Published Date: 01.04.2023
From the Individual Psychological Characteristics of Adolescents towards Trans-professionalism in the Social Professional Future: Essential Analysis and Research Results
Annotation
The article presents an essential analysis of the individual psychological characteristics of a person as a prerequisite and predictor for the formation of trans-professional traits in the process of pre-professional development related to upbringing, education, vocational guidance; the traits of trans-professionalism of the subject of professional activity are described. Constructive professional attitudes, anticipatory consistency, intellectual lability, leadership abilities, communicative and organizational inclinations of adolescents were considered as prerequisites for the formation of trans-professionalism in the applied research.
Keywords
Type | Article |
Information | IZVESTIA of the Russian Academy of Education № 02/2023 |
Pages | 142-154 |
UDK | 159.922.7-053.6+159.98:331.101+159.922.4+331.101+378.1 |
DOI | 0.51944/20738498_2023_2_141 |
Library
1. 12.Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 158–164.
2. Kondakov, I. M. Metodologicheskie osnovaniya zarubezhny`x teorij professional`nogo razvitiya / I. M. Kondakov, A. V. Suxarev // Voprosy` psixologii. — 1989. — № 5. — S. 158–164.
3. 13. Кондаков, И. М. Диагностика профессиональных установок подростка / И. М. Кондаков // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 122–130.
4. Kondakov, I. M. Diagnostika professional`ny`x ustanovok podrostka / I. M. Kondakov // Voprosy` psixologii. — 1997. — № 2. — S. 122–130.
5. 14. Конюхова, Е. Т. Функции установки личности на успешность в профессиональной деятельности / Е. Т. Конюхова // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 10. — С. 21–22.
6. Konyuxova, E. T. Funkcii ustanovki lichnosti na uspeshnost` v professional`noj deyatel`nosti / E. T. Konyuxova // Sovremenny`e naukoemkie texnologii. — 2005. — № 10. — S. 21–22.
7. 15. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 320 с.
8. Kornilova, T. V. Metodologicheskie osnovy` psixologii / T. V. Kornilova, S. D. Smirnov. — Sankt-Peterburg : Piter, 2006. — 320 s.
9. 16. Мазниченко, М. А. Ранняя комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями, профдиагностика, профессиональные пробы / М. А. Мазниченко, В. П. Шуванова, А. А. Зиновьева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2020.
10. Maznichenko, M. A. Rannyaya kompleksnaya proforientaciya doshkol`nikov: oznakomlenie s professiyami, profdiagnostika, professional`ny`e proby` / M. A. Maznichenko, V. P. Shuvanova, A. A. Zinov`eva // Doshkol`nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheni
11. 17. Менделевич, В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич. — Москва: Городец, 2018. — 448 с.
12. Mendelevich, V. D. Anticipacionny`e mexanizmy` nevrozogeneza / V. D. Mendelevich. — Moskva : Gorodecz, 2018. — 448 s.
13. 18. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2010. — 496 с.
14. Pryazhnikova, E. Yu. Proforientaciya : ucheb. posobie / E. Yu. Pryazhnikova, N. S. Pryazhnikov. — Moskva : Akademiya, 2010. — 496 s.
15. 19. Родичев, Н. Ф. Гармонизация представлений о воспитании и профессиональной ориентации / Н. Ф. Родичев, Л. Н. Куртеева, С. А. Осадчева // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — С. 108–123. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_108
16. Rodichev, N. F. Garmonizaciya predstavlenij o vospitanii i professional`noj orientacii / N. F. Rodichev, L. N. Kurteeva, S. A. Osadcheva // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 3 (59). — S. 108–123. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_108
17. 20. Скотникова, И. Г. Парадигма вероятностного прогнозирования в психологии / И. Г. Скотникова // Познание и переживание. — 2021. — Т. 2, № 2. — С. 6–27. — DOI: 10.51217/cogexp_2021_02_02_01
18. Skotnikova, I. G. Paradigma veroyatnostnogo prognozirovaniya v psixologii / I. G. Skotnikova // Poznanie i perezhivanie. — 2021. — T. 2, № 2. — S. 6–27. — DOI: 10.51217/cogexp_2021_02_02_01
19. 21. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования / П. И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 3. — С. 221–227.
20. Tret`yakov, P. I. Professional`naya zhiznesposobnost` i kompetencii pedagogovrukovoditelej kak pokazateli kachestva obrazovaniya / P. I. Tret`yakov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2006. — № 3. — S. 221–227.
21. 1. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. — Москва, 2018
22. Asmolov, A. G. Preadaptaciya k neopredelennosti kak strategiya navigacii razvivayushhixsya sistem: marshruty` e`volyucii / A. G. Asmolov, E. D. Shexter, A. M. Chernorizov // Mobilis in mobili: lichnost` v e`poxu peremen / pod obshh. red. A. G. Asmolova. —
23. 2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
24. Bajdenko, V. I. Vy`yavlenie sostava kompetencij vy`pusknikov vuzov kak neobxodimy`j e`tap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya : metod. posobie / V. I. Bajdenko. — Moskva : Issledovatel`skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. — 72
25. 3. Бутко, Н. Б. Формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-физиков в процессе самостоятельной работы / Н. Б. Бутко, С. П. Степина // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 248–254. — DOI: 10.223
26. Butko, N. B. Formirovanie professional`ny`x i obshhekul`turny`x kompetencij studentov-fizikov v processe samostoyatel`noj raboty` / N. B. Butko, S. P. Stepina // Polilingvial`nost` i transkul`turny`e praktiki. — 2018. — T. 15, № 2. — S. 248–254. — DOI: 10
27. 4. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Психология. — Москва, 2002. — С. 14–120.
28. Vy`gotskij, L. S. Istoricheskij smy`sl psixologicheskogo krizisa / L. S. Vy`gotskij // Psixologiya. — Moskva, 2002. — S. 14–120.
29. 5. Горбунова, М. Б. Методика формирования социально-личностных компетенций учащихся 1–4 классов в исследовательской деятельности / М. Б. Горбунова // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. — 2018. — № 3. — С. 33–37.
30. Gorbunova, M. B. Metodika formirovaniya social`no-lichnostny`x kompetencij uchashhixsya 1–4 klassov v issledovatel`skoj deyatel`nosti / M. B. Gorbunova // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. — 2018. — № 3. — S. 33–37.
31. 6. Гребнев, Л. С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. — 2015. — № 10. — С. 48–51.
32. Grebnev, L. S. Obshhekul`turny`e kompetencii i vospity`vayushhie texnologii / L. S. Grebnev // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 10. — S. 48–51.
33. 7. Зеер, Э. Ф. Психологические характеристики транспрофессиональных компетенций специалистов (на примере магистрантов — представителей социономических и технономических групп профессий) / Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатова, Т. Д. Буковей // Психология образовани
34. Zeer, E` . F. Psixologicheskie xarakteristiki transprofessional`ny`x kompetencij specialistov (na primere magistrantov — predstavitelej socionomicheskix i texnonomicheskix grupp professij) / E` . F. Zeer, M. V. Zinnatova, T. D. Bukovej // Psixologiya obra
35. 8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — № 2. — С. 7–14.
36. Zimnyaya, I. A. Klyuchevy`e kompetencii — novaya paradigma rezul`tata obrazovaniya / I. A. Zimnyaya // E`ksperiment i innovacii v shkole. — 2009. — № 2. — S. 7–14.
37. 9. Зиннатова, М. В. Психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков / М. В. Зиннатова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 35–40.
38. Zinnatova, M. V. Psixologicheskie predposy`lki formirovaniya transprofessionalizma u starshix podrostkov / M. V. Zinnatova // Professional`noe obrazovanie i ry`nok truda. — 2019. — № 2. — S. 35–40.
39. 10. Зиннатова, М. В. Самотрансценденция: феноменологическое исследование / М. В. Зиннатова // Учененые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2022. — № 3. — С. 116–128.
40. Zinnatova, M. V. Samotranscendenciya: fenomenologicheskoe issledovanie / M. V. Zinnatova // Ucheneny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psixologiya. — 2022. — № 3. — S. 116–128.
41. 11. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета : кол. монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. — 383 с.
42. Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal`ny`x kompetencij obuchayushhixsya pri osvoenii obrazovatel`ny`x programm bakalavriata, magistratury`, specialiteta : kol. monografiya / pod nauch. red. I. Yu. Tarxanovoj. — Yaroslavl` : RIO YaGPU, 2018. — 383
The full version of the article is available only to subscribers of the journal