Published Date: 01.04.2023

От индивидуально-психологических особенностей подростков к транспрофессионализму в социально-профессиональном будущем: сущностный анализ и результаты исследования

Annotation

В статье представлен сущностный анализ индивидуально-психологических особенностей личности как предпосылки и предиктора формирования транспрофессиональных характеристик в процессе допрофессионального развития, сопряженного с воспитанием, обучением, профориентацией; описаны характеристики транспрофессионализма субъекта профессиональной деятельности. В ходе эмпирического исследования конструктивные профессиональные установки, антиципационная состоятельность, интеллектуальная лабильность, лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности подростков рассматривались как предпосылки формирования у них транспрофессионализма в социально-профессиональном будущем.



Library

1. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета : кол. монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. — 383 с.
2. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования / П. И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 3. — С. 221–227.
3. Скотникова, И. Г. Парадигма вероятностного прогнозирования в психологии / И. Г. Скотникова // Познание и переживание. — 2021. — Т. 2, № 2. — С. 6–27. — DOI: 10.51217/cogexp_2021_02_02_01
4. Родичев, Н. Ф. Гармонизация представлений о воспитании и профессиональной ориентации / Н. Ф. Родичев, Л. Н. Куртеева, С. А. Осадчева // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — С. 108–123. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_108
5. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2010. — 496 с.
6. Менделевич, В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич. — Москва : Городец, 2018. — 448 с.
7. Мазниченко, М. А. Ранняя комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями, профдиагностика, профессиональные пробы / М. А. Мазниченко, В. П. Шуванова, А. А. Зиновьева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2020.
8. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 320 с.
9. Конюхова, Е. Т. Функции установки личности на успешность в профессиональной деятельности / Е. Т. Конюхова // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 10. — С. 21–22.
10. Кондаков, И. М. Диагностика профессиональных установок подростка / И. М. Кондаков // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 122–130.
11. 12.Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 158–164.
12. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. — Москва, 2018
13. Зиннатова, М. В. Самотрансценденция: феноменологическое исследование / М. В. Зиннатова // Учененые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2022. — № 3. — С. 116–128.
14. Зиннатова, М. В. Психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков / М. В. Зиннатова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 35–40.
15. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — № 2. — С. 7–14.
16. Зеер, Э. Ф. Психологические характеристики транспрофессиональных компетенций специалистов (на примере магистрантов — представителей социономических и технономических групп профессий) / Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатова, Т. Д. Буковей // Психология образовани
17. Гребнев, Л. С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. — 2015. — № 10. — С. 48–51.
18. Горбунова, М. Б. Методика формирования социально-личностных компетенций учащихся 1–4 классов в исследовательской деятельности / М. Б. Горбунова // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. — 2018. — № 3. — С. 33–37.
19. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Психология. — Москва, 2002. — С. 14–120.
20. Бутко, Н. Б. Формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-физиков в процессе самостоятельной работы / Н. Б. Бутко, С. П. Степина // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 248–254. — DOI: 10.223
21. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

Other articles