistema P. Ya. Gal`perina / A. I. Podol`skij // Voprosy` psixologii. — 2002. — № 5. — S. 15–28.
69. 17. Подольский, А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина / А. И. Подольский // Вопросы психологии. — 2002. — № 5. — С. 15–28.
70. Orzhekovskij, P. A. Rol` refleksivnoj psixologii v formirovanii tvorcheskogo opy`ta uchashhixsya i razrabotke innovacionny`x uchebnikov po ximii / P. A. Orzhekovskij, I. N. Semenov // Proektno-issledovatel`skij podxod v refleksivnoj psixologii innovacionn
71. 16. Оржековский, П. А. Роль рефлексивной психологии в формировании творческого опыта учащихся и разработке инновационных учебников по химии / П. А. Оржековский, И. Н. Семенов // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного об
72. Obuxova, L. F. Razvitie divergentnogo my`shleniya / L. F. Obuxova, S. M. Churbanova. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1994. — 79 s.
73. 15. Обухова, Л. Ф. Развитие дивергентного мышления / Л. Ф. Обухова, С. М. Чурбанова. — Москва : Изд-во Московского университета, 1994. — 79 с.
74. Leont`ev, A. N. Opy`t e`ksperimental`nogo issledovaniya tvorcheskogo my`shleniya / A. N.Leont`ev, Ya. A. Ponomarev, Yu. B. Gippenrejter // Obshhaya psixologiya. Psixologiya my`shleniya : xrestomatiya / pod red. Yu. B. Gippenrejter, V. V. Petuxova. — Moskv
75. 14. Леонтьев, А. Н. Опыт экспериментального исследования творческого мышления / А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Ю. Б. Гиппенрейтер // Общая психология. Психология мышления : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — Москва, 1981. — С.
76. Ladenko, I. S. Formirovanie tvorcheskogo my`shleniya i razvitie refleksii / I. S.Ladenko, I. N. Semenov, S. Yu. Stepanov. — Novosibirsk : IOFF SO AN SSSR, 1990. — 65 s.
77. 13. Ладенко, И. С. Формирование творческого мышления и развитие рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Новосибирск : ИОФФ СО АН СССР, 1990. — 65 с.
78. K probleme upravleniya obucheniem i vospitaniem : sb. st. / otv. red.-sost. N. F. Taly`zina. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1970. — 265 s.
79. 12. К проблеме управления обучением и воспитанием : сб. ст. / отв. ред.-сост. Н. Ф. Талызина. — Москва : Изд-во Московского университета, 1970. — 265 с.

Other articles